Приемы перевода фразеологизмов

Фразеологизмы, или связанные, устойчивые словосочетания, иногда даже целые предложения, как правило, обладают либо полностью, либо час­тично переносным значением. Основной особенностью фразеологизмов является несоответствие содержания выражению, что определяет специфику фразеологической единицы, придает глубину и гибкость ее значению. Эти возможности коренятся в самой природе фразео­логизма — замкнутом микроконтексте, в котором peaлизуются не только формальные связи между содержанием и выражением и такого знака, но и ассоциативно-семантические, причем не обяза­тельно логически выводимые из самого микрокон­текста. Именно эта особенность и позволяет фра­зеологизмам обозначать сложнейшие явления и отно­шения действительности в емкой и выразительной форме. Такие единицы нередко представляют собой двойную ловушку для переводчиков, так как их су­ществование, понятное и само собой разумеющее­ся для носителей языка, может быть не зафикси­ровано словарями, или они могут сочетать в себе возможности двойственного употребления: как свя­занной, так и свободной единицы. Английское вы­ражение «handwriting on the wall» может иметь зна­чение непосредственное («надпись на стене»), но мо­жет устный перевод употребляться в том же формальном виде и в пе­реносном значении («зловещее предсказание, пред­знаменование»). Причем в первом случае ассоциа­тивные связи этой единицы могут быть как эмоцио­нально нейтральными («объявление, сообщение»), так и эмоционально негативными («порча стен не­уместными или бранными надписями»). Во втором случае, когда имеет место актуализация переносного значения, ассоциативные связи того же самого вы­ражения совершенно иные («чувство обреченнос­ти», «неотвратимый рок» и т. п.), связанные с биб­лейскими понятиями и легендами. Контекст, в ко­тором такое выражение может быть употреблено, не всегда раскрывает статус выражения с очевид­ностью: «Не saw it as clear as a handwriting on the wall». В этом предложении данное словосочетание может быть истолковано как в прямом, так и в пе­реносном смысле и соответственно переведено по-разному. К тому же переводчик может подвергнуть­ся влиянию ассоциативных связей самого выра­жения, что еще более увеличивает число возможных соответствий:

- Это предстало перед ним с отчетливостью (бран­ной) надписи на стене.

- Он отчетливо осознавал (видел) всю неотвра­тимость этого.

- Это вызывало у него сознание полной обречен­ности.

Фразеологизмы играют важную роль в обще­нии и придают разные оттенки способу выражения: - они могут сделать высказывание (текст) более эмо­циональным: - придать ему выразительность, опреде­ленным образом направить эстетическое восприя­тие, обеспечить те или иные культурные ассоциации и т. п. Очень часто фразеологизмы служат своего рода кодом узнавания статуса текста (собеседника, темы высказывания, отношений между участниками коммуникации и др.).

Трудности перевода фразеологизмов начина­ются с распознавания их в тексте. «Двойное, а то и тройное дно» фразеологической единицы объясня­ется многоступенчатостью семиотического процес­са означивания, соотносимого с фразеологизмом. Например, английское выражение «to come through with flying colours» имеет непосредственное значе­ние «пройти весь путь под развевающимся знаменем»; в то же время эта единица имеет второе значение («второе дно» фразео­логизма) «успешно завершить дело», а в некоторых ситуациях может выражать также и еще более эмотивно окрашенное значение «показать характер, действовать с открытым забралом» («третье дно»).

В любом языке существует не­сколько уровней фразеологизмов: зафиксированные словарем и известные всем; выходящие из употребления, но отмеченные словарем; известные всем, но по каким-либо причинам не зафиксированные словарем; известные отдельным общественным группам. В принципе таких уровней может быть и боль­ше, однако первое и самое главное условие в любом случае: уметь распознавать фразеологизмы в тексте. Наиболее продуктивный путь — это навык выделения в тексте противоречащих общему смыслу единиц, посколь­ку, как правило, именно они свидетельствует о наличии переносного значения: By that time he had reached the condition to see pink elephants. Если перевести эту фразу дословно, то «розо­вые слоны» будут создавать совершенно бессмыслен­ный контекст, например: К этому времени он был уже готов полюбоваться розовыми слонами.

