Ивт. гауптман михаэль шрамм.

До тридцать девятого года я в испытательной команде был. Работы было – целый океан. Бывало, сутками со взлётного поля не уходили, гоняли машины до полного изнеможения. Институт наш в глухой тайге находился, при нём аэродром бетонированный, ветка железнодорожная, завод опытных машин, лаборатории всякие. При институте ещё посёлок небольшой, где персонал обитал и лагерь особого режима, для заключённых, которых для опытов использовали. Туда приговорённых к смерти посылали, и на них наши халаты проверяли всякие новинки: гермокабины новейшие, перегрузки различные на центрифугах и катапультах, препараты некоторые медицинские. А что такого? Во первых, всё равно они к смерти приговорены, а во вторых, пускай хоть таким образом Родине послужат. Раз в год отпуск мне полагался, на две недели. Первый год я в Германию летал, к дяде с тётей, навестил. Они меня увидели, расплакались от счастья. Дядя Карл прослезился, увидев меня при полном параде, гордился мной ужасно. Бывало по городку нашему идёшь, полицейские и пожарники честь отдают, ребята молодые от зависти слюной захлёбываются, девчонки молодые краской заливаются и краснеют так, что начинаешь опасаться, как бы не загорелись от смущения. Приятно, чёрт возьми… А на второй год я не поехал, мы как раз новую машину испытывали, «Хейнкель‑178». Поначалу намучались с мотором, ну не тянул этот «Хирт» его никак! А потом Люлько вместе с Вальтером засели, чего‑то там мудрили, мудрили, из мастерских не вылезали, только через четыре месяца поднял таки я его в воздух. Ощущения, конечно, непередаваемые, ни тряски, ни винта перед носом. Мягко идёт, уверенно. Только вот недолго, максимум на пятнадцать минут движка хватает. Я, правда, один раз восемнадцать минут его на режиме держал, так турбина – вдребезги, как посадил – сам не знаю… Правда, к концу года ресурс до часа работы довели, и показали мне чертежи двух машин перспективных, «Р.1065» Мессершмита, бомбардировщика‑штурмовика, и «Р.1071», Хейнкеля истребителя‑перехватчика… Но опять же, всё в двигатели упиралось… А весной тридцать восьмого двух инженеров расстреляли, Пороховщикова и Курчевского. Эти господа тоже двигателями занимались, и от большого ума втайне от начальства велели технологическую цепочку изменить, под свою ответственность. Ну, работяги чего – им начальство велело, они и делают, никуда не лезут. За лишнее любопытство у нас сразу, разговор короткий, в концлагерь, невзирая на национальность… И получилось, что двигатель не работал нужное время из‑за того, что эти два деятеля от большого ума рабочие лопатки турбины чуть ли не из чистого олова велели делать. А этот металл, всем известно, очень легкоплавкий. Из‑за этого и работали наши «HeS 3B» по шесть минут поначалу, а потом турбина в хлам. Двигателисты мучаются, понять ничего не могут, а сундучок с монетками просто открывался. В общем, пошло дело сразу, когда весь опытный цех перешерстили. И перед вторым отпуском мы «178‑ой» нормально научили летать, по часу в воздухе держали, и ничего. На большее горючки не хватало. А когда я на Восточный фронт отправлялся, наши «яйцеголовые» уже на изготовление опытной партии отдали и «Мессершмитт», и «Хейнкель»…Одним словом, убыл я в отпуск и встретился опять с Севой. И ещё кое с кем. Об этом и расскажу…

