Художественно - историческая глава.

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Факультет культуры и искусства

Специальность 54.02.02 "Декоративно-прикладное искусство

и народные промыслы"

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: "Роспись подноса в стиле Жостово"

Студента Неверовой Ольги Андреевны /___________ /

Консультант Антонова Александра Викторовна /___________ /

МОСКВА

Оглавление


Введение ………………………………………………………........................................................3

1. Художественно-историческая глава…………………………..............................5

История промысла………………………………………………………............................................................5

2. Художественно - композиционная часть..................................................15

3. Технологическая глава………………………………………........................................16

Технологический процесс изготовления изделия……………………….................................16

Инструменты .Оборудование. Материалы……………………………….......................................25

Организация рабочего места……………………………………………..................................................26

Охрана труда и техника безопасности…………………………………............................................27

4. Заключение…………………………………………………….................................................29

5. Список литературы…………………………………………...............................................30

6. Приложение……………………………………………………….............................................31

Введение.

Вся национальная культура общества в большей степени проявляется в декоративно-прикладном искусстве. Это важнейшая часть из культурной жизни страны

Художественно - историческая глава.

История промысла

Северодвинская роспись — одно из крупнейших направлений русской росписи. Роспись включает в себя влияние архаичного крестьянского, языческого искусства и мотивы соседней Северной Европы. Каждый из подвидов росписи включает множество элементов-символов. А композиции из этих элементов создают неповторимую ажурную роспись.

Северодвинскую роспись отличает графичностью и яркостью.

В понятие «роспись северодвинского типа» включают самостоятельные разновидности: пермогорскую, ракульскую, пучужскую, мезенскую, борецкую и др.

Первая названа по селу Пермогорье. Центром второй разновидности является деревня Ульяновская у речки Ракулки. Северо-двинские росписи близки по композиционным приемам, но различаются мотивами и особенностями колорита.

Борецкая роспись по дереву – народный художественный промысел, относящийся к линии северорусской графической росписи. Северодвинские мастера, работавшие в стиле борецкой росписи, расписывали предметы домашнего обихода: короба, прялки, туеса, орудия труда, шкатулки, сундуки, лубяные короба, подарочные шахматы, разделочные доски, лопатки, солонки, подставки и многое другое.

Им характерны белый фон, преобладание красного цвета и позолоты. Композиции выстраиваются по «принципу иконостаса», ярусно (в приемах росписи очевидна связь с иконописью). Писали деревенские мастера по грунту из яичного белка. После окончания роспись покрывали масляным лаком. Для поздней борецкой росписи характерно использование натурального цвета дерева.

Для выполнения итогового задания был выбран берестяной короб, так как береста - это уникальный природный материал, экологически чистый, а также очень легкий в обработке, а берестяной короб - одно из самых универсальных предметов быта.

Выбор борецкой росписи определило ее цветовая уникальность. Она отличается большой нарядностью, использованием ярких цветов: красного, зеленого и желтого, множеством рисованных кружевных элементов, и, конечно, животных, птиц, людей – всего и всех, что окружало человека. В данной росписи можно изобразить любую композицию от архитектурных ансамблей до сцен с людьми.

Более 95% населения России в XIX веке жили в деревнях. Крестьяне сами изготовляли орудия труда и предметы быта, что не изготовляли сами - покупали на ярмарках или обменивались.

Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи, плели корзины и короба. В берестяных коробах хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также, рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими. В крупе и муке, хранящейся в берестяном туеске, никогда не заведутся жучки. А ещё береста отпугнёт злую моль от шуб и шапок.

История берестяного промысла уходит в глубокую древность. До наших дней дошли берестяные грамоты , найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных и северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.

Художественно - историческая глава. - student2.ru

Борецкая роспись зародилась в древнейшем селе Борок, на берегу Северной Двины. Возникла в XV веке, когда там поселились новгородские бояре Борецкие, вместе с ними сюда же перебрались и иконописцы, благодаря которым и сложился стиль Борецкой росписи.

