Часть ii. ответственность человека

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Основные проблемы

1. Цель и мечта в жизни человека как ориентиры духовного развития. Дегра­
дация человека как результат бесцельного существования.

2. Претворение мечты в действительность. Бесплодная мечтательность. Мани­
ловщина.

3. Верность призванию. Измена своему предназначению.

4. Бескорыстное служение людям — способ обретения счастья. Эгоизм, об­
рекающий человека на неизбывное одиночество.

5. Самобытность, способность быть самим собой, духовная независимость —
качества подлинной личности.

Ключевые слова

Мечта; призвание; развитие; самореализация; смысл жизни; счастье; талант; творчество; цель; ценности.

Цитаты

1. Непреодолимого на свете нет ничего (А.В. Суворов, полководец).

2. Только труд даёт право на наслаждение (Н.А. Добролюбов, литературный
критик).

3. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать
и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие — душевная подлость (Л.Н. Толстой, писатель).

4. В чём жизнь? В чём её смысл? В чём цель? Ответ только один: в самой
жизни! (В.В. Вересаев, писатель).

5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А.А. Тарков­
ский, поэт).

6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А. Маклин, англий­
ский писатель).

7. Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, что­
бы их иметь (М.М. Зощенко, русский писатель).

8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и до­
стоинство, то какая разница, когда умирать (Дж. Оруэлл, английский писатель).

9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Бальзак, французский
писатель).

10. Думать и творить, творить и думать — вот основа всякой мудрости (КВ. Тете,
немецкий писатель).

11. Человек рождён, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства, или в ле­
таргии скуки (Вольтер, французский писатель).

12. Человек, выбравший зло, в" определённой степени лучше того, кого при­
нудили к Добру (Э. Бёрджесс, английский писатель).

13. Такие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем,
чем они были (Г. Гегель, немецкий философ).

14. Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперёд (Э. Золя,
французский писатель).

15. Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущ­
ность — вот для чего мы живём (О. Уайльд, английский писатель).

16. Дарование есть поручение (Е.А. Баратынский, поэт).

Аргументы

Самореализация человека — смысл человеческой жизни. Созидание — цель и со­держание жизни. Движение к цели — формула человеческого счастья

1) Ф.М. Достоевский в одной из статей, включенных в «Дневник писателя»,
размышляет над тем, что стало бы с человечеством, если бы исчезла необходи­
мость трудиться. Писатель предлагает вообразить фантастическую картину: какой-
то добрый волшебник или какие-то высокоразвитые инопланетяне решили об­
лагодетельствовать человечество. Они завалили землян едой, одеждой, всем тем,
в чём нуждаются люди. Что стало бы тогда с нами? Человек утратил бы радость
преодоления, и жизнь превратилась бы в тот самый страшный ад, каким пугают
грешников.

2) Из крошечного яблоневого семечка, брошенного в землю, со временем вы­
растет дерево, которое будет давать сладкие, сочные плоды. Так и человек, пре­
одолевая разочарования и невзгоды, должен реализовать силы, заложенные в нём
природой, прорасти, чтобы плодами своих трудов радовать людей.

3) В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов показывает нравственную деградацию че­
ловека, который не выполнил своего высокого человеческого предназначения. Ав­
тор не случайно дал своему герою такое отчество. Иона — это древний пророк,
который, испугавшись трудностей, ослушался божьего повеления. Врач Дмитрий
Старцев — представитель «рода Ионычей»: он не нашёл в себе нравственных
сил, чтобы выполнить свою человеческую миссию — лечить правдой души людей,
угасающих в пошлости и праздности.

4) Колонисты Северной Америки сгоняли индейцев, коренных жителей, в спе­
циальные поселения — резервации. Белые люди желали индейцам блага: они стро­
или им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы,
лишённые необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Ве­
роятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух,
свет и вода.

