Методика осуществления устного перевода на русский язык текстов, предъявленных на иностранном языке

Перевод – вспомогательный вид речевой деятельности, который осуществляет передачу содержания текста средствами другого языка; преобразование речевого произведения на одном языке в речевое произведение на другом языке при сохранении смысла этого произведения. Акт перевода состоит в анализе формы исходного сообщения на одном языке, синтеза содержания воспринятого и передача его на другом языке.

Учебный перевод должен быть устным, целостным и литературным.

Задача учебного перевода – содействовать усвоению и укреплению языковых явлений изучаемого языка и преодолению и интерференции на материале связного текста или его фрагмента.

Задача литературного перевода – полное и точное раскрытие содержания текста средствами другого языка при соблюдении норм того языка, на который осуществляется перевод.

Методика организации ролевой игры

Подготовка игры

1. Преподаватель:

· определяет цель игры;

· объясняет ситуацию;

· устанавливает регламент игры;

· определяет условия игры;

· распределяет роли;

· дает задания по подготовке необходимых для игры исходных данных;

· разрабатывает сценарий ролевой игры;

· подводит итоги игры

Преподаватель может вводить всю установочную информацию устно либо письменно. Преподаватель может самостоятельно распределять роли с учетом психологических особенностей студентов и их языковой подготовки или предложить студентам распределить роли самим. В зависимости от числа студентов в группе количество ролей может варьироваться.

2.Участники игры (студенты):

· проводят самостоятельную подготовку к поведению игры.

Она может проходить как в аудитории, так и вне ее. При необходимости на преподаватель проводит консультации.

Примерные рекомендации по подготовке презентации

Процесс подготовки успешной презентации состоит из следующих ключевых этапов:

1. Выявление собственной стратегии презентации.

2. Определение элементов базовой структуры эффективной презентации.

3. Явные и неявные цели выступления. Мотивация. Правильное и эффективное формулирование целей и критериев их достижения.

4. Определение целевой аудитории, места, времени будущей презентации.

5. Подготовка презентации:

· планирование, структура и важнейшие элементы плана;

· инструменты планирования;

· разработка различных вариантов с учётом аудитории;

· создание «заготовок»; использование готовых матриц и собственный дизайн слайдов.

6. Выступающий как главный «инструмент» презентации. Самоподготовка:

· техника по созданию и управлению своим внутренним эмоционально-психологическим состоянием;

· владение собой как «инструментом» выступления (тело, мимика, жесты, голос);

· имидж выступающего.

7. Невербальные элементы коммуникации в презентации как наиболее выразительные средства.

8. Обратная связь как средство общения и выстраивания нужной атмосферы и управления аудиторией:

· собственная наблюдательность;

· использование «3-х позиционных переходов» для получения дополнительной обратной связи;

· обратная связь как показатель движения «К» или «ОТ» цели.

9. Как сделать выступление ярким, увлекательным и максимально эффективным:

· способы подачи материала;

· использование реквизита;

· визуальная и аудиальная поддержка.

10. Презентация, самопрезентация и анализ результатов.

Планирование презентации

· Первый шаг – определение целей

· Второй шаг – информация об аудитории

Информация о вашей аудитории ещё при подготовке презентации является очень важным шагом к успеху. Вам необходимо знать, кто будет Вашим слушателем. Тогда Вы сможете настроиться на аудиторию и тем самым задать нужный лад.

· Третий шаг – выделение основных идей презентации

Выделив основные идеи, Вы поможете слушателям легче следить за ходом Вашей презентации. Чтобы выделить основные идеи Вашей презентации, подумайте, как бы Вы ответили на следующие два вопроса:

- какие идеи будут соответствовать целям моей презентации?

- какие идеи мои слушатели должны запомнить лучше всего?

Основные идеи должны:

- служить конкретным целям,

- содержать умозаключения,

- быть интересными,

- и их не должно быть много (обычно не более четырёх-пяти).

Существует много способов выделения основных идей презентации. Например, с помощью приёмов, заимствованных из теории рекламы и продаж товара. Проверьте себя – отвечая на вопросы:

ü Кто?

ü Что?

ü Где?

ü Почему?

ü Когда?

ü Как?

· Четвёртый шаг – подбор дополнительной информации

Такой дополнительной информацией могут быть:

- примеры,

- сравнения,

- цитаты,

- открытия,

- статистика,

- графики,

- аудио и видеоматериалы,

- экспертные оценки.

· Пятый шаг – планирование вступления

Необходимо:

- представиться (имя, должность, организация);

- сказать, сколько будет длиться Ваша презентация;

- договориться о том, когда можно задавать вопросы – во время презентации или после;

- представить тему Вашей презентации;

- установить доверительные отношения со слушателями;

- заставить аудиторию слушать Вашу презентацию.

Для того чтобы достичь целей вступления, помните о четырёх советах, весьма полезных при подготовке вступления Вашей презентации:

1. Привлеките внимание (например, цитатой или интересными данными).

2. Укажите основные идеи (перечень основных идей необходим для того, чтобы настроить слушателей на тему Вашей презентации).

3. Укажите интересы аудитории (для чего аудитория пришла Вас слушать? Что полезного в Вашей презентации для слушателей? Расскажите об этом, и Вас будут слушать с ещё большим вниманием).

4. Используйте уместные слова и жесты (заранее подумайте – насколько естественна для ДАННОЙ аудитории привычная Вам жестикуляция, а также привычный Вам стиль общения, не будут ли они чужды для данной аудитории?).