Художественно - историческая глава. - student2.ru

Круг бытовых предметов, которые украшались борецкой росписью разнообразен. Роспись покрывала многие крупные предметы - сундуки, ларцы, подголовники. В большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду. Но, так же как и в Пермогорье, здесь больше всего расписывались прялки. Борецкие прялки велики по размеру, имеют широкую лопасть, чёткий, красивый ряд крупных городков, две круглые серьги и нарядную фигурную ножку. Роспись сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придаёт им ещё большую праздничность и парадность. Композиция лопастки, как бы делится на три части. Под городками нарисованы золотые окна с цветами, в центре - сказочный цветущий куст с птицами (варианты его трактовки бесконечны), а внизу чаще всего размещалась сцена катания.

Прялки, украшенные борецкой росписью, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины-пермогорской и ракульской.

Художественно - историческая глава. - student2.ru Художественно - историческая глава. - student2.ru

Ракульская прялка Пермогорская прялка

Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а «неряху-непряху» клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем, у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялки невестам, иногда подписывали от кого – к кому.

Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте. Прялка сохраняла форму и орнамент, традиционные для своей местности. Борецкие прялки изготавливались из цельного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков (головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку. Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность. За счет использования сусального золота и яичной темперы – очень дорогостоящих материалов – в XVIII веке хорошую золотофонную борецкую прялку можно было обменять на корову.

Художники ХVII-XVIII вв., унаследовавшие традиции новгородских мастеров-иконописцев, внесли в композицию росписи форму иконостаса,

разделили лопаску прялки на ярусы – ставы, заполнили их квадратиками наподобие икон, а внизу нарисовали дверь, похожую на царские врата алтаря.

Самой известной художницей того времени была Пелагея Амосова. У нее сложился свой, оригинальный стиль росписи. Она любила 3-х ярусные нарядные прялки с оконцами, с красными переплетами и цветами. Средний став с деревом и нижний с конем, с золотом по белому фону и красным травяным узором.

Художественно - историческая глава. - student2.ru

Время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы. Дробным растительным узором украшаются саночки с ездоком – эту часть лопаски стали называть «став с конем».

Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. По древней легенде, «начало всех начал» – это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от

нее благополучия и счастья человека.

На прялках изображались и птицы. Они также изменились. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички. Мастера писали их такими, какими видели. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные.

В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которые были на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы стали теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название «став с древом».

Художественно - историческая глава. - student2.ru Художественно - историческая глава. - student2.ru

Такими прялки дошли к началу XX в. За свою яркость, позолоту и белый фон они пользовались большим успехом, и везли их с ярмарок в Москву, Петербург и по всему свету.

Каждый элемент в Борецкой росписи обладал символикой, нередко неоднозначной, при этом вся композиция приобретала смысл. Так, например, древо жизни означало «начало всех начал», плодородие, а также дуальное мужское и женское начала (особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами). Это означало одновременно единство, и дуальное противопоставление. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. Изображалось в виде роскошного дерева с корнями, с прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены цветы, ягоды, птицы, изящные листья.

Солнце, дающее, по их представлению, все блага жизни, изображавшееся в виде круга, лев и единорог как обереги от всех бед ,«Древо жизни» с райскими птицами, рождающее мечты о далекой прекрасной жизни, петухи, возвещающие о восходе солнца. Лебедь в древней мифологии символизировала бескрайнее небо, конь и утка означали солнце и воду, а излюбленный красный цвет — земное плодородие и стихию небесного огня и солнца.

Художественно - историческая глава. - student2.ru

Также можно встретить солнечные и лунные знаки, знаки, означающие живое разгорающееся солнце, знаки воды и дождя, громовой знак Перуна или другие оберегающие знаки; знаки изобилия и знаки пожелания добра, знаки неба и земли.

На прялках иногда встречается сюжет — всадник на коне или два коня под дугой («радугой-дугой»). Наши далекие предки могли представить себе радугу-дугу как оберег от огненных молниеносных стрел громовержца Перуна.

Художественно - историческая глава. - student2.ru Художественно - историческая глава. - student2.ru Художественно - историческая глава. - student2.ru

А когда узнали, что земля — шар, то радуга в их воображении превратилась в кольцо-оберег вокруг земли. Так и конская дуга, кроме утилитарного ее назначения, и колокольчик под дугой могли играть роль оберега от всего дурного, что мог встретить ямщик на своем пути.