Отдыхали мы все вместе в Крыму. Есть там такое курортное местечко, Судак. Ох, и понравилось же мне там. Тепло, фрукты. Воздух чистый, море тёплое, ну, просто чудо! Эх, думаю, чего же я раньше сюда не ездил? Благодатное место. Люди приветливые, климат райский, цены – просто смешные, по моему лётному окладу. Нет, думаю, теперь отдыхать буду только в Крыму… А Сева своих детишек в пионерский лагерь отправил, в Артек. Там и наши, в смысле, немецкие дети отдыхали, и итальянские. Главное, для членов Партии – бесплатно. Дети там вообще, главные были. Кормили их до отвала, лучшие врачи, пляж, поездки по историческим местам. Экскурсии, походы! Вот Всеволод Львович поближе к детям тоже подъехал и дачу снял с супругой. У него отпуск побольше моего был, так что когда я прибыл, он уже всё, что нужно разведал. Пошли мы вечером с ним в ресторан, там на пляже был такой, летний. Оба в цивильное одеты: в костюмчиках лёгких, в шляпах соломенных, на ногах штиблетики плетёные. Взяли столик, сидим, отдыхаем. Супруга его с нами не пошла, сказала, посидите без меня, чего мне встречу друзей портить, вот ведь какая умная женщина! Ну, вот и сидим. Вспомнили Испанию, знакомых общих, помянули тех лётчиков и танкистов, что в плен попали и которых зуавы выпотрошили. Вдруг слышу я родную речь, чистейший «хохдойч», поворачиваюсь, и что же я вижу? Сидит небольшая такая компания, несколько дам и человек шесть мужчин, и по‑немецки и по‑русски разговаривают. Одна мне сразу понравилась, молодая симпатичная. Волосы в модную причёску уложены, глаза зелёные, огромные, личико такое милое – милое. Словом, запала она мне в сердце сразу. Мы с Севой ещё по стакану лёгкого вина добавили, и пошёл я знакомиться, подхожу – мама моя! Глазам своим не поверил, одна из дам – сама Марика Рекк, Королева Чардаша, любимая актриса самого фюрера. Я тогда сразу сделал вид, что просто мимо шёл, к стойке. Но услышал главное, что эти господа и дамы кино неподалёку снимают, у Пастушьей Башни. Вернулся я из похода безрезультатно, сел и пригорюнился, Сева мне – что, мол случилось, ну я ему объясняю. А он мужчина заводной, как все русские, да добавил ещё, пока я знакомиться ходил, всё‑таки вытолкал он меня из‑за столика обратно. Набрался я смелости, подхожу опять к их киношному столу. Те уже на меня косятся. А я к этой даме, и так, по‑русски: Разрешите вас пригласить, мадам, на тур вальса? Актриса так посмотрела на меня искоса, отвернулась и фыркнула: Вот ещё, я не желаю. И так меня зло взяло, что меня, боевого лётчика, героя Рейха какая то штатская штафирка так унизила. Но я человек воспитанный, буянить не стал, вернулся за наш столик, заказал стакан водки и молча хлопнул. Сева сразу понял, что счастье мне не досталось, хлопнул по плечу и говорит: Слушай, Макс, она тебя просто не узнала в штатском, так что не дёргайся, завтра одевай форму, вешай все ордена, нашивки, аксельбанты и приходи ко мне обедать. Жду тебя в двенадцать ноль‑ноль. Посидели мы ещё немного и засобирался он домой вдруг, и понял я почему только на следующий день…

Время к двенадцати, я уже при полном параде, форма с иголочки, туфли светятся, аксельбант парадный, все нашивки. Все ордена и медали на груди блестят, сел на извозчика, адрес назвал. Тот поехал. Катим мы, а все прохожие на меня оглядываются, ещё бы – такое чудо, как лётчик люфтваффе в курортном русском городке при полном параде да с наградами всех союзных государств только раз в жизни увидеть можно, а я сижу гордо, внимания ни на что не обращаю. Подъехал я к Севиной даче, лихача отпустил, захожу во двор и обалдеваю – во дворе человек тридцать танкистов, тоже все при параде, с орденами и медалями. С нашивками «Витязя». Это Всеволод всех своих друзей‑офицеров собрал, чтобы мне помочь с дамой познакомиться. Ну, ребята соратнику всегда помочь готовы, тем более в таком деле. Только он меня представил собравшимся, правда я почти всех знал, вместе пивали в Испании не раз, да и они меня помнили, как на улице авто сигналят – ещё шестеро подъехало на прокатных лимузинах. «Витязи» младших по званию в Симферополь отправили за машинами. Загрузились мы и поехали на съёмки. Едем. Ветерок тёплый волосы треплет, на душе радостно… Съёмки мы издали заметили, ещё бы, толпа народа суетиться, да в солнечный день прожектора громадные горят. А снимали они сцену на пляже какую‑то. Остановились мы на дороге, по сигарете ребята выкурили, и пошли мы к киношникам. Там двое полицейских пытались что‑то нам сказать, но когда увидели КТО к ним пожаловал, предпочли организованным порядком отступить, чтобы не пострадать…

Крым. Чабан‑Кале. Актриса Марика Рекк .