Можно сформулировать сравнительно неслож­ное правило для переводчика, правило «розовых слонов»: как только в тексте появляется выражение, логически противоречащее контексту, следует рас­сматривать его как возможный фразеологизм. Од­нако, несмотря на простоту, этому правилу не так легко следовать, о чем свидетельствуют многочис­ленные казусы при переводе. Например, американ­ский роман «Dead-eye Dick» известен русскому чи­тателю под названием «Одноглазый Дик», хотя на самом деле английское название означает «меткий стрелок герой романа, заслуживший это проз­вище, имеет оба (и весьма зорких) глаза; один из ро­манов Агаты Кристи «The Underdog»опубликован под названием « Собака, которая не лает», тогда как на самом деле это означает «Побежденная собака», или «Неудачник», и т. д.

Второе важное условие в процессе распозна­вания фразеологизмов заключается в умений анали­зировать их речевые функции. Например, конфликт между переносным и буквальным значением неред­ко используется автором текста для обыгрывания ка­ких-либо образных, эстетических, эмоционально-оценочных и других ассоциаций или для создания юмористического эффекта. Кроме того, фразеоло­гизмы довольно прочно закреплены за определен­ными социально-культурными слоями общества и служат признаком опосредованного присутствия то­го или иного слоя в тексте. Далее, фразеологизмы имеют определенную стилистическую окраску: это могут быть элементы высокого, нейтрального или низкого стиля, профессиональные или другие жарго­низмы. Например, появление в русском тексте фра­зеологизма типа «середка на половинку» свидетель­ствует о сравнительно низком социальном статусе связанного с ним персонажа или явления, чаще все­го с диалектно-провинциальным оттенком: Урал — край суровый, тут середки на половинку ни от кого и ни от чего не жди.

Переводчику следует учитывать, что диалект­ный вариант эмоциональной окраски русского текс­та не передается обычным соответствием «betwixt and between», поскольку в английском соответствии содержится элемент архаического словаря «betwixt», уместное в речи более образованного слоя людей. Чтобы передать своеобразный колорит русского пред­ложения, в данном случае лучше либо опустить фра­зеологизм, либо употребить антонимический пере­вод: «In the Urals things do not go easy, there you have a hard row to hoe about everything and everybody».

Для такого рода случаев можно сформулиро­вать правило функционального соответствия: пере­водится не столько сама фразеологическая единица или даже ее значение, сколько та роль, которую она выполняет в исходном тексте. Например, в данном случае необходимо придать тексту разговорный и даже просторчный характер.

Помимо проблемы распознавания фразеоло­гизма, переводчик встречается с национально-куль­турными различиями между сходными по смыслу фразеологизмами в двух разных языках. Совпадая по смыслу, фразеологизмы могут иметь разную сти­листическую окрашенность, разную образную ос­нову, наконец, разную эмотивную функцию. В не­которых случаях употребление фразеологизма в ис­ходном тексте строится на использовании элементов национально-культурного колорита, напри­мер, для создания художественного или публи­цистического образа, — и тогда даже наличие словар­ного соответствия не помогает переводчику в реше­нии проблемы. Например, само по себе выражение «when Queen Anne was alive» (дословно: когда еще была жива королева Анна) в принципе переводи­мо аналогичными русскими фразеологизмами, но с другим словесно-образным составом: «во время оно», «при царе Горохе». Однако английское вы­ражение строится на основе реального историческо­го образа, который может быть использован в исход­ном тексте: All those courtiers, belles, balls and intrigues came as if from the times when Queen Anne was alive.