5) Самореализация — одна из важнейших потребностей человека. С точки
зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, поступок де­
кабристов, которые вышли на Сенатскую площадь, кажется верхом безумия,
каким-то нелепым. чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей,
довольно успешно делали карьеру, были известны. Но жизнь противоречила их
нравственным убеждениям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы
каторжников ради освобождения народа.

6) Некоторые туристические фирмы в США предлагают своим клиентам стран­
ные, на первый взгляд, виды отдыха: заключение в лагерь для военнопленных,
побег из тюрьмы. Расчет верный, потому что люди, уставшие от скуки, от уны­
лой повседневности, готовы платить огромные деньги, чтобы оказаться в экс­
тремальных условиях. Человек нуждается в трудностях, нуждается в борьбе с ли­
шениями и опасностями, чтобы ощутить в себе силы, чтобы испытать радость
победы.

7) В одном из номеров журнала «Смена» был опубликован очерк о драма­
тической судьбе талантливого изобретателя. Он придумал тару, в которой не
билась посуда, придумал особые тележки для транспортировки древесины. Но
его изобретения никого не заинтересовали. Тогда он стал делать фальшивые
деньги. Его поймали и посадили в тюрьму. Горько сознавать, что общество не
сумело создать условия для того, чтобы этот человек смог реализовать свой
незаурядный талант.

8) Некоторые учёные доказывают, что эволюция могла идти разными путями:
в частности, не человек произошел от обезьяны, а напротив, обезьяна произо­
шла от людей, которые в результате духовной деградации превратились в жи­
вотных.

Трудно сказать, насколько подобные взгляды соответствуют научной истине. Но зато они очень точно характеризуют результат природного вырождения чело­века, в душе которого умерли высокие стремления.

9) Доктор Альберт Швейцер вместе со своей женой отправился в Центральную
Африку, где организовал госпиталь. К нему со всех концов потянулись больные,
приходилось работать без сна и отдыха. Многие люди недоумевали: зачем обе­
спеченный материально человек обрёк себя на такие лишения? Это безумие?
Приступ гордыни? Швейцер отвечал, что по-настоящему счастливым он почув­
ствовал себя именно тогда, когда стал помогать людям, когда слышал слова
благодарности тех, кого он вырвал из лап смерти.

10) В журналах рассказывали о любопытном эксперименте учёных: возле норы,
из которой доносились угрожающие звуки, они поставили клетку с крысами.
Зверьки стали осторожно подкрадываться к норке, заглядывать в неё, а потом,
поборов страх, полезли вовнутрь. Что же заставило животных лезть туда? Корм
у них был! Никакой физиологической потребностью невозможно объяснить такое
«любопытство»! Следовательно, животным тоже присущ инстинкт познания. Есть
какая-то могучая сила, которая заставляет нас открывать что-то новое, расширять
границы уже познанного. Неугасимая любознательность, неиссякаемая жажда ис­
тины — это неотъемлемые качества всего живого.

11) Зоологи утверждают, что акула, если перестаёт двигать плавниками, камнем
пойдёт на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадёт на землю. Так
и человек, если в нём угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни,
его затянет густая трясина серой обыденности.

12) Всех героев Л.Н. Толстого , правильнее делить не на плохих и хороших,
а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способность к духовному самораз­
витию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудов­
летворённость — это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление
человечности.

13) Река, движение которой остановилось, мало-помалу превращается в зло­
вонное болото с гнилой водой. Так и человек, который перестал искать, думать,
рваться, постепенно утрачивает «души прекрасные порывы», в нём меркнет свет,
гаснут высокие чувства.

14) А.П. Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил
люди постепенно утрачивают свои «крылья», как в них угасают высокие чувства,
как они медленно погружаются в трясину пошлой обыденности. Тарелка с не­
спелым крыжовником заменяет восторженно хрюкающему обывателю счастье. Не
судьба, не общественные условия, а сам человек виноват в том, что променял
«небо в алмазах» на похлёбку сытого самодовольства.

