Евгения ивановича куропаткина»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»

XXI научно-практическая конференция «Таинственнее, чем мир»

Секция. Филология.

Причастные обороты

Как средство художественной выразительности

(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Автор: Валеева Яна Руслановна,

Ученица 7 Г класса

МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина»,

Руководитель:Сиванькова Елена Михайловна,

Учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина».

Нижневартовск

Г

Причастные обороты как средство художественной выразительности

(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Исследовательская работа Валеевой Яны Руслановны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 – Многопрофильная им. Е.И. Куропаткина», 7 Г класс

Аннотация

Цель работы:

Выявить, является ли причастный оборот средством украшения, обогащения нашей речи (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»). Показать необходимость использования причастного оборота для богатства и выразительности устной и письменной речи современного человека.

Задачи:

- показать, что причастный оборот является средством художественной выразительности,

- проанализировать письменные творческие работы семиклассников, чтобы выявить, используют ли ученики причастные обороты,

- выявить, какие функции выполняет причастный оборот в художественном произведении (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»)

- провести эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким,

- сделать вывод о необходимости обогащать свою речь причастными оборотами,

- донести результаты исследования до одноклассников для расширения их знаний.

Актуальность проблемы:

Причастный оборот – необходимость или авторская выдумка? В разговорной речи семиклассники прекрасно обходятся без причастных оборотов. А вот можно ли обойтись без них, если пишешь сочинение? Стоит ли тратить время на их изучение причастных оборотов или разговаривать и писать, используя сложные предложения?

Объект исследования

Творческие работы учеников 7 г класса, роман А.С. Пушкина «Дубровский».

Предмет исследования – причастные обороты, их роль в сочинениях школьников и романе А.С. Пушкина «Дубровский».

Методы исследования:

-анализ сочинений семиклассников,

- анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»,

- эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким,

- обобщение сведений, формулирование выводов.

Заключение

В результате проведенной исследовательской работы я пришла к выводу, что причастный оборот является средством художественной выразительности. Использование причастных оборотов в устной и письменной речи, обогащает ее, делает яркой и точной, динамичной и образной. Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский», а также изучение материалов по истории языкознания показал, что широкое использование Александром Сергеевичем Пушкиным причастных оборотов в романе «Дубровский» стало ступенькой в развитии русского языка. Функции ПО в романе. Проведенный мной эксперимент подтвердил, что предложения, лишенные причастных оборотов, становятся громоздкими, менее выразительными, трудными для понимания.

Таким образом, если современный человек стремиться сделать свою устную и письменную речь яркой и точной, динамичной и образной, то ему просто необходимо использовать причастные обороты.

Причастные обороты как средство художественной выразительности

(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Исследовательская работа Валеевой Яны Руслановны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 – Многопрофильная им. Е.И. Куропаткина», 7 Г класс

План исследования

Гипотеза

Отношение к причастному обороту у школьников, скорее негативное, ведь использовать его в речи приходится редко, а на письме, если пропустишь, еще и оценку снизят. А в художественном произведении его и не заметишь, читаешь яркий, динамичный текст и не задумываешься, какие средства художественной выразительности использовал автор.

Стоит ли тратить время на их изучение причастных оборотов? Необходимо ли использовать их в речи? Обогатил ли А.С. Пушкин свой роман «Дубровский», используя причастные обороты?

Думаю, что можно ответить по-разному:

1) причастные обороты не нужны, речь с их использованием не меняется, они только усложняют задания школьникам;

2) причастные обороты необходимы, чтобы сделать нашу речь краткой и выразительной, образы яркими, описания динамичными, придать тексту выразительность, торжественность.

I. Подготовительный этап.

- определение источников информации об использовании причастного оборота в русском литературном языке как средства художественной выразительности,

- анализ творческих работ учеников 7 г класса на наличие в них причастных оборотов,

- анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»,

- эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким.

II. Основной этап. Изучение научно-популярной литературы и интернет-ресурсов по данной теме, выявление роли причастных оборотов в работах учеников и романе А.С. Пушкина «Дубровский». Анализ и систематизация полученной информации.

III. Заключительный этап.Обобщение сведений, формулирование выводов.

План работы

1. Знакомство с материалами из истории языкознания о широком применении причастных оборотов в литературных произведениях. Роль причастного оборота как художественного выразительного средства.