А тот всадник на коне или два коня, бегущих по цветущему саду, что изобразил на прялке мастер, были также защищены радугой-дугой от злых сил.

Санями на Руси пользовались зимой и летом. По бездорожью, на ярмарку, для ямской езды, для праздничных катаний и свадебных выездов. И на прялках мы видим все эти сцены, как, например, чиновник сидит в кибитке нарядный, покуривает трубку, а ямщик на случке возвышается. Особенно хороши праздничные катания и свадебные выезды. Тут и нарядная сбруя, и дуга с золоченой росписью, виноградными гроздьями, розетками-солнышками, и расписные сани — все это имело большое значение в свадебном обряде. Персонажи росписи одеты в праздничные одежды новгородских бояр XVII века.

Призвание народного искусства — украшать быт и труд крестьян. Это определило его оптимистический настрой в выборе положительных тем и сюжетов для своих произведений, в нарядной декоративности, орнаментальной узорчатости, яркости цветовых сочетаний. Красный цвет был когда-то излюбленным в России, он являлся символом добра и красоты, а белый — символом чистоты и святости. В этом соединялись древность и современность, реальность и сказочность.

Технологическая глава.

Проект

Необходимо измерить высоту, ширину и общую длину по диаметру подноса. Исходя из полученных размеров, выбираем планшет, натягиваем бумагу.

1. Перед началом работы необходимо хорошо протереть поверхность стола. Для того что бы устранить мелкие частицы и остатки краски.

2. Заготавливаем лист бумаги, который больше планшета на 2 или 3 см. Бумагу смачиваем с одной стороны при помощи поролоновой губки. Если бумага плотная, то ее смачивают с двух сторон.

3. Дав бумаге немного размокнуть, что приводит к увеличению ее размеров, ее вторично разглаживают на поверхности стола, что бы вторично удалить оставшиеся пузыри.

4. После этого бумагу накладывают на заготовленный планшет, следя за тем, чтобы со всех сторон остались одинаковые поля. При помощи кисти на ребра планшета наносится равномерный слой ПВА, либо равномерно закрепляется кнопками.

5. Клею дают подсохнуть и в это время приступают к раскрою листа по краям планшета, затем выступающую по краям бумагу загибают и прижимают к ребрам планшета по сторонам.

6. Притирку бумаги в местах проклейки рекомендуется выполнять предметом, имеющим цилиндрическую форму.

7. Обтянутый планшет переворачиваем бумагой к верху и оставляем в горизонтальном положении для полного высыхания бумаги.

После того, как планшет окончательно высохнет, размечаем на нем поднос. На этом этапе важно композиционно правильно расположить поднос на проекте, чтобы осталось место для подписей.

Затем разрабатываем рисунок на кальке. За основу я вязла работу художника Можаева. Затем переносим рисунок с кальки на проект и делаем заливку рисунка акварелью. После кладём плотные мазки темперой, чтобы сымитировать плотные масляные мазки. После я закрасила фон саже газовой темперой, имитируя тем самым чёрный фон.

После конечной отрисовки, оформляем работу: наверху планшета пишем черной тушью название работы, в левом нижнем углу пишем краткую аннотацию, а в правом нижнем углу фамилию студента и преподавателя.

Технологическая карта

Этапы Стадии
Подготовка поверхности изделия Отсутствует, т. к. береста сразу готова для нанесения рисунка и росписи.
    Перенос рисунка Точный перевод рисунка на кальку (при помощи острозаточенного карандаша).
Уточнение деталей рисунка
Перенос рисунка на изделие
Удаление неточностей при переводе
    Роспись изделия Раскладка основных цветовых тонов
Раскладка второстепенных цветовых тонов
Сушка
Выполнение обводки и приписок
Сушка. Покрытие лаком
    Отделка Покрытие акриловым лаком
Сушка

Организация рабочего места.