15) Когда выходцу из семьи пивоваров А. Левенгуку исполнилось тридцать,
он увлёкся шлифованием линз. На это он тратил всё своё свободное время, за­
бросив даже торговое дело. Благочинные бюргеры говорили, что Левенгук малость
не в себе. Но вот прошло несколько веков, и мы видим, что тот, кого счита­
ли безумцем и чудаком, прославил город, навсегда вошёл в историю человечества,
надолго пережив здравомыслящих «мудрецов».

16) И. Обломов, персонаж романа И.А. Гончарова, — это человек, который
только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь в родо­
вом поместье, хотел создать семью, вырастить детей... Но у него не нашлось
сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались
мечтами. За эту измену своим обещаниям, своим стремлениям Обломова ждёт
страшное возмездие: последние его минуты отравлены горьким сознанием того,
что жизнь прошла, как дым, без пользы, без смысла, без цели.

17) М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые
утратили силы для борьбы за самих себя. Они надеются на что-то хорошее, по­
нимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить
свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчива­
ется там же.

18) Газеты рассказывали о молодом человеке, который после операции на
позвоночник стал калекой. У него появилась уйма свободного времени, которое
он не знал, на что тратить. Он признавался, что самый счастливый момент в его
жизни наступил тогда, когда друг попросил его переписать конспекты лекций.
Больной понял, что и в таком положении он может быть нужен людям. После
этого он освоил компьютер, стал размещать в Интернете объявления, в которых
искал спонсоров для детей, нуждающихся в срочной операции. Будучи прико­
ванным к инвалидному креслу, он спас десятки человеческих жизней.

19) Однажды в Андах произошла авиакатастрофа: в ущелье рухнул самолет.
Часть пассажиров чудом уцелела. Но как выжить среди вечных снегов, вдали от
человеческого жилья? Кто-то стал пассивно ждать помощи, кто-то пал духом,
готовясь к смерти. Но были те, кто не сдался. Они, проваливаясь в снег, сры­
ваясь в пропасти, пошли на поиски людей. Израненные, едва живые, они всё-
таки выбрались к горной деревушке и позвали помощь.

20) Весьма показательна оплошность, которую допустили составители одного
из европейских справочников о крупных учёных. После характеристики М.В. Ло­
моносова как выдающегося химика XVIII века шло предупреждение о том, что
его не следует путать со знаменитым русским поэтом того же времени Михаилом
Ломоносовым. Авторы справочника не допускали и мысли о том, что человек
может совмещать в себе столь различные дарования.

21) Средневековые рыцари совершали многочисленные подвиги, надеясь уви­
деть священную чашу Грааля. Когда же достойнейшего призвали в храм, чтобы
он смог увидеть таинственный сосуд, то «счастливчик» испытал самое горькое
разочарование в жизни: что же делать теперь, к чему стремиться, чего искать?
Неужели конец всем поискам, опасностям, сражениям, неужели больше не нуж­
ны подвиги, неужели наступил конец странствиям?!

22) Стремление познавать новое живёт в каждом из нас, и порою это чув­
ство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный
путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энер­
гии, был пивоваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком
в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и отдавал

физике лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

23) Какой-то американский миллиардер, видимо Рокфеллер, одряхлел, и ему
стало вредно волноваться. Читал же он всегда одну и ту же газету. Чтобы не
волновать миллиардера разными биржевыми и прочими неприятностями, выпу­
скали один особый экземпляр газеты и клали ему на стол. Таким образом, жизнь
шла своим чередом, а миллиардер жил в другом, иллюзорном, специально соз­
данном для него мире.

24) Греческое слово апИггороз означает «человек». Интересна этимология этого
слова. Приставка ап- означает «вверх», /Агоре — «стремиться». Таким образом,
в самом наименовании человека содержится чрезвычайно важная мысль: чело­
век — существо, стремящееся вверх, обращенное к небесам.

