Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах
В соответствии с Киотской конвенцией 1973 годя под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экетсэриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, включает следующее: таможенное регулирование экспортно-импортных операций; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую и страховую деятельность; имущественные и залоговые отношения; трудовые и социальные отношения; управление зоной; другие вопросы, имеющие специфическое отношение к деятельности свободных экономических зон.
В современной мировой практике существует до 25 разновидностей свободных экономических зон. Все виды СЭЗ можно дифференцировать по таким критериям: по характеру деятельности или функциональному предназначению, по степени интегрированное™ в мировую и национальную экономику, по отраслевому признаку, по характеру собственности. Наибольшее число СЭЗ в виде зон свободной трювлй расположено в настоящее время в распитых сIранах.
Разновидности СЭЗ и их основные черты.
горизонтальная. Иногда довольно трудно определять особенности той или иной СЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертями многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (рис. 7). ! Центральноеместо в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной оОряиотки. Они подразделяются, в свою очередь, на зоны замещения импорта и экспортно-ориентированные зоны.
При организации СЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный).В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы к стране
Примером реализации первого подхода являются СЭЗ Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорныефирм!.
Гор:оные зоны.
Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные (беспош липиые) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. Б них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров.
Зоны свободной торговли (ЗСТ). Целью их создания было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшеераспространение, особенно в развивающихся странах (азиатских), получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Логика образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60 х п. возникла необходимостьстимулиро
СТЗ подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшую территорию (несколько км2) и находятся за пределами национального таможенного пространства. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т.п.).
Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов ЗСТ и импортозамещающих производственных зон.К числу простейших ЗСТ можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственнойподдержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых
Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии -технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских новых индустриальных странах технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-ориентированных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как ЭПЗ, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.
Сервисные зоны.
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны и налоговые гапани. Оффшорные зоны и налоговые гавани привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом,
высоким уровнем банковской и коммерческой Секретности, ЛОЯЛЬНОСТЬЮ государственного регулирования.
пые зоны и претендующей па получение налоговых »« "шлх льгот, ~ из быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в налоговые гавани) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы па все или некоторые вилы деятельности.
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в оффшорные зоны либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия. Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, острой тли и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который при определенных условиях может и не взиматься. Льготный режим в оффшорные зоны определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного кяпитяяя отсутетпием таможенных пошлин и сборок для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в оффшорные зоны, создании дополнительных рабочих мест дпя местных специя листок, что в налом способствует развитию ;:аи;;о;1алыюй экономики.
Оффшорная зона дословно означает - "вне берега". Это финансовые центры, привлекающие иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра оффшора. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.
Офшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. Деятельность свободных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.
Комплексные СЭЗ.
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного но сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
гг. Некоторые из них были созданы с пуля, а большинство сфор мировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других фоом заключается в больших пространственных масштабах, более высокой коп-центрации производства и более широком поле деятельности Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. Видь; лы от II СЗЗ.
Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:
*»* внешнеторговые льготы. Они предусматривают «ведение особого тямпжепнп-тярифного режима (снижение и пи отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;
••» налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут чятрлгкр.ят!. налоговую оазу (Прибыль, стоимость имущества 1: т.д
ные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
*»* финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.;
<» административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могу! чкамтьси ткие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры.
_ В целях привлечения в экономику России иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны. Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными капиталами, осуществляющими хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:
»** упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями,
»> льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогом по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль;
•!« пониженные ставки платы зя пользование землей и иными природными ресурсами, предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лег с правом субаренды; •»* особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения грант!!.];