Совершенно очевидно, что в этом тексте по­нятие «Queen Anne» одновременно является фразеологическим («в незапамятные времена») и сохра­няет свои прямой смысл («при дворе королевы Ан­ны»). При переводе на русский язык невозможно воспользоваться соответствием «при царе Горохе», поскольку этот русский образ не может быть связан с перечислением признаков того времени в исход­ном тексте: «дамы, кавалеры, балы и интриги». Воз­можно, наиболее подходящим решением будет либо выбор в пользу какого-нибудь более известного для русского читателя королевского имени (например, «как при дворе короля Артура»), либо в пользу временной удаленности («как в средневековье»). Хотя, следует заметить, что в обоих случаях теряет­ся значительная часть информационной насыщен­ности исходной фразеологической единицы, в пер­вую очередь, достоверность культурно-исторических ассоциаций, связанных с ней.

С этим же разрядом переводческих сложнос­тей связаны проблемы перевода фразеологизмов, про­исходящих из античной культуры и получивших раз­личную трактовку и эмоциональную окрашенность или даже разную форму в разных культурах. На­пример, английская пословица «Rome was not built in a day» в русской традиции получила националь­ную окрашенность: «Москва не сразу строилась». Од­нако ее использование в качестве соответствия не всегда возможно, так как звучит весьма неуместно в кон­тексте английской культуры: «Jones was very eloquent to persuade his master, telling him that Rome was not built in a day». Более подходящим в данном случае было бы вос­пользоваться дословным переводом (фразеологи­ческой калькой): «Джонс потратил все свое красноречие, чтобы убедить хозяина, напоминая, что и Рим стро­ился не за один день».

Аналогичные проблемы могут возникнуть да­же при переводе интернациональных фразеологиз­мов, имеющих одинаковый источник и примерно одинаковый смысл в разных языках, но получивших различные функциональные характеристики, раз­личное эмоционально-ассоциативное переосмыс­ление или различное формальное развитие. На­пример, в английском языке известное изречение: «Caesar's wife must be above suspicion» соответствует рус­скому: «Жена Цезаря должна быть вне подозрений», но в отличие от английского языка, где этот фра­зеологизм легко расщепляется на составляющие, ко­торые могут употребляться отдельно, подразумевая целое, в русском языке, эти составляющие не на­столько автономны, поэтому при переводе наиболее правильный путь — это восстановить целое: «Madam, you are Ceasar's wife». - «Мадам, жена Цезаря должна быть выше подоз­рений». Вариант «Мадам, вы жена Цезаря» для русско­го восприятия, безусловно носит характер букваль­ного значения и с трудом ассоциируется с целым фразеологическим выражением, так как оно менее интенсивно адаптировалось в русской культуре.

Другим аспектом этой проблемы является сход­ство фразеологизмов, имеющих разные, даже про­тивоположные значения. Переводчика такое внеш­нее сходство нередко подводит, поэтому нужно быть внимательным к деталям фразеологического выра­жения, поскольку соответствия могут очень дале­ко отстоять друг от друга по форме. Например, в ан­глийском языке есть две довольно близких по фор­ме пословицы – every tree is known by ifs (his) fruit и as the free, so the fruit, - значения которых довольно да­леко отстоят друг от друга и потому при переводе получают совершенно разные формы (и соответст­венно, ассоциации): узнается дерево по плодам его (человека распознают по делам его, ассоциация с Библией) и яблоко от яблони недалеко падает (дур­ное передается по наследству, ассоциации с народ­ной мудростью, здравым смыслом). Нередко для того, чтобы правильно перевести фразеологизм библейского происхождения, необходимо знать не только исходный контекст, но и сам библейский кон­текст, к которому восходит данное выражение. Так, предложение «Мап does not live by bread alone, but by faith, by admiration, by sympathy», по существу, яв­ляется развитием евангельской темы «Man shall not live by bread alone, but by every word that proceedth out of the mouth of God» [Матфей, 4, 4] («Не хлебом единым жив человек, но всяким глаголом, исходя­щим из уст Божних»). Следовательно, перевод это­го предложения на русский язык должен сохранить два исходных источника, то есть слова faith, admi­ration, sympathy (многозначные единицы, которые могут по-разному переводиться на русский язык в зависимости от истолкования исходного текста) должны в переводе находиться в созвучии с идеей духовности («глагол из уст Божьих»), а не рацио­нального питания. Поэтому перевод: - «Не хлебом единым жив человек. Человеку нужно доверие, сочувствие и признание» – является, по-видимому, ошибочным по эмоционально-ассоциативному на­строю, поскольку «доверие, сочувствие и призна­ние» все же соотносимы с суетностью мира, тогда как в евангельском источнике эта часть смысла, безусловно, связана с твердостью в вере, устойчи­востью перед искушениями. Более уместным был бы вариант «Не хлебом единым жив человек, но способностью верить, восторгаться и сострадать».