25) «Пока живу, надеюсь», — говорили древние. Порою бывают обстоятельства,
когда только зыбкий свет надежды спасает человека. На кораблях Колумба из­
мученные долгим плаванием моряки готовы были поднять мятеж. Они требовали
вернуться домой. Тогда Колумб показал им на таинственные огни, которые си­
яли на мачтах: «Смотрите, это небеса посылают нам своё благословение». Обод­
рённые этим знаком, моряки вновь поверили своему капитану.

26) Однажды известный мудрец античности Солон приехал в гости к лидий­
скому царю Крезу, которого считали самым богатым человеком того времени.
Царь показал гостю сокровищницу.

— Знал ли ты кого-нибудь счастливее меня? — высокомерно спросил Крез.

— Да, моего земляка Телла. Он был честным и порядочным человеком, умер,
сражаясь за родину, воспитал хороших детей!

В этом ответе мудреца ёмко выражена формула истинного человеческого сча­стья.

27) Каждый человек обладает колоссальными возможностями, однако далеко
не все их обнаруживают. Известно, что глухие могут танцевать под музыку, ко­
торая звучит двумя или тремя этажами ниже. А слепые даже по шороху листьев
способны определять вид деревьев.

28) Выдающийся русский учёный К.Э. Циолковский говорил, что его главная
цель заключалась не в том, чтобы придумать ракету, а в том, чтобы своими
открытиями продвинуть человечество хоть немного вперёд.

29) В повести выдающегося русского писателя-фантаста А.Р. Беляева расска­
зывается об учёном, мечтавшем избавить человечество от голода. Он создал так
называемый «вечный хлеб» — биомассу, которая питалась микроэлементами из
воздуха, поэтому никогда, не кончалась. Люди, овладев этим неиссякающим ис­
точником пищи, перестали трудиться и постепенно превратились в заплывших
жиром увальней, для которых смыслом жизни стало поглощение пищи.

30) Существует легенда, согласно которой X. Колумб, возвращаясь из своего
знаменитого плавания, попал в жестокий шторм. Боясь, что корабль может пой­
ти ко дну, великий мореплаватель написал завещание, в котором оставлял родным
несколько монет, а всему человечеству — открытый им Новый Свет. В конце
своего завещания он написал: «Наша жизнь ничего не стоит. Дорого стоят толь­
ко наши дела для жизни остальных людей».

31) Когда великий гуманист и писатель Эразм Роттердамский, живший в
XVI веке, тяжело заболел, знаменитый в те времена врач Парацельс написал ему
письмо с диагнозом и с советами о лечении. Эразм ответил врачу, что он занят
учёными трудами и у него нет времени ни болеть, ни лечиться, ни умирать.

Больного и старого Вальтера Скотта тоже попросили поменьше работать и больше времени уделять отдыху. «Это всё равно, — ответил он, — как если бы служанка поставила чайник на огонь и сказала бы: "Смотри же, чайник, не кипи!"»

32) Повилика начинает свою жизнедеятельность самым естественным образом:
из семени через землю пробивается росток, который тянется к солнцу. Но потом
этот росток присасывается к стеблю другого растения, начинает пить из него
соки, собственный корень отсыхает, и повилика превращается в паразита, спо­
собного жить только за счёт других. Это растение напоминает многих людей,
которые, питаясь плодами чужого труда, утрачивают способность к самостоятель­
ной полноценной жизни.

33) Два прославленных японских мастера сделали мечи. Стали выяснять, чей
лучше. Меч одного положили в ручей, и все травинки, плывшие по воде, ока­
зались разрезанными. Когда в ручей положили меч второго, то травинки, под­
плывая к мечу, огибали лезвие и, невредимые, плыли дальше.

Два меча, может быть, внешне были похожи, но каждый мастер выразил в них своё представление о жизни, о месте и назначении человека. Этот пример доказывает, что в каждом творении в той или иной мере отражается душа че­ловека: его ценности, его взгляды, его убеждения.