В июле тридцать восьмого года я снималась в нашей первой русско‑германской картине для детей «Опрокинутый Мир». О, вы, конечно, помните эту гениальную детскую сказку, написанную русским писателем Гайдаром! Но я хочу рассказать не об этом, а о забавном случае, произошедшем на съёмках. Я играла там несчастную волшебницу, взятую в плен злобными солдатами царя Йерве. Приводят меня на допрос, а дело происходит на пляже, куда царь перевёрнутого королевства Ноис выехал со своим приспешниками герцогом Ашйомом, графом Дижем и их свитой. Как раз снимали сцену их обеда, когда на стол подают христианских младенцев. Реквизиторы Ханжонкова постарались на славу! Если не знать, то детей на блюдах можно было принять за настоящих младенцев. И только режиссёр дал команду «Мотор!», как раздвигают статистов здоровенные ребята в чёрной форме и ломятся к нам с подругой. Вы же знаете, что мою помощницу играла русская актриса Валентина Серова. И тут их главный, такой красивый русский подполковник, увидев на столах детей медленно тянет из кобуры огромный чёрный пистолет и наводит его на актёра, игравшего царя, а Мартинсон, ну тот артист, из РКП, которого каждый день к нам монахи привозили, на глазах бледнеет, даже через грим видно. Звезда Давида на груди затряслась… Слава Богу, один из статистов не растерялся, крикнул: Господа, это муляжи! Те сразу заулыбались, майор пистолет убрал, подходит к нам с Валентиной и говорит, значит:

– Уважаемые дамы, мой фронтовой товарищ и настоящий герой хотел познакомиться с одной из вас, но неудачно. Разрешите вам представить‑гауптманн Макс Шрамм! И появляется перед нами пилот, красавец, истинный ариец. Высокий, крепкий блондин с серыми стальными глазами. На груди награды сияют, форма на нём сидит бесподобно! Смотрю краем глаза, подруга моя, Валентина на глазах то краснеет, то бледнеет. Узнала она того парня, который к ней вчера в ресторане подходил… А Макс подошёл, каблуками щёлкнул, голову в поклоне склонил на мгновение, и нам с Серовой:

– Позвольте мне в ответ представить вам, милые дамы, моего друга, капитана Всеволода Львовича Соколова и его друзей, с которыми мы вместе воевали в Испании.

Я как посмотрела, все красавцы, у каждого грудь орденами и медалями усыпана, а Макс продолжает.

– И позвольте пригласить вас сегодня в тот самый ресторан, где вы отдыхали вчера.

Валя в себе только силы нашла кивнуть в знак согласия, ну и я тоже. Попрощались с нами военные и уехали. Что тут сказать – Мартинсону и другим актёрам‑евреям плохо стало, их сразу в РКП увезли. Ханжонков с Гайдаром на пару за валерьянку принялись, а мы с Валей ухватили парикмахершу с портнихой и бегом в шатёр наш, готовится. Больше съёмок в тот день не было, а вечером я, Валентина, режиссёр, и Аркадий Голиков, сценарист, поехали в ресторан… Всё было великолепно, если не считать того, что больше Валентина в гостинице для актёров не появлялась. Как она с Максом в то вечер ушла, так он её каждое утро на съёмки привозил, и после съёмок увозил. А с Ханжонковым и Гайдаром они даже подружились. И когда мы потом снимали фильм «Чёрные Знамёна», это где Крючков свои знаменитые слова говорит: «И я не успокоюсь, пока в последнем плутократском городом, последний жидовский солдат не выйдет с поднятыми руками и над миром не взовьётся гордое знамя Победы!» Они его хотели консультантом по авиации пригласить, но не нашли. В управлении ответили, что гауптманн Макс Шрамм находится в командировке. А майор тот у меня автограф только попросил, хотя по глазам видно было: не только автографа ему хотелось…

Наши рекомендации