Перед работой нужно проветрить помещение и обязательно сделать влажную уборку. Работать лучше всего при дневном свете, так как это бережет зрение и помогает не ошибиться в выборе цвета.

От правильной организации рабочего места может зависеть как темп, так и качество работы. Приступая к работе необходимо одеть спецодежду (халат).

Справа от себя нужно постелить тряпочку, полотенце или салфетку. Так же справа - расположить банку с водой, а лучше две (одна для более грязных кистей), рядом с банкой положить палитру и кисти. Палитрой может служить кусок стекла, отороченный для безопасности скотчем, белая кафельная плитка или тарелка. На промыслах основные цвета разводят в отдельных емкостях- баночках, для однородного цвета. Если цвета разводить много, для многократного применения, после использования эта емкость прикрывается крышечкой из фольги, но палитра все-таки нужна, чтобы смешивать цвета и снимать с кисточки лишнюю краску. Если вы выкладываете краски на палитру, то удобнее, чтобы земляные цвета находились рядом, так же как кадмиевые и кобальтовые. Черный цвет пусть ляжет ближе к земляным и подальше от светлых, а белый - можно частями выкладывать рядом с основными частями. Здесь нет особого правила расположения, самое главное - чтобы вы сами определили для себя порядок и всегда следовали ему. Ведь когда соблюдаешь определенные правила, и все лежит на привычных для тебя местах, работа идет сама собой.

Также важно, чтобы было удобно сидеть. На многих промыслах предпочитают низкие стульчики или скамеечки под ноги. Посадка правым боком к столу.

Работу облегчают некоторые профессиональные приемы, например: для удобного положения руки используют скамеечку, планку, губку.

Заключение.

Итогом выполнения курсовой работы стали:

1) планшет с изображением изделия;

2) выполнение изделия;

3) курсовая записка.

Планшет содержит изображения изделия со всех сторон. Всего три рисунка.

В качестве изделия был взят короб с крышкой и ручкой.

Материал – береста.

Роспись была выполнена в стиле Борецкой росписи.

Период выполнения - один месяц.

Для росписи короба я исследовала особенности Борецкой росписи, разработала авторский эскиз, и выполнила роспись изделия в стиле Борецкой росписи.

В процессе работы были поставлены и выполнены следующие задачи:

1) исследование характерных особенностей, колорита и композиционного строя;

2) сбор иллюстративного материала;

3) изучение исторических предпосылок появления данного вида росписи;

4) разработка авторской композиции изделия, с учетом сложившиеся традиции в росписи;

5) роспись изделия в стиле Борецкой росписи.

Список литературы.

1. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

2. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки. Мастера. Школа. - М., Издательство: Культура и традиции, 2006.

3. Тимофеева Л.Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка: народная роспись Русского Севера. Борецкая роспись. - Архангельск: Правда Севера, 2004.

Приложение.

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Факультет культуры и искусства

Специальность 54.02.02 "Декоративно-прикладное искусство

и народные промыслы"

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: "Роспись подноса в стиле Жостово"

Студента Неверовой Ольги Андреевны /___________ /

Консультант Антонова Александра Викторовна /___________ /

МОСКВА

Оглавление


Введение ………………………………………………………........................................................3

1. Художественно-историческая глава…………………………..............................5

История промысла………………………………………………………............................................................5

2. Художественно - композиционная часть..................................................15

3. Технологическая глава………………………………………........................................16

Технологический процесс изготовления изделия……………………….................................16

Инструменты .Оборудование. Материалы……………………………….......................................25

Организация рабочего места……………………………………………..................................................26

Охрана труда и техника безопасности…………………………………............................................27

4. Заключение…………………………………………………….................................................29

5. Список литературы…………………………………………...............................................30

6. Приложение……………………………………………………….............................................31

Введение.

Вся национальная культура общества в большей степени проявляется в декоративно-прикладном искусстве. Это важнейшая часть из культурной жизни страны

Художественно - историческая глава.

История промысла

Северодвинская роспись — одно из крупнейших направлений русской росписи. Роспись включает в себя влияние архаичного крестьянского, языческого искусства и мотивы соседней Северной Европы. Каждый из подвидов росписи включает множество элементов-символов. А композиции из этих элементов создают неповторимую ажурную роспись.