34) В годы Второй Мировой войны на острова в Тихом океане, где местные
жители вели почти первобытное существование, транспортными самолётами до­
ставляли военные и промышленные грузы для того, чтобы обеспечить проведение
боевых операций. Островитяне впервые увидели оружие, одежду, консервы, сель­
скохозяйственные инструменты. Когда война кончилась, нужда в военных базах
отпала, самолёты с грузами летать перестали. Но островитяне до сих пор стро­
ят из соломы аэропорты, возводят сигнальные вышки, вырезают деревянные на­
ушники, надеются, что небесные духи, получив нужный сигнал, вновь одарят их
столь нужными предметами. Перед нами яркий пример того, что люди готовы
веками ждать чуда, вместо того чтобы самим добиваться счастья.

35) Кто-то из великих сказал, что человеческая душа представляет собою
кладбище несбывшихся надежд и мечтаний. В связи с этим можно вспомнить
поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» о молодом монахе, который убегает из
обители, чтобы добраться до отчего дома. У этой печальной истории есть
символический смысл: Мцыри — это мечта, которая в страстном порыве вы­
бегает на волю, но, проплутав по бескрайним просторам действительности,
печально возвращается туда, откуда она ушла. Не хватило ей упорства и му­
жества, чтобы добраться до желанной цели, и, осознав своё бессилие, она
умирает.

36) В поэме «Мёртвые души» с блестящим мастерством выведен образ Мани­
лова, который проводит всё время в бесплодных мечтаниях. То он рисует в во­
ображении огромный каменный мост, где бы купцы торговали .разным товаром,
то решает прорыть подземный ход... Эти мечты не будят его активность, ^а на­
против, усыпляют волю человека. Не случайно фамилия Манилов стала нарица­
тельной: так называют праздных мечтателей, не способных к созидательной дея­
тельности.

37) Если человек не знает, что ему ответить на вопрос «зачем я живу?»,
тогда в его душе поселяется апатия. Опускаются руки, пропадает интерес к де­
ятельности, действительность начинает раздражать, и надежды сменяются разо­
чарованием. Вспомним Онегина, Печорина, Обломова. Несмотря на различия в их
характерах, в воспитании, все эти персонажи связывает то, что они не смогли

обрести достойную для себя цель. Мучительное одиночество, скука и неудовлет»-ворённость преследуют тех, кто не нашёл себя в жизни.

38) «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде», — писал
М. Горький. Это сопротивление окружающему корыстному и жестокому миру,
нежелание жить так, как живут вокруг, рано определили характер будущего пи­
сателя, героический пафос его творчества. Не случайно его любимые герои — это
борцы, сильные, мужественные, независимые, способные сохранить своё челове­
ческое достоинство в любых жизненных обстоятельствах.

39) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение
Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать,
что спустя столетие на этом самом месте, в безлюдной казахстанской степи, по­
строят космодром и космические корабли полетят туда, куда смотрели пророче­
ские глаза восторженного мечтателя.

Верность призванию

1) Пифагор основал математическую школу, куда принимал только тех юно­
шей, кто в течение пяти лет не разговаривал. Давая обет молчания, ученик
школы брал на себя обязанность не растрачивать время на суету, думать только
о решении сложных математических задач.

2) Молодой скульптор получил письмо, в котором индейцы просили его вы­
сечь на скале изображение их умершего вождя. Скульптор потратил на эту ра­
боту более полувека, ему помогали жена и дети. Никто не желал финансировать
проект сумасшедшего скульптора, но он не отступал. Перед смертью он попро­
сил жену закончить начатое дело. Люди, тронутые такой преданностью главному
делу жизни, стали присылать пожертвования.