2. Выявление роли причастных оборотов в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

3. Анализ использования причастных оборотов в творческих работах учеников 7 г класса.

4. Проведение эксперимента: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким

Заключение.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………..………………….....1

2. Основная часть……….………………………………………….............................................3

2.1. Роль причастного оборота как художественного выразительного средства в развитии русского литературного языка………………………………………………………..………...3

2.2. Использование причастных оборотов в романе А.С. Пушкина «Дубровский»……………………………………………………………………..………..........4

2.3. Анализ использования причастных оборотов в творческих работах учеников 7 г класса………………………...………………………………………………….………………. 6

2.4. Эксперимент по замене причастных оборотов сложными предложениями……….......8

Заключение………………………………………………………………………………..……..9

Список литературы……………………………………………………………….…………... 10

Приложение………………………………………………………………………………….…11

Введение

На одном из уроков русского языка я готовила выступление о букве Ъ (ер). Я использовала информацию из рубрики «Лингвистическая кладовая». Меня заинтересовало, до какого времени эта буква использовалась в русском языке. На других уроках мы снова обращались к рубрике «Лингвистическая кладовая», и все больший интерес вызывали правила русского языка, существовавшие когда-то давно. Наш учитель русского языка обратила наше внимание на то, что мы допускаем ошибки, которые много десятилетий назад и ошибками не были. Наше ошибочное написание слов соответствовало нормам орфографии того времени. Я решила узнать побольше о правилах русской орфографии, действовавших в русском языке до 1918 года и понять, откуда берутся современные ошибки.

Актуальность:

Причастный оборот – необходимость или авторская выдумка? В разговорной речи семиклассники прекрасно обходятся без причастных оборотов. А вот можно ли обойтись без них, если пишешь сочинение? Стоит ли тратить время на их изучение причастных оборотов или разговаривать и писать, используя сложные предложения?

Гипотеза:

Отношение к причастному обороту у школьников, скорее негативное, ведь использовать его в речи приходится редко, а на письме, если пропустишь, еще и оценку снизят. А в художественном произведении его и не заметишь, читаешь яркий, динамичный текст и не задумываешься, какие средства художественной выразительности использовал автор.

Стоит ли тратить время на их изучение причастных оборотов? Необходимо ли использовать их в речи? Обогатил ли А.С. Пушкин свой роман «Дубровский», используя причастные обороты?

Думаю, что можно ответить по-разному:

1) причастные обороты не нужны, речь с их использованием не меняется, они только усложняют задания школьникам;

2) причастные обороты необходимы, чтобы сделать нашу речь краткой и выразительной, образы яркими, описания динамичными, придать тексту выразительность, торжественность.

Цель работы:

Выявить, является ли причастный оборот средством украшения, обогащения нашей речи (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»). Показать необходимость использования причастного оборота для богатства и выразительности устной и письменной речи современного человека.

Задачи:

- показать, что причастный оборот является средством художественной выразительности,

- проанализировать письменные творческие работы семиклассников, чтобы выявить, используют ли ученики причастные обороты,

- выявить, какие функции выполняет причастный оборот в художественном произведении (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»)

- провести эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким,

- сделать вывод о необходимости обогащать свою речь причастными оборотами,

- донести результаты исследования до одноклассников для расширения их знаний.

Методы исследования:

-анализ сочинений семиклассников,

- анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»,

- эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким,

- обобщение сведений, формулирование выводов.

I. Подготовительный этап.

- определение источников информации об использовании причастного оборота в русском литературном языке как средства художественной выразительности,

- анализ творческих работ учеников 7 г класса на наличие в них причастных оборотов,

- анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»,

- эксперимент: в определенном фрагменте текста заменить причастные обороты сложными предложениями; сравнить, какой из двух текстов является более выразительным и емким.

II. Основной этап. Изучение научно-популярной литературы и интернет-ресурсов по данной теме, выявление роли причастных оборотов в работах учеников и романе А.С. Пушкина «Дубровский». Анализ и систематизация полученной информации.

III. Заключительный этап.Подведение итогов.

Основная часть2.

Заключение

Список литературы

Приложение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»

Наши рекомендации