Одним из наиболее сложных для перевода ви­дов фразеологических единиц являются фразеоло­гизмы, основанные на современных реалиях. Од­ни из них быстро становятся известными и получа­ют широкое распространение, проникая в между­народные словари современной культуры. Такие фразеологизмы сравнительно легко распознаются в контексте и переводятся, как правило, посредством калькирования: Hell's Angels — Ангелы Ада; Irangate — Ирангейт; zero option — нулевой вариант и т. п. Другие фразеологизмы остаются преимущественно внутрикультурными, но, будучи весьма популярными в рамках исходной культуры, проникают в большое коли­чество текстов и, следовательно, подлежат в каком-то виде переводу. Такие случаи предоставляют пере­водчику широкое поле для творчества: например, русские выражения «поле чудес», «в стране дура­ков», знаковые для российской современности, мож­но передать на английский язык посредством каль­кирования («the Land of Wonders», «in the country of Fools»), а можно путем создания функциональ­ной замены на основе фразообразовательных моде­лей английского языка («the Wonderfield», «in the Fools' Land»). Первый вариант тяготеет к букваль­ному смыслу, тогда как второй в большей степени передает фразеологичность и ассоциативную мощ­ность исходных выражений.

Говоря о фразеологизмах, следует от­метить и устойчивые парафразы, употребляемые как фактические замены того или иного прямого наиме­нования предмета, явления или понятия. Такие вы­ражения, как «black gold», сравнительно легко пе­реводимы, поскольку имеют практически междуна­родный статус: «черное золото» как способ имено­вания нефти применим в равной степени и в рус­ской и в английской культурах. В то же время рус­ское выражение «белое золото» как парафраз по­нятия «хлопок» или американское «fool's gold», обозначающее железный или медный колчедан (руда, по внешнему напоминающая золото), создают проб­лемы для переводчика: «белое золото» обычно пере­дается в форме «white gold», сохраняющей кавычки, поскольку это английское словосочетание имеет соб­ственное буквальное значение (вид золота). Аме­риканский фразеологизм «fool's gold» ближе всего к профессиональному жаргонизму «обманка» в при­менении к псевдозолотой руде.

Немалые проблемы, в основном культуроло­гического характера, представляют собой парафразы к названиям стран, городов, известных деятелей и т. п. Например, для русской культуры шутливое «наше все» безусловно ассоциируется с Пушкиным, тогда как дословный перевод на английский «our Everything» мало что говорит англоязычной культу­ре. В свою очередь, переводчику на русский язык приходится проводить культурно-исторический по­иск, прежде чем найти исходное именование для парафраза-фразеологизма «the City of Brotherly Love», поскольку название «город Братской Любви», «говорящее» для любого американца, на русском языке требует контекстуальной обработки, напри­мер, в виде параллельного перевода: «город Братской Любви, Филадельфия».