Северодвинскую роспись отличает графичностью и яркостью.

В понятие «роспись северодвинского типа» включают самостоятельные разновидности: пермогорскую, ракульскую, пучужскую, мезенскую, борецкую и др.

Первая названа по селу Пермогорье. Центром второй разновидности является деревня Ульяновская у речки Ракулки. Северо-двинские росписи близки по композиционным приемам, но различаются мотивами и особенностями колорита.

Борецкая роспись по дереву – народный художественный промысел, относящийся к линии северорусской графической росписи. Северодвинские мастера, работавшие в стиле борецкой росписи, расписывали предметы домашнего обихода: короба, прялки, туеса, орудия труда, шкатулки, сундуки, лубяные короба, подарочные шахматы, разделочные доски, лопатки, солонки, подставки и многое другое.

Им характерны белый фон, преобладание красного цвета и позолоты. Композиции выстраиваются по «принципу иконостаса», ярусно (в приемах росписи очевидна связь с иконописью). Писали деревенские мастера по грунту из яичного белка. После окончания роспись покрывали масляным лаком. Для поздней борецкой росписи характерно использование натурального цвета дерева.

Для выполнения итогового задания был выбран берестяной короб, так как береста - это уникальный природный материал, экологически чистый, а также очень легкий в обработке, а берестяной короб - одно из самых универсальных предметов быта.

Выбор борецкой росписи определило ее цветовая уникальность. Она отличается большой нарядностью, использованием ярких цветов: красного, зеленого и желтого, множеством рисованных кружевных элементов, и, конечно, животных, птиц, людей – всего и всех, что окружало человека. В данной росписи можно изобразить любую композицию от архитектурных ансамблей до сцен с людьми.

Более 95% населения России в XIX веке жили в деревнях. Крестьяне сами изготовляли орудия труда и предметы быта, что не изготовляли сами - покупали на ярмарках или обменивались.

Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи, плели корзины и короба. В берестяных коробах хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также, рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими. В крупе и муке, хранящейся в берестяном туеске, никогда не заведутся жучки. А ещё береста отпугнёт злую моль от шуб и шапок.

История берестяного промысла уходит в глубокую древность. До наших дней дошли берестяные грамоты , найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных и северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.

Художественно - историческая глава. - student2.ru

Борецкая роспись зародилась в древнейшем селе Борок, на берегу Северной Двины. Возникла в XV веке, когда там поселились новгородские бояре Борецкие, вместе с ними сюда же перебрались и иконописцы, благодаря которым и сложился стиль Борецкой росписи.

Художественно - историческая глава. - student2.ru

Круг бытовых предметов, которые украшались борецкой росписью разнообразен. Роспись покрывала многие крупные предметы - сундуки, ларцы, подголовники. В большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду. Но, так же как и в Пермогорье, здесь больше всего расписывались прялки. Борецкие прялки велики по размеру, имеют широкую лопасть, чёткий, красивый ряд крупных городков, две круглые серьги и нарядную фигурную ножку. Роспись сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придаёт им ещё большую праздничность и парадность. Композиция лопастки, как бы делится на три части. Под городками нарисованы золотые окна с цветами, в центре - сказочный цветущий куст с птицами (варианты его трактовки бесконечны), а внизу чаще всего размещалась сцена катания.

Прялки, украшенные борецкой росписью, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины-пермогорской и ракульской.

Художественно - историческая глава. - student2.ru Художественно - историческая глава. - student2.ru

Ракульская прялка Пермогорская прялка

Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а «неряху-непряху» клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем, у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялки невестам, иногда подписывали от кого – к кому.

Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте. Прялка сохраняла форму и орнамент, традиционные для своей местности. Борецкие прялки изготавливались из цельного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков (головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку. Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность. За счет использования сусального золота и яичной темперы – очень дорогостоящих материалов – в XVIII веке хорошую золотофонную борецкую прялку можно было обменять на корову.

