Определение возможных сложностей

Прежде всего отметим сложности на уровне различения букв, а отсюда и их правильного написания. Здесь можно говорить об интерференции двух уровней:

Определение возможных сложностей - student2.ru Определение возможных сложностей - student2.ru Определение возможных сложностей - student2.ru Межъязыковая интерференция

Внутриязыковая интерференция



Схожие по написанию буквы родного и иностранного, языков могут путать­ся, особенно если они передают раз­ные звуки.

Например: русские и латинские Мм-Mm, Tr-Tt, Pp-Rr-Pp и т. д.

Буквы, имеющие сходные элементы в рамках одного языка, также пред­ставляют значительную трудность. Например: b-d-p-q; t-f-1 и т. д.

Помимо этого, отметим и отличия в