В систему фразеологических единиц входят и различного рода исторические фразы, ставшие кры­латыми выражениями, но по-разному значимые для исходной и переводящей культур. Некоторые из них приобретают большую универсальность и сравнительно легко воссоздаются при переводе, ста­новясь, в свою очередь, фактом переводящей куль­туры. Однако есть и такие выражения, которые име­ют несколько фразеологических соответствий в зависимости от контекста. Так, знаменитая фраза Оливера Кромвеля (по преданию). «Put your trust in God, my boys, and keep your powder dry!» – может переводиться на русский язык двояко: «По­ложитесь на Бога и держите порох сухим!» — имен­но так она переводится, особенно во второй части, когда исходный смысл связан с какими-либо исто­рическими реминисценциями в английской куль­туре. Однако это выражение настолько популярно в английской культуре, что оно употребимо в совер­шенно бытовых и далеких от всяких исторических ассоциаций контекстах: в таких случаях передается не столько состав самой фразы, сколько ее бытовой «здравый смысл», и тогда уместнее переводить ее не вышеприведенной калькой, а метафорическим соответствием из числа русских народных пословиц, например, «На бога надейся, а сам не плошай», которое в большей степени передает разговорный ха­рактер исходной единицы, тогда как «держи свой порох сухим» все же воспринимается как несколько чужеродный фразеологический элемент.

Имея дело с фразеологическими еди­ницами при переводе, переводчик должен обладать не только знанием обоих языков, но и уметь анали­зировать стилистические и культурно-исторические аспекты исходного текста в сопоставлении с возмож­ностями переводящего языка и культуры.

Приведем некоторые правила перевода фразеологических единиц:

1. Оптимальное переводческое ре­шение при переводе фразеологизмов — это поиск идентичной фразеологической еди­ницы в переводящем языке. Следует при­нимать во внимание, что число таких не­посредственных соответствий между рус­ским и английским языками весьма огра­ничено.

2. При отсутствии непосредствен­ных соответствий исходный фразеологизм можно перевести путем поиска аналогич­ной фразеологической единицы, имеющей общее с исходным значение, но постро­енной на иной словесно-образной основе. При этом следует помнить о том, что не­редко сходные по значению, но разные по форме фразеологизмы в разных языках име­ют различную эмоционально-ассоциатив­ную окраску и не всегда взаимозаменяемы.

3. Менее эффективным, но иногда допустимым приемом при переводе фра­зеологизмов является калькирование, по­словный перевод. Иногда, таким образом, удается внедрить в переводящий язык и даже культуру новое фразеологическое вы­ражение. Такой путь чаще всего применя­ется по отношению к общим третьим ис­точникам, например, так нередко перево­дятся фразеологические единицы, веду­щие происхождение из античной культу­ры, религиозно-библейских или иных ши­роко известных источников.

4. В отдельных случаях, особенно в связи с текстами культурно-историчес­кой тематики, применяется двойной, или параллельный перевод фразеологизмов, когда в одной фразе сочетается фразеоло­гическая единица (например, переведен­ная посредством калькирования) и объяс­нение ее переносного значения в возмож­но более кратком виде.

5. В случае отсутствия идентичной или аналогичной фразеологической еди­ницы в переводящем языке, а также при условии невозможности пословного пе­ревода, применяется перевод-объяснение переносного значения фразеологизма, то есть посредством трансформации устой­чивого словосочетания в свободное. При таком переводе фразеологизм теряет свои образно-ассоциативные свойства. В таком случаи единственным способом сообщить получателю перевода о наличии в исходном тексте фразеологизма является переводческий комментарий.

6. В любом случае при работе с фра­зеологизмами в исходном тексте переводчик, помимо собственной памяти, может полагаться на толковые фра­зеологические словари, а также на два наиболее полных двуязычных словаря, изданных в России.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПЕРЕВОДА

1.Переводческая транскрипция - это формальное пофонемное воссоздание исходной лексической единицы с помощью фонем переводящий язык (фонетическая имитация исходного слова).