Художники ХVII-XVIII вв., унаследовавшие традиции новгородских мастеров-иконописцев, внесли в композицию росписи форму иконостаса,

разделили лопаску прялки на ярусы – ставы, заполнили их квадратиками наподобие икон, а внизу нарисовали дверь, похожую на царские врата алтаря.

Самой известной художницей того времени была Пелагея Амосова. У нее сложился свой, оригинальный стиль росписи. Она любила 3-х ярусные нарядные прялки с оконцами, с красными переплетами и цветами. Средний став с деревом и нижний с конем, с золотом по белому фону и красным травяным узором.

Художественно - историческая глава. - student2.ru

Время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы. Дробным растительным узором украшаются саночки с ездоком – эту часть лопаски стали называть «став с конем».

Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. По древней легенде, «начало всех начал» – это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от

нее благополучия и счастья человека.

На прялках изображались и птицы. Они также изменились. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички. Мастера писали их такими, какими видели. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные.

В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которые были на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы стали теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название «став с древом».

Художественно - историческая глава. - student2.ru Художественно - историческая глава. - student2.ru

Такими прялки дошли к началу XX в. За свою яркость, позолоту и белый фон они пользовались большим успехом, и везли их с ярмарок в Москву, Петербург и по всему свету.

Каждый элемент в Борецкой росписи обладал символикой, нередко неоднозначной, при этом вся композиция приобретала смысл. Так, например, древо жизни означало «начало всех начал», плодородие, а также дуальное мужское и женское начала (особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами). Это означало одновременно единство, и дуальное противопоставление. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. Изображалось в виде роскошного дерева с корнями, с прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены цветы, ягоды, птицы, изящные листья.

Солнце, дающее, по их представлению, все блага жизни, изображавшееся в виде круга, лев и единорог как обереги от всех бед ,«Древо жизни» с райскими птицами, рождающее мечты о далекой прекрасной жизни, петухи, возвещающие о восходе солнца. Лебедь в древней мифологии символизировала бескрайнее небо, конь и утка означали солнце и воду, а излюбленный красный цвет — земное плодородие и стихию небесного огня и солнца.

Художественно - историческая глава. - student2.ru

Также можно встретить солнечные и лунные знаки, знаки, означающие живое разгорающееся солнце, знаки воды и дождя, громовой знак Перуна или другие оберегающие знаки; знаки изобилия и знаки пожелания добра, знаки неба и земли.

На прялках иногда встречается сюжет — всадник на коне или два коня под дугой («радугой-дугой»). Наши далекие предки могли представить себе радугу-дугу как оберег от огненных молниеносных стрел громовержца Перуна.

Художественно - историческая глава. - student2.ru Художественно - историческая глава. - student2.ru Художественно - историческая глава. - student2.ru

А когда узнали, что земля — шар, то радуга в их воображении превратилась в кольцо-оберег вокруг земли. Так и конская дуга, кроме утилитарного ее назначения, и колокольчик под дугой могли играть роль оберега от всего дурного, что мог встретить ямщик на своем пути.

А тот всадник на коне или два коня, бегущих по цветущему саду, что изобразил на прялке мастер, были также защищены радугой-дугой от злых сил.

Санями на Руси пользовались зимой и летом. По бездорожью, на ярмарку, для ямской езды, для праздничных катаний и свадебных выездов. И на прялках мы видим все эти сцены, как, например, чиновник сидит в кибитке нарядный, покуривает трубку, а ямщик на случке возвышается. Особенно хороши праздничные катания и свадебные выезды. Тут и нарядная сбруя, и дуга с золоченой росписью, виноградными гроздьями, розетками-солнышками, и расписные сани — все это имело большое значение в свадебном обряде. Персонажи росписи одеты в праздничные одежды новгородских бояр XVII века.

Призвание народного искусства — украшать быт и труд крестьян. Это определило его оптимистический настрой в выборе положительных тем и сюжетов для своих произведений, в нарядной декоративности, орнаментальной узорчатости, яркости цветовых сочетаний. Красный цвет был когда-то излюбленным в России, он являлся символом добра и красоты, а белый — символом чистоты и святости. В этом соединялись древность и современность, реальность и сказочность.

Наши рекомендации