ЧАСТЬ 3: Естественное освещение


Главный и единственный источник естественного освещения – Солнце. Но в зависимости от времени суток, времени года и погодных условий мы имеем дело с большим количеством разнообразных схем освещения.

Основная схема солнечного освещения была приведена в начале статьи на первой диаграмме.

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru


Такое освещение характерно для обычного солнечного дня. В данной ситуации нужно обратить внимание на два существенных фактора – рассеивание и облака.

В первой части статьи мы говорили, о том, что более "короткие" фотоны рассеиваются и формируют голубое небо, а более "длинные" фотоны окрашивают оставшийся свет в красный цвет. Чем большее расстояние проходит свет в атмосфере (чем ниже солнце над горизонтом), тем заметнее этот эффект.

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru


Облака также существенно влияют на цвет и характер освещения. Полупрозрачные облака пропускают свет, но направление фотонов изменяется. Через прозрачный объект (например, стекло) фотоны проходят практически беспрепятственно, лучи света остаются параллельными. А при прохождении полупрозрачного объекта (облако) фотоны сталкиваются и меняют направление. Происходит что-то подобно рассеиванию голубых фотонов в атмосфере, за исключением того, что в облаках столкновениям подвержены фотоны всего спектра.

В результате прохождения через облака свет становится более мягким. Облака также влияют и на цвет, так как они закрывают голубое небо, тем самым, ослабляя его влияние.

   

Полдень

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru


В полдень солнце находится в зените, свет имеет максимально белый цвет и максимальную яркость. Контраст очень высок, тени темные, настолько темные, что эмульсия фотопленки воспринимает их абсолютно черными. Человеческий глаз, в отличии от пленки, способен различать детали в подобной тени.

В большинстве случаев сильный контраст делает картинку непривлекательной. Однако это можно использовать для освещения объектов, которые выглядят неконтрастно при обычном освещении. Например, вода очень выигрывает в полуденном освещении. Поэтому, как правило, изображения тропического океана сняты в полдень.

Яркий свет выбеляет все цвета, поэтому в полдень изображение выглядит менее насыщенным, чем в другое время суток. Еще один недостаток – яркий свет и геометрически малые тени "убивают" объем предметов. Большинство фотографов стараются не снимать в это время суток. Но это не значит, что нужно ставить крест на таком освещении, нетривиальные решения приводят к необычным и творческим результатам.

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Типичное полуденное фото – песок на переднем плане практически белый, тени абсолютно черные

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Водные фото только выигрывают от полуденного освещения

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Контраст этой фотографии получен за счет полуденного освещения и усилен инфракрасным фильтром при съемке.

   

Ранний вечер

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru


В это время суток солнце опускается к горизонту, свет становится более теплым, приобретает желтый оттенок, цвет неба насыщается.

Вечернее освещение выглядит очень привлекательно, теплые тона и мягкий контраст приятны глазу. Пик этого эффекта наступает за час до заката, фотографы называют этот час золотым.

К преимуществам можно добавить эстетически приятное сочетание теплых желтых оттенков освещенных частей с холодными голубыми оттенками теней.

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Трубы электростанции окрашены в желтые цвета вечерним солнцем

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Желтые блики вечернего солнца на шерсти собаки

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Вечернее освещение может добавить привлекательности самым простым объектам

sg 28.01.2008 17:23

Закат

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru


Во время заката солнечный свет приобретает оранжево-красный оттенок. Сила солнечного света ослабевает, контраст становится еще ниже. Влияние неба усиливается и тени принимают насыщенный голубой цвет.

Небо на закате бывает необычайно красивым. Если в это время на небе есть облака, то они подсвечены снизу, они также приобретают оранжевые или красные оттенки. В подобных условиях облака влияют на небо, а соответственно и на цвет теней. Затемненные части могут приобретать розовый или фиолетовый оттенок.

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Блики цвета апельсина и пурпурные тени

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Изображение имеет низкий контраст – по яркости солнце и небо примерно одинаковы

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Закаты длятся недолго, сцена, подобная этой в природе продлится буквально несколько минут.

   

Сумерки

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru


Это очень специфическое время суток с непредсказуемым, но очень часто с очень красивым освещением. Так как солнца уже нет на небосклоне, единственным источником света остается небо. В результате мы имеем очень мягкое освещение с небольшими тенями, слабым контрастом и спокойными цветами.

В ясный день сразу после заката восточная часть неба окрашена в розовые тона. Этот эффект называется Alpenglow и он может окрашивать светлые поверхности (белые стены, песок, воду) в розовые тона. Этот свет очень слаб, поэтому он не может повлиять на более темные поверхности.

Однако, этот эффект может проявляться не только розовыми тонами. Это могут быть и желто-оранжевые цвета из-за отраженного свет от только что зашедшего солнца.

Если смотреть на небо в это время суток через окна из закрытого помещения (особенно если в этом помещении горят лампы накаливания), то небосвод будет казаться темно голубым, розовые оттенки наш глаз не сможет различить.

В пасмурный день небо также остается голубым, для эффекта Alpenglow нужно ясная погода.

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Характерный розовый небосвод

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Розовые отблески на лодке и воде

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Сумерки в пасмурный день

   

В тени

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru


В тени основным источником света является небо, все предметы окрашены в голубые тона, тени очень мягкие.

В подобных световых условиях возможно проявление рефлекса. Например, находясь в тени густого леса можно ощущать зеленые рефлексы от листвы деревьев.

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Обратите внимание на голубые оттенки на лестнице

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Растение в тени

   

Пасмурный день

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru


Освещение в пасмурную погоду может варьироваться от толщины облаков и времени суток. Но вопреки популярному мнению, освещение в пасмурный день может быть интересным. Весь небосклон действует как один неяркий источник света, освещение мягкое, тени очень легкие. Контраст низкий, цветовая насыщенность обычно высока.

Пасмурное освещение обычно связывают со скучным настроением. Но это освещение можно очень интересно использовать. Мягким освещением можно удачно подчеркнуть объем, структуру и цвет объектов. Хорошо смотрятся в таких условиях отражающие поверхности (например, вода, автомобили).

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Низкий контраст и относительный нейтралитет по цвету освещения в пасмурный день позволяет хорошо показать цвета листьев. В яркий солнечный день цвета были бы бледнее.

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Освещение подчеркивает форму, хорошо видны теневые стороны, цвета насыщены.

ЧАСТЬ 3: Естественное освещение - student2.ru
Пасмурное небо позволяет получить прекрасные серебристые отражения на воде.

   

Наши рекомендации