Переводческая транскрипция - это формальное побуквенное воссоздание исходной лексической единицы с помощью алфавита переводящий язык (побуквенная имитация формы исходного слова). При этом исходное слово в переводе представляется в форме, приспособленной к произносительным характеристикам переводящий язык.

e.g. Shakespear- Шекспир (звуки ш,к,с,п являются прямыми аналогами исходным, а английские дифтонги ei, iэ превращаются в монофтонги э,и – по начальному элементу дифтонга).

Такой способ транскрипции является практическим правилом для передачи английских имен на русском языке. Правила переводческой транскрипции англоязычных имен отражены в целом ряде словарей: словарь английский личных имен Сост. А.И. Рубакин. – М.;Сов. Энциклопедия, 1973; Гиляревский Р.С., Старостин Б.А. Иностранные имена и названия в русском тексте: Справочник. – М.;ИМО, 1969, и др.

Более сложно обстоит дело с правилами переводческой транскрипции при переводе с русского языка на английский. В основном переводчики руководствуются в процессе перевода русских имен на английский язык правилами здравого смысла и личными предпочтениями.

Помимо имен собственных в группу единиц, переводимых посредством переводческой транскрипции, включают названия народов и племен, географические названия, наименования государственных учреждений, компаний, фирм, периодических изданий, названия-имена хоккейных и иных спортивных команд, культурных объектов и т.д.: Bank of London – Бэнк оф Лондон; Minnesota – Миннесота; Wall Street Journal –Уолл Стрит Джорнал; The Capitol – Капитолий и т.д.

В чистом виде транслитерация встречается сравнительно редко и связана с давно установившимися формами именований:

Illinois-Иллинойс (а не Иллиной),

Michigan- Мичиган (а не Мишиган).

В отношении целого ряда объектов установились традиционные формы перевода, которые либо совпадают частично с исходным именованием Москва- Moscow; The Hague- Гаага,

либо вообще могут не совпадать с именованием объекта на исходном языке:

England –Англия;

The English Channel –Ла- Манш и т.д.

При транскрипции географического названия нередко происходит сдвиг ударения из-за предпочтений переводящий язык:

Florida- Флорида, Washington-Вашингтон.

Если в состав названия входит значимое слово, нередко применяется смешанный перевод, то есть сочетание траскрипции и семантического перевода:

Gulf of Mexico – Мексиканский залив;

River Thames – река Темза;

Hilton Hotel – отель Хилтон;

Mayflower Restaurant – ресторан Мейфлауэр.

Однако названия учебных заведений, как правило, подвергаются частичному или полному переводу:

Western Michigan University -Западно-Мичиганский университет

Cherry Hill High School -irjkf dscitq cnegtyb Xthhb {bkk

St. Petersburg State University -Санкт-Петербургский государственный университет.

Довольно сложные проблемы возникают при переводе названий учебных заведений в условиях различных систем образований в разных странах. Так, в американской системе образования слово school широко применяется к целому ряду учебных заведений, различных по уровню и типу: high school-«средняя школа высшей ступени», «school of law»- «юридический институт», «graduate school» – «аспирантура» или « магистратура».

Пока вопрос с соотношением типов учебных заведений не отрегулирован на международном уровне в виде межгосударственных соглашений, разумно пользоваться разъясняющими семантическими приемами перевода, хотя возможна и транскрипция: gymnasia- для передачи названия гимназия. При заполнении анкет международного образца нередко предлагается привести два варианта названия учебного заведения: семантический и транскрипционный:

e.g. Ростовский педагогический институт

Rostov Teachers Training College

Rostovsky Pedagogichesky Institut.

Особо следует выделить как переводческую проблему так называя реалии. Наиболее распространенным способом их перевода является транскрипция или стандартная транслитерация. Как правило, такие реалии проходят последовательный путь от «максимальной иностранности» до полной ассимиляции – включения такой единицы в базовый словарь языка. Нередко переводчики и оригинальные авторы прибегают к двойной форме перевода: сохранение иноязычной единицы с параллельным семантическим переводам или комментарием или применение транскрипции с параллельным комментарием.