Вот несколько распространённых типов вступлений, которые Вы можете использовать в своей презентации:

- цитаты,

- риторические вопросы,

- декларативные заявления,

- ситуации из жизни,

- текущие события,

- план действий и др.

· Шестой шаг – логика и переходы

Для того чтобы логика подачи материала не нарушалась, а слушателям было легко за ней следить, Вам необходимо продумать переходы:

- от вступления к основной части презентации,

- от одной основной идеи к другой,

- от одного слайда к другому.

Переход – это связь между окончанием одной важной идеи и началом другой. С помощью переходов создаётся естественный ход презентации, что позволяет аудитории легко следить за Вашим рассказом. Для обозначения перехода можно:

- использовать короткие фразы,

- найти привлекающее внимание высказывание,

- привести актуальную статистику,

- использовать шутку или шокирующее заявление,

- выдержать паузу,

- изменить тон голоса.

· Седьмой шаг – структура

Очень важно, чтобы за структурой презентации стояла логика подачи материала. Только тогда можно говорить с уверенностью о том, что Ваши идеи будут понятны слушателям.

Хорошо структурированная презентация построена в соответствии со спецификой аудитории с учётом её интересов. В такой презентации детали сообщения взаимосвязаны как части конструкции здания. Одни элементы ведут к другим. Некоторые части поддерживают другие. Каждая часть хорошо структурированного сообщения служит целям и задачам презентации.

Презентация должна содержать следующие компоненты в перечисленном порядке:

- Титульная часть (название, заставка).

- Открывающая часть (аннотация, делающая аудиторию восприимчивой).

- Введение (предвосхищает основные мотивы презентации, это мост, ведущий к основной части).

- Основная часть (представляет собой сообщение).

- Ключевые пункты (главные идеи основной части).

- Поддерживающий материал (информация, объясняющая и поддерживающая основные пункты).

- Переход (подводит итог одному ключевому пункту и представляет следующий).

- Обзор (вновь перечисляет ключевые пункты сообщения).

- Заключение (должно призывать и побуждать аудиторию; подводит черту кратким утверждением).

Материал можно излагать:

- в хронологическом порядке,

- в порядке приоритета,

- в территориальном порядке,

- в тематической последовательности,

- структурируя его по принципу «проблема-решение».

Какой бы метод Вы ни выбрали, самое главное, чтобы он соотносился именно с Вашим материалом. Подкрепляйте Ваши идеи дополнительной информацией в виде примеров, цитат, статистики, историй, определений, сравнений и т.д.

На что необходимо обратить внимание при подготовке презентации.

1. Рассказывать можно только то, о чём знаешь, как минимум, в 10 раз больше, чем озвучиваешь.

2. Первый слайд должен содержать название доклада, ФИО и координаты (организация/подразделение, адрес электронной почты) выступающего. Каждый слайд должен иметь заголовок и быть пронумерованным в формате 1/11.

3. Не всё равно, каким программным продуктом пользоваться для подготовки презентации. Наиболее распространён сегодня MSPowerPoint. Но, например, слушатели-математики могут не воспринять доклад всерьёз, если презентация подготовлена не в ТеХ.

4. Презентация начинается с аннотации, где на одном-двух слайдах даётся представление, о чём пойдёт речь. Большая часть презентаций требует оглашения структур. При использовании ТеХ для макетирования стандартный шаблон предполагает отображение структуры презентации с подсветкой текущего раздела на каждой странице, что стало уже стандартом де факто.

5. Презентация не заменяет, а дополняет доклад. Не надо писать на слайдах то, что собираетесь сказать словами. Обратное тоже верно: при докладе никогда не зачитывайте текст со слайда!

6. Оптимальная скорость переключения – один слайд за 1-2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух. «Универсальная» оценка – число слайдов равно продолжительности выступления в минутах.

7. Размер шрифта основного текста – не менее 16pt, заголовки ≥ 20pt. Наиболее читабельным шрифтом является Arial. Оформляйте все сайты в едином стиле (в ТеХ многое из упомянутого делается автоматически).

8. Не перегружайте слайд информацией. Не делайте много мелкого текста. При подготовке презентации рекомендуется в максимальной степени использовать графики, схемы, диаграммы, и модели с их кратким описанием. Фотографии и рисунки делают представляемую информацию более интересной и помогают удерживать внимание аудитории, давая возможность ясно понять суть предмета. Длинные перечисления или большие таблицы с числами бессмысленны – лучше постройте графики.

9. Надо быть аккуратным. Нельзя допускать разнобой в шрифтах и отступах, ошибки и опечатки. Готовую презентацию надо просмотреть внимательно несколько раз «свежим» взглядом.

10. Первые же фразы должны заинтересовать. Например, можно сказать о том, насколько сложной и важной является данная задача, или о том, насколько неожиданным будет решение – это позволит удержать внимание слушателей до конца.

11. Заранее продумайте возможные проблемы с техникой. Заранее скопируйте на рабочий стол файл с презентацией и проверьте, как он работает, с первого до последнего слайда. Обязательно имейте при себе копию презентации на флэш-карте. Проверьте, нет ли проблем с отображением русских шрифтов и формул. Целесообразно иметь при себе как PPT презентацию (в случае подготовки презентации в MSOffice), так и PDFверсию.

Наши рекомендации