Поэтика романа р.роллана «кола брюньон»

1. История создания и место романа «Кола Брюньон» в творчестве Р. Роллана (доклад)

2. Образ Кола Брюньона, его место в структуре романа. Средства создания образа. Стилевые особенности романа.

3. Черты карнавала в романе «Кола Брюньон». (Квази-) карнавальные образы и мотивы, их место в структуре романа. Пиршественные образы в романе. Образ Земли, связанная с ним символика. Карнавальность хронотопа романа. Черты площадной речи в речи Кола.

4. Тема искусства в романе “Кола Брюньон”. Проблема элитарности искусства в романе.

Литература

1. Балахонов В.Е. Ромен Роллан и его время: Ранние годы. Л., 1972.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

3. Гринштейн А.Л. Карнавал и маскарад в художественной литературе. Самара, 1999.

4. Моруа А. Ромен Роллан // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970. С. 357−384 (или другое издание).

5. Мотылева Т. Творчество Р.Роллана. М., 1969.

6. Письмо Р.Роллана (о «Кола Брюньоне») // Вопросы литературы. 1972. № 11.

7. Пузиков Н. Ромен Роллан // Пузиков Н.И. Портреты французских писателей. М., 1960.

8. Тахо-Годи М. Ромен Роллан // Писатели Франции. Л., 1964.

9. Трыков В.Роллан, Ромен.// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2х т.,Т 2, - М., 1997, С. 202 – 207.

Тема № 4 (2 часа)

Драматическая поэма Г.Ибсена «Пер Гюнт»

1. Эстетические взгляды Генрика Ибсена (доклад).

2. Проблематика пьесы «Пер Гюнт».

3. Национальная романтика в пьесе. Аллегорическое значение фольклорных мотивов и образов.

4. Система образов: Осе; Сольвейг; образ Пера (сатирические и комические стороны образа; эволюция образа); облик крестьянской толпы (акт 1; акт 5); фантастические фигуры, их значение.

5. Философско-символическое содержание, художественный метод и жанровое своеобразие пьесы.

Литература

1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Л., 1989.

2. Адмони В.Г. Эстетические взгляды Генрика Ибсена // Ибсен Г. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. М., 1958. С.731─747.

3. Берковский Н. Ибсен: К 50-летию со дня смерти // Театр. 1956. № 5.

4. Хейберг Х. Генрик Ибсен. М., 1975.

5. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западно-европейская драма его времени.-М.,1979.

6. Храповицкая Г. Ибсен, Генрик// Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь. В 2х т.,Т.I .-М.,1997, С.325 – 333.

7. Шайкевич Б..А. Ибсен и русская культура.- Киев, 1974.

Тема № 5 (2 часа)

Сатирический роман Генриха Манна

«Верноподданный»

1. Специфика жанра сатирического романа. Принципы и приемы сатирического изображения.

2. Трилогия Генриха Манна «Империя». Место и значение в ней романа «Верноподданный».

3. Сатирическое изображение в романе «Верноподданный» социальной и духовной жизни Германии в эпоху Вильгельма II (90-е годы ХIХ в).

4. Дидрих Геслинг ─ новый вариант традиционного образа верноподданного в истории немецкой литературы (верноподданный эпохи империализма). Обобщающее значение этого образа. Сочетание черт извечного преклонения перед властью и хищничества нового времени.

5. Формирование характера Дидриха Геслинга и процесс его духовной деградации под растлевающим влиянием среды (семья, школа, корпорация «Новая Тевтония», армия, провинциальная буржуазная среда, положение хозяина предприятия). Зависимость политических взглядов героя от экономических интересов. Социальная типичность и социально-историческая конкретность образа. Единство политического и морального облика.

6. Обличение в образе Дидриха Геслинга черт будущего фашиста.

7. Мастерство Г.Манна в создании образа Дидриха Геслинга:

а) выделение доминирующей черты ─ верноподданничества ─ в системе других черт характера;

б) широта диапазона сатирического рисунка (от тонкой иронии до карикатуры), элементы психологического анализа;

в) языковые средства создания сатирического образа верноподданного, особенности использования приёма несобственно-прямой речи для создания сатирического подтекста.

8. Сатирический образ кайзера Вильгельма II и его зеркальное отражение в лице Дидриха Геслинга. Значение карикатурных сцен встреч монарха с верноподданным.

9. Смысл символической сцены грозы при открытии памятника Вильгельму I.

Литература

Борев Ю. Сатира // Теория литературы. М., 1964.

Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977.

Кобзарёва Л. Опыт анализа сатирического произведения на лекциях и практических занятиях по зарубежной литературе. Свердловск, 1976.

Мотылёва Т.Л. Первый антифашистский роман: «Верноподданный» Генриха Манна. М., 1974.

5. Непомнящая Л.Г. Методические указания к текстуальному анализу романов Г. Манна «Верноподданный» и А. Зегерс «Седьмой крест». М., 1967.

Тема № 6(2 часа)

Тема искусства и художника

В ранних новеллах Т.Манна

1. Проблематика ранних новелл Т.Манна (доклад).

2. Влияние философии ницшеанства на концепцию искусства Т.Манна.

3. Образ Тонио Крегера как романтического художника, противоречивость характера. Образ Густава Ашенбаха («Смерть в Венеции»).

4. Соотношение романтического и «бюргерского» восприятия искусства («Тонио Крегер»), элитарное и плебейское понимание искусства («Смерть в Венеции»).

5. Мотивы болезни и распада в новелле “Смерть в Венеции”. Мотив маскарада в новелле.

6. Тема красоты в новеллах «Тонио Крегер» и «Смерть в Венеции».

Литература

Адмони В. Г., Сильман Т.И. Томас Манн. Л., 1962.

Апт С. Томас Манн. М., 1972.

Вильмонт Н.Н. Шесть этюдов о Томасе Манне // Великие спутники. Литературные этюды. М., 1966.

Манн Г. «Смерть в Венеции»: Новелла Томаса Манна // Манн Г., Манн Т.: Эпоха. Жизнь. Творчество: Переписка. М., 1988. С. 149–151.

Тураев С. Томас Манн и его новеллы // Манн Т. Новеллы. М., 1956. С. 3−11.

Тема № 7(2 часа)

«Пигмалион» Б. Шоу

1. Творчество Б.Шоу и его место в английской литературе ХХ века (доклад).

2. Миф о Пигмалионе как сюжетная основа одноименной драмы Б.Шоу.

3. Образ Генри Хиггинса:

а) Хиггинс как учёный;

б) человеческие достоинства и недостатки Хиггинса.

4. Элиза Дулиттл как современная Галатея:

а) Эволюция образа Элизы;

б) человеческое и женское достоинство героини;

в) врождённая деликатность и нравственная чистота;

г) ум, талантливость и деловые качества.

5. Тема классового неравенства и человеческого достоинства:

а) люди аристократического круга;

б) представители социальных низов.

6. Стилистические особенности драмы «Пигмалион».

Литература

Гражданская Э.Т. Бернард Шоу. М., 1965.

Образцова А.Г. Драматургический метод Бернарда Шоу. М., 1965.

Ромм А.С. Бернард Шоу. М.; Л., 1965.

Хьюз Э. Бернард Шоу. М., 1966.

Тема № 8 (2 часа)

Наши рекомендации