3) Выдающийся художник И.Е. Репин однажды в детстве сильно заболел. Мно­
гие считали, что ребенок скоро умрёт. Соседка тайком пробралась в дом, где
лежал бедный мальчик, и стала уговаривать его побыстрее умереть, потому что
на том свете безгрешным детям уготована прямая дорога в, рай. Мальчик тихо
спросил ее:

— Тётя, а в раю есть кисточки и краски? Женщина растерянно умолкла и, смутившись, ушла.

4) Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегодня известно всем.
75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна
поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка угово­
рила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удавалось
умудрённым военачальникам: она зажгла своей неистовой верой людей. После
многих лет позорных поражений французы наконец смогли победить захватчиков.

Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

5) Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и разбила нос. Мать
бросилась к дочери, но отец — это был Илья Репин — её остановил, чтобы
посмотреть на струящуюся из носа кровь, запомнить её цвет, характер движения.
Художник в это время работал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван».
Этот факт, который большинство людей расценит как проявление бездушия со
стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит
искусству, его правде, и жизнь становится материалом для его творений.

6) Мало кто знает, что во время съёмок известного фильма Н.С. Михалкова
«Утомлённые солнцем» испортилась погода, температура понизилась до минус
шести. А между тем по сценарию должно быть знойное лето. Актёрам, изобра^

жавшим отдыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека не лицедейства, а полной самоотдачи.

7) М. Горький, работая над одним из своих романов, описывал сцену убий­
ства женщины. Внезапно писатель вскрикнул и упал без чувств. Приехавшие
врачи обнаружили у него рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню
его произведения.

Этот пример показывает, что подлинный писатель не просто выдумывает об­разы, а живёт в том мире, который он создал. И слова выдающегося немецко­го философа Ф. Ницше: «Из всего написанного я люблю только то, что пишет­ся собственной кровью», — обретают почти буквальный смысл.

8) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бовари» рассказывал
о судьбе одинокой женщины, которая, запутавшись в жизненных противоречиях,
решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден
был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари —
это я».

9) Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец
Николай Кибальчич был приговорён к смертной казни за покушение на царя.
Ожидая исполнения приговора, он неустанно работал над проектом реактивного
двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Ког­
да за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму
чертежи космического аппарата и просил передать их учёным. «Трогательно, что
человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» — так писал
об этом духовном подвиге К.Э. Циолковский.

10) Восемь лет провёл итальянский поэт и философ Д. Бруно в застенках
инквизиции. От него требовали, чтобы он отрёкся от своих убеждений, и обе­
щали за это подарить ему жизнь. Но Бруно, хранивший верность истине, не
стал торговать убеждениями и мужественно встретил смерть. Прошло почти 300
лет, и потомки на площади Цветов, где был предан казни бесстрашный борец
за правду, воздвигли памятник, на постаменте высечена надпись: «Джордано Бру­
но — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».

11) Когда родился Сократ, его отец обратился к оракулу, чтобы узнать, как
воспитывать сына. Оракул ответил, что мальчик не нуждается ни в наставниках,
ни в воспитателях: он уже избран на особый путь и руководить им будет его
дух-гений. Позже Сократ признавался, что часто слышал внутри себя какой-то
голос, который приказывал ему, что делать, куда идти, о чём думать. Эта полу­
легендарная история выражает веру в избранность великих людей, которые оклик­
нуты жизнью для больших свершений.

12) Известный врач Н.И. Пирогов, наблюдая за работой знакомого скульпто­
ра, пришёл к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Это
стало подлинным открытием в хирургии, которое позволило облегчить страдания
многим людям. Пирогов ни на минуту не забывал о своём призвании, предан­
ность своему делу позволила ему приобрести мировую известность и глубокую
признательность спасённых людей.

13) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпеливости Кирилла Лав­
рова, — вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актёре. — Нам
надо было отснять 22-минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сце­
ны снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний чело­
век, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова
упрёка съёмочной группе».

