Зак-во России об иностранных инвестициях

- ФЗ от 09.07.1999 № 160 «Об иностранных инвестициях в РФ»

- ФЗ от 29.04.2008 № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общ-ва, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

(В перечне стратегических отраслей, куда доступ иностранных инвестиций ограничен, - 42 сферы деятельности, включая ядерную, космическую и авиационную промышленность, разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения и связь. В список попали почти все металлургические предприятия страны. Также будут ограничены иностранные инвестиции в телевидение, радио и печатные издания тиражом более 1 миллиона экземпляров)

- ФЗ от 25.02.1999 № 39 «Об инвестиционной деят-ти в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»

- ФЗ от 29.11.2001 № 156 «Об инвестиционных фондах»

Иностранными инвесторами в РФ признаются:

- иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ. Исходя из данной формулировки, в российском законодательстве государственная принадлежность иностранных организаций устанавливается на основании критерия инкорпорации, т. е. регистрации, внесения в определенный реестр соответствующего государства;

- иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

- лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

- иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

- международные организации, которые вправе в соответствии с международными договорами РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.

Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ. Законом предусмотрена возможность вложения денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав не результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции могут быть классифицированы аналогично отечественным. Вместе с тем, Закон об иностранных инвестициям содержит специальное определение прямой инвестиции.

Прямой иностранной инвестицией считаются: приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

В соответствии со ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Данная формулировка позволила ряду ученых высказать мнение, что в российском законодательстве закреплен национальный правовой режим в отношении иностранных инвесторов, если иное не установлено федеральными законами.

Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность установления изъятий из этого правила двоякого

рода:

- изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством РФ.

Вместе с тем, следует отметить, что в подавляющем большинстве международных договоров РФ определяет со своими партнерами режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов.

В соответствии с Законом, на территории РФ инвестиции могут осуществлять:

- иностранные инвесторы;

- российские коммерческие организации с

иностранными инвестициями;

- филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам;

- дочерние и зависимые общества коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Они не пользуются гарантиями и льготами, установленными Законом при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Законом определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ.

Законодательством предусматриваются и льготы нетарифного характера для иностранных инвесторов. В частности, иностранные инвесторы и коммерческие организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, действующими на территории РФ.

Под продукцией собственного производства предприятий с иностранными инвестициями понимается продукция, которая полностью произведена на данном предприятии или подвергнута переработке с. соблюдением установленных требований, среди которых:

- наличие в случаях, установленных действующим законодательством, специального разрешения на осуществление соответствующего вида деятельности;

- использование собственных основных и оборотных фондов в виде материальных и (или) финансовых ресурсов, что должно быть подтверждено аудиторской проверкой;

- осуществление работниками, постоянно занятыми на данном предприятии, основных технологических процессов производства продукции;

- содержание в стоимости конечной продукции, предназначенной для экспорта, не менее 30 процентов добавленной на данном предприятии стоимости.

Специальные требования установлены для продукции собственного производства предприятий отраслей добывающей промышленности, а также нефте- и газодобывающей и перерабатывающей промышленности.

Факт отнесения продукции к собственному производству удостоверяется сертификатом, предъявляемым декларантом на таможне при вывозе продукции.

ФЗ № 57

Установлено, что иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории РФ, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные государства, международные организации .. приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокирования решения органов управлении таких хозяйственных обществ либо приобретают прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы … и осуществляющих геологическое изучение недр и(или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, подлежат предварительному согласованию.

Совершение сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии согласования таких сделок с ФОИВ.

Хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение считается находящимся под контролем иностранного инвестора, группы лиц, если контролирующее лицо на основании договора ли по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в т.ч. условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности

Виды деят-ти, имеющие стратегическое значение: деят-ть, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, разработка производство ремонт утилизация вооружений и военной техники; осуществление телерадиовещания на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину и более численности населения субъекта РФ.

Перечень сделок, подлежащих предварительному согласованию:

- сделки, в результате которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает:

а) право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего кол-ва голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал общества, имеющего стратегическое значение

б) право назначать единоличный исполнительный органе и(или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа хоз.общ-ва, имеющего стратегическое значение, и(или) безусловную возможность избирать более чем 50% состава совета директоров

- иные сделки

Сделки, подлежащие предварительному согласованию и совершенные с нарушением этого требования, ничтожны.

Наши рекомендации