«Затем пришел «Ридинг-фестиваль» где Хипы (Uriah Heep) возглавили программу, обкатав новые вещи из альбома «Innocent Victim» («Невинная жертва»), который явил миру сингл «Free Me»- шедевр коммерческого рока».

Наконец, особый тип языковых единиц, подвергающийся транскрипции,- это термины. Источником транскрипций, как правило, служат греческие, латинские или английские единицы, в зависимости от того, какие корни лежат в основе исходного термина: cable-кабель (может иметь более традиционное соответствие шнур, провод), restitution- реституция, embargo-

Эмбарго.

КАЛЬКИРОВАНИЕ

Вводные сведения

Наряду с переводческой транслитерацией для языковых единиц, не имеющих непосредственного соответствия в переводящем языке иногда при­меняется калькирование — воспроизведение не звукового, а комбинаторного состава слова или словосо­четания, когда составные части слова (морфемы) или фразы (лексемы) переводятся соответствующими элементами переводящего языка. Калькирование как переводческий прием послужило основой для боль­шого числа разного рода заимствований при меж­культурной коммуникации в тех случаях, когда транс­литерация была почему-либо неприемлема из эстети­ческих, смысловых или иных соображений.

Историческое развитие языков показывает мно­гочисленные примеры межъязыковой корреляции, чаще всего по функциональному признаку: например, русские суффиксы - ель, - чик/щик/ник, -ец и т. п. коррелируют с английскими суффиксами -ег/ог, -ist; русские префиксы не-, без-, прямо ассоциируются с английскими приставками un-, in/im-, поп-. Благо­даря интенсивному межъязыковому взаимодействию многие европейские языки включают общие строе­вые морфемы, например: -ист, -изм, -ор, дис-, -ион, и т. д. Многие корневые морфемы также имеют пря­мое соответствие в русском и английском языках, например:

скамья — bench, старый — old, война — war, темный — dark, money — деньги, идти — go и т. д.

Большое количество словосочетании в политичес­кой, научнои и культурной областях практически представляют собой кальки:

глава правительства -— head of the government;

Верховный Суд — Supreme Court;

mixed laws — смешанные законы;

non-confidence vote — вотум недоверия и т. д.

В отличие от транскрипции, калькирование не всегда бывает простой механической операцией перенесения исходной формы в переводящий язык;

зачастую проходится прибегать к некоторым транс­формациям. В первую очередь это касается изме­нения падежных форм, количества слов в словосо­четании, аффиксов, порядка слов, морфологичес­кого или синтаксического статуса слов и т. п. Например, английское слово skinheads, или skin-headed калькируется с изменением как семанти­ческого значения слова skin, так и с общей транс­формацией — бритоголовые; английское выражение two-thirds majority требует как морфологической, так и синтаксической трансформации, оставаясь тем не менее калькой в русском языке — большинство в две трети (голосов). Некоторые аффиксы в английском языке соответствуют самостоятельному признаку, выражаемому прилагательным в русском языке, что также включает необходимые трансформации в процесс калькирования, например:

maldistribution of costs - неправильное распределение затрат;

maltreatment - неквалифицированное лечение;

non-taxable income -не облагаемый налогом доход.

Калькированию обычно подвергаются терми­ны, широко употребляемые слова и словосочетания:

- названия памятников истории и культуры:

Зимний дворец — Winter Palace,

White House — Белый Дом;

- названия художественных произведений:

«Белая Гвардия» — The White Guard,

Over the Cuckoo's Nest — "Над кукушкиным гнездом);

- названия политических партий и движений:

the Democratic Party — Демократическая партия,

Наш дом - Россия — Our Home Is Russia;

- исторические события:

нашествие Бату-хана — the invasion of Batu Khan

или выражения,

плоды просвещения — the Fruits of the Enlightenment и т. д.