14) Научный поиск требует самоотверженного служения. Древнегреческий фи­
лософ Эмпедокл говорил современникам: «Ничто не рождается из ничего и ни­
куда не исчезает, одно переходит в другое». Люди смеялись над бреднями без­
умца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в огнедышащее
жерло вулкана.

Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерти. Не случайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в бо­лее поздние эпохи.

15) Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому
химику Дэви. Молодой человек был поражён выступлением учёного и решил
посвятить свою жизнь научному познанию. Фарадей устроился обыкновенным
слугой в дом Дэви, чтобы только иметь возможность общаться с ним. Страстное
стремление к познанию позволило молодому человеку вырасти в выдающегося
учёного-физика, открывшего электромагнитную индукцию — явление, которое лег­
ло в основу электротехники.

16) Блез Паскаль постоянно носил железный пояс с острыми шипами, на­
правленными вовнутрь. Едва только в голову приходили праздные мысли, он
локтем бил себя в бок, острая боль напоминала ему о великих целях и застав­
ляла его возвращаться к работе.

17) Демосфен, известный древнегреческий оратор, ещё юношей мечтал овладеть
искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным
провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен...
Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен посту­
пил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно ов­
ладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал
жесты, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные
речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал
выдающимся оратором.

18) Во дворе церкви Санта-Мария дель Фьоре лежала огромная мраморная
глыба. Она предназначалась для изваяния статуи царя Давида. Многие мастера
пробовали взяться за работу, но, поколебавшись, отступали, боясь того, что у них
не хватит сил для исполнения столь грандиозного замысла. Лишь великий Ми-
келанджело не устрашился титанического труда, использовал свой шанс и чудес­
ным свершением обессмертил своё имя. Статуя Давида относится к числу вели­
чайших творений человечества и поныне вызывает восхищение своей красотой.

19) Выдающийся французский химик Лавуазье отдавал всё своё время работе.
Один из его приятелей посоветовал ему больше отдыхать, дескать, год жизни на
земле лучше, чем 100 лет в памяти людей. Но учёный в ответ только покачал
головой и продолжил свой поистине титанический труд.

20) Успехи К. Гаусса в науке столь велики, что ещё при жизни ему при­
своили титул «короля математиков». Однако в математику К. Гаусс вошёл само­
учкой. Сын водопроводчика из немецкого города Брауншвейг, он не располагал
возможностью учиться в школе. Самостоятельно он проштудировал труды
И. Ньютона, Ж. Лагранжа, Л. Эйлера, став «с веком наравне». А вскоре он уже
обогнал свой век, заглянув на многие десятилетия вперёд.

21) Когда Архимед, один из самых великих людей в истории человечества,
увидел тень занесённого над ним меча, он гневно закричал: «Не тронь моих
чертежей!» В минуту смертельной опасности великий житель Сиракуз стал за­
щищать не свою жизнь, а дело своей жизни.

22) Самоотверженное служение искусству — одна из главных черт подлинно
го художника. Рассказывают, что выдающийся французский скульптор О. Роден
не имея денег купить уголь, для поддержания вечером огня в мастерской сжё
свои ботинки, чтобы окончить начатую работу.

23)Герой пьесы А.П. Чехова «Чайка», Петр Сорин, подводя итоги про
житой жизни, называет себя человеком, который хотел. В молодости когда-Т(
он хотел сделаться литератором — и не сделался; хотел жениться — и н<
женился; хотел всегда жить в городе — а прожил всю жизнь в деревне. К со
жалению, многие люди так и не нашли в себе сил, чтобы стремления пре
вратить в дела.

СВЯЗЬ ВРЕМЁН

Основные проблемы

1. Духовная связь поколений.

/ 2. Историческая память.

3. Отношение к родителям — выражение нравственной сущности человека.

4. Конфликт поколений.

5. Борьба старого и нового как движущая сила прогресса.

6. Любовь — главная сила жизни.

7. Дружба — духовное родство людей.

