Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах

В соответствии с Киотской конвенцией 1973 годя под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рас­сматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экетсэриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствую­щих субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, включает следующее: таможенное регулирование экспортно-импортных операций; налого­обложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую и стра­ховую деятельность; имущественные и залоговые отношения; трудо­вые и социальные отношения; управление зоной; другие вопросы, имеющие специфическое отношение к деятельности свободных эко­номических зон.

В современной мировой практике существует до 25 разновидно­стей свободных экономических зон. Все виды СЭЗ можно дифферен­цировать по таким критериям: по характеру деятельности или функ­циональному предназначению, по степени интегрированное™ в миро­вую и национальную экономику, по отраслевому признаку, по харак­теру собственности. Наибольшее число СЭЗ в виде зон свободной трювлй расположено в настоящее время в распитых сIранах.

Разновидности СЭЗ и их основные черты.

горизонтальная. Иногда довольно трудно определять особенности той или иной СЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертями многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (рис. 7). ! Центральноеместо в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной оОряиотки. Они подразделяются, в свою очередь, на зоны замещения импорта и экс­портно-ориентированные зоны.

При организации СЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный).В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельно­сти независимо от местоположения соответствующей фирмы к стране

Примером реализации первого подхода являются СЭЗ Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются то­чечные зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшор­ныефирм!.

Гор:оные зоны.

Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные (беспош липиые) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнаци­онные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. Б них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вы­воз товаров.

Зоны свободной торговли (ЗСТ). Целью их создания было поощ­рение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки тер­ритории, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, дея­тельности

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются су­щественными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшеерас­пространение, особенно в развивающихся странах (азиатских), полу­чили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Логика образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60 х п. возникла необходимостьстимулиро

СТЗ подразделяются на зоны общего назначения и специализиро­ванные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшую тер­риторию (несколько км2) и находятся за пределами национального таможенного пространства. В них осуществляются операции по скла­дированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т.п.).

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятель­ность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Суб­зоны являются результатом использования комбинации режимов ЗСТ и импортозамещающих производственных зон.К числу простейших ЗСТ можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государ­ственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются спе­циально с государственнойподдержкой вокруг крупных научных цен­тров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зару­бежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых

Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии -технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой техноло­гии. Характерно, что в азиатских новых индустриальных странах тех­нико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-ориентированных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как ЭПЗ, и им требуется переориента­ция на выпуск наукоемкой продукции.

Сервисные зоны.

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным ре­жимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны и налоговые гапани. Оффшорные зоны и налоговые гавани привлекают предприни­мателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом,

высоким уровнем банковской и коммерческой Секретности, ЛОЯЛЬНО­СТЬЮ государственного регулирования.

пые зоны и претендующей па получение налоговых »« "шлх льгот, ~ из быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не из­влекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в налоговые гавани) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы па все или некоторые вилы деятельности.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие ком­пании в оффшорные зоны либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия. Либерия), либо облагаются небольшим паушальным нало­гом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, острой тли и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, кото­рый при определенных условиях может и не взиматься. Льготный ре­жим в оффшорные зоны определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставно­го кяпитяяя отсутетпием таможенных пошлин и сборок для иностран­ного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организую­щих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистри­рованной компании в оффшорные зоны, создании дополнительных рабочих мест дпя местных специя листок, что в налом способствует развитию ;:аи;;о;1алыюй экономики.

Оффшорная зона дословно означает - "вне берега". Это финансо­вые центры, привлекающие иностранный капитал путем предоставле­ния специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра оффшора. Основ­ным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

Офшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. Деятельность свободных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важ­ную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва­ния «грязных денег» и разного рода банковских афер.

Комплексные СЭЗ.

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного но сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

гг. Некоторые из них были созданы с пуля, а большинство сфор мировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатываю­щей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других фоом заклю­чается в больших пространственных масштабах, более высокой коп-центрации производства и более широком поле деятельности Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие меж­дународной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. Видь; лы от II СЗЗ.

Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

*»* внешнеторговые льготы. Они предусматривают «ведение особого тямпжепнп-тярифного режима (снижение и пи отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осу­ществления внешнеторговых операций;

••» налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или пове­дения предпринимателей. Эти льготы могут чятрлгкр.ят!. на­логовую оазу (Прибыль, стоимость имущества 1: т.д

ные ее составляющие (амортизационные отчисления, из­держки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного ос­вобождения от налогообложения;

*»* финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммуналь­ные услуги, снижения арендной платы за пользование зе­мельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.;

<» административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также ока­зания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Более существенными в этом от­ношении могу! чкамтьси ткие факторы, как политическая стабиль­ность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры.

_ В целях привлечения в экономику России иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются сво­бодные экономические зоны. Иностранным инвесторам и предприяти­ям с иностранными капиталами, осуществляющими хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гаран­тий, предусмотренных действующим законодательством, могут пре­доставляться дополнительные льготы:

»** упрощенный порядок регистрации предприятий с иностран­ными инвестициями,

»> льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и пред­приятия с иностранными инвестициями облагаются налогом по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль;

•!« пониженные ставки платы зя пользование землей и иными природными ресурсами, предоставление прав на дол­госрочную аренду сроком до 70 лег с правом субаренды; •»* особый таможенный режим, включающий пониженные та­моженные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения грант!!.];

Наши рекомендации