VI. Тенденции развития законодательства

Каковы тенденции дальнейшего развития законодательства, связанного с "дедушкиной" оговоркой и оговоркой об изменении условий контракта?

В 2008 г. разрабатывались два законопроекта: новый Закон РК о недрах и недропользовании и новый НК РК.

Что касается Закона РК о недрах и недропользовании, то особых изменений в отношении "дедушкиной" оговорки не произошло. В ст. 30 Закона закреплены следующие положения: "Недропользователю гарантируется защита его прав в соответствии с законодательством. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие результаты предпринимательской деятельности недропользователя по контрактам, не применяются к контрактам, заключенным до внесения данных изменений и дополнений.

Гарантии, установленные настоящей статьей, не распространяются на изменения законодательства Республики Казахстан в области обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, в сферах экологической безопасности, здравоохранения, налогообложения и таможенного регулирования".

Однако существенным ограничением действия "дедушкиной" оговорки является придание обратной силы Закону в отношении ранее заключенных контрактов в двух случаях:

1) реализация приоритетного права государства; в п. 3 ст. 12 Закона РК о недрах и недропользовании воспроизведены положения названного выше Закона РК "О недрах и недропользовании" 1996 г.: "Для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны во вновь заключаемых контрактах на недропользование, за исключением контрактов по подземным водам и общераспространенным полезным ископаемым, государство имеет приоритетное право перед другой стороной контракта или участниками юридического лица, обладающего правом недропользования, и другими лицами на приобретение отчуждаемого по возмездным и безвозмездным основаниям права недропользования (его части) и (или) объектов, связанных с правом недропользования";

2) изменение и (или) дополнение контракта; в п. 3 ст. 71 Закона РК о недрах и недропользовании закреплено: "В случае, если действия недропользователя при проведении операций по недропользованию в отношении участников недр, месторождений, имеющих стратегическое значение, приводят к изменению экономических интересов Республики Казахстан, создающему угрозу национальной безопасности, компетентный орган вправе потребовать изменения и (или) дополнения условий контракта, в том числе ранее заключенного контракта, с целью восстановления экономических интересов Республики Казахстан".

Новый НК РК был принят 10 декабря 2008 г. В нем закреплено общее положение для операций по недропользованию: "Исчисление налоговых обязательств по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование, производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате, за исключением случаев, указанных в п. 2 настоящей статьи" (п. 1 ст. 308).

Исключение сделано для СРП, заключенных до отмены Закона РК от 8 июля 2006 г. N 68-III "О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море"*(224). В новом НК РК есть следующее положение: "Налоговый режим, определенный в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 г. и прошедшем обязательную налоговую экспертизу, а также контракте на недропользование, утвержденном Президентом Республики Казахстан, сохраняется для налогов и других обязательных платежей в бюджет, в отношении которых в соответствии с положениями такого соглашения (контракта) прямо предусмотрена стабильность налогового режима, действует исключительно в отношении сторон такого соглашения (контракта), а также в отношении поверенных лиц (операторов) в течение всего установленного срока его действия, не распространяется на лиц, не являющихся сторонами такого соглашения (контракта) или поверенными лицами (операторами) и может быть изменен по взаимному соглашению сторон" (ч. 1 п. 2 ст. 308).

"В случае отмены отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, предусмотренных налоговым режимом соглашения (контракта) о разделе продукции, заключенного между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 г. и прошедшего обязательную налоговую экспертизу, а также налоговым режимом контракта на недропользование, утвержденного Президентом Республики Казахстан, недропользователь продолжает производить их уплату в бюджет в порядке и размерах, установленных соглашением (контрактом) о разделе продукции и (или) контрактом на недропользование, до окончания срока их действия или внесения соответствующих изменений и дополнений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан" (ч. 3 п. 2 ст. 308).

Таким образом, тенденции развития законодательства свидетельствуют о неуклонном сужении сферы применения "дедушкиной" оговорки, особенно в области налогообложения. На мой взгляд, со временем "дедушкина" оговорка вообще исчезнет. Распространение получит, скорее всего, оговорка об изменении условий инвестиционного договора в целях обеспечения интересов сторон.

Наши рекомендации