В некоторых случаях, особенно в отношении исторических событий и периодов или культовых объектов, действуют несколько параллельных со­ответствий, например: две разных кальки или каль­ка и транскрипция:

смутные времена — the period of unrest или the Time of Trouble;

татаро-монголъское нашествие — the Mongol invasion или the Tartar conquest;

Успенский собор — Uspensky Sobor или

the Cathedral of the Assumption;

раскольники-староверы — raskolniki или Old Believers.

Титул великого князя Киевской Руси вообще пере­дается в разных источниках, по крайней мере, тремя разными вариантами:

- великий князь Киевский — the Kievan Grand Duke, the Great Prince of Kiev, Kiev Grand Prince;

- религиозный раскол в православии передается раз­ными терминами:

- Великий Раскол — the Great Split, the Great Schism, the Great Change,

Географические названия гор, озер, морей и т. п. переводятся путем калькирования, если в них входят «переводимые» компоненты:

the Rocky Mountains — Скалистые Горы;

the Salt Lake - Соленое Озеро, Черное Море;

the Black Sea, the Indian Ocean — Индийский океан,

Ivory Coast — Берег Слоновой Кости.

Если же в название входят слова, значение которых забыто или по каким-либо причинам не может быть переведено, употребляется смешанный способ, когда часть названия переводится транскрипцией, однако, в целом сохраняется принцип калькирования:

Ладожское озеро ÷ Lake Ladoga,

River Dart ÷ река Дарт.

Калькирование может применяться и при переводе терминов: при этом либо переводится структура слова, либо воссоздается тип словосочетания:

back-bencher ÷„ заднескамеечник;

income tax ÷ подоходный налог;

a standard key-combination ÷ стандартная комбинация клавиш;

decision-making ÷ принятие решений;

risk analysis − анализ риска;

database development ÷ развитие базы данных.

Выбор калькирования, транслитерации или смешанного способа часто задается словарем, однако, многие случаи, особенно связанные с историко-культурными именами, редкими географическими названиям, новыми терминами, требуют самостоятельного решения переводчика. Несколько соображений могут помочь сформировать переводческую позицию: во-первых, выбор в пользу точности (буквальности) перевода не всегда бывает самым удачным, поскольку в результате создается слишком неудобная для восприятия языковая единица ÷ это нередко случается при дословном калькировании (например, перевод Лондонский Тауэр предпочтительнее, чем Тауэр Лондона, хотя по поверхностной структуре последний ближе к исходной единице, од­нако, в данном случае, как и в ряде других подобных, следует переводить не столько поверхностную структуру, сколько функциональную).

Во-вторых, калькирование нередко становится более предпочтительным способом перевода, чем транскрипция, поскольку в результате транскрипций создаются неудобочитаемые и, что гораздо хуже, единицы, не имеющие смысла в переводящем языке, своего рода псевдослова. Если транскрипции вообще не удается избежать, то ее, как правило, сочетают с калькированной формой, что часто встречается при переводе имен-прозвищ. Например, Иван Калита имеет несколько соответствий на английском языке: транскрипция Ivan Kalita, которая воспринимается как совершенно чуждое европейской традиции имя и несет на себе отпечаток экзотичности; Ivan Kalita (the «Moneybags») (транскрипция в сочетании с калькой и лексико-семантическим соответствием); и наконец, вариант John the Moneybags, калька, которая наиболее приближает способ именования правителя к английской традиции, сохраняя в то же время структуру исходного имени.

Специфическим осложнением при использовании этого способа перевода является необходимость развертывания или свертывания исходной структуры, то есть добавления в нее дополнительных элементов или сокращения исходных элементов: например, «посадничество» передается смешанной развернутой калькой office of posadnik, а Юрий Долгорукий – Yury the Long Hands (не: Long-handed), в то время как «татаро-монгольское нашествие», как правило, передается калькой в сокращенном виде — the Tartar Conquest или the Mongol Onslaught.

Наши рекомендации