Ключевые слова

Взаимосвязь; время; дружба; духовное побратимство; история; конфликт; куль­тура; нигилизм; новаторство; опыт предков; отец; отчий дом; любовь; мать; па­мять; поколение; понимание; преемственность; противостояние; прошлое; тра­диция.

Цитаты

1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У. Фолкнер, американский пи­
сатель).

2. Кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его Снова (Д. Сантая-
на, американский философ).

3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский
писатель).

4. Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится
тогда, когда забывает свою историю (Ф.А. Абрамов, русский писатель).

5. Культура есть способ плодотворного существования человека (Б.Л. Пастер­
нак, русский поэт).

6. Воспоминания — это не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещу­
щий, полный поэзии мир (К.Г. Паустовский, русский писатель).

7. Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы
(Н.М. Карамзин, русский историк и писатель).

8. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем со­
хранение окружающей природы (Д.С. Лихачев, русский литературовед, обществен­
ный деятель).

9. Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь лишь
перед одним настоящим (А. С.. Пушкин, русский писатель и поэт).

10. Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков (СМ. Со­
ловьев, русский историк).

11. Радикальный отказ от отцовской культуры — даже если он полностью
оправдан — может повлечь за собой гибельное последствие, сделав презревшего
напутствие юношу жертвой самых бессовестных шарлатанов (К. Лоренц, австрий­
ский учёный-зоолог).

12. Глядя назад, мы шагаем вперёд (А.И. Герцен, русский писатель, обществен­
ный деятель).

13. Народ умирает, если он не знает своего прошлого (Ш. де Костер, бель­
гийский писатель).

14. Не всякое изменение есть развитие (древние философы),

15. Люби — и делай что хочешь (Августин Блаженный, христианский мысли­
тель).

16. Есть разные мёртвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь
властно определяют направление нашего современного лучшего (ММ, Пришвин,
русский писатель).

17. Культура есть способ плодотворного существования человека (Б,Л. Пастер­
нак, русский писатель).

18. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовьк
держится и движется жизнь (И. С. Тургенев, русский писатель).

Аргументы

Историческая память. Живая связь поколений. Культура как связующее начало

1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а нг
следующий день, не закончив начатого, принимаются за строительство новогс
дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведо
именно так поступают люди, которые надменно отвергают опыт своих предко!
и как бы заново начинают строить свой «дом».

2) Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и че­
ловек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо даль­
ше, а его путь к истине становится короче.

3) Когда народ глумится над своими предками, над их мировоззрением, ю
философией, обычаями, он к той же участи готовит и себя. Подрастут потомки
и они будут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в без
думном разрушении старого, а в созидании нового.

4) В художественном мире Ф.М. Достоевского огромное значение имеет обра:
дома. Он воплощает духовную связь поколений. Но герои романа «Преступлею»
и наказание» живут на съёмных квартирах, у них нет своего дома, и эта детал]
символична: она показывает, что люди оторваны от «почвы», что у них не1
прочных духовных корней с культурным опытом предков. Вот почему и Рас
кольников, и Лебезятников, и Лужин легко поддаются воздействию модных иде!
и теорий.

5) Ч.Т. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о ман
куртах. Манкурты — это люди, насильно лишенные памяти. Один из них уби
вает свою мать, которая пытается вырвать из плена беспамятства своего сына
И над степью звучит её отчаянный крик: «Вспомни имя своё!»

6) Герой романа И.С. Тургенева Базаров, который пренебрежительно относит­
ся к жизненным ценностям «старичков» Кирсановых и желчно подтрунивает над
своим отцом, умирает от пустяковой царапины. Этот драматический финал во­
площает нежизнеспособность тех, кто, возомнив себя титаном, оторвался от «по­
чвы», от нравственных устоев своих предков, от культурных традиций своего
народа.

7) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, ко­
торые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лет, и новое
поколение не знает, куда д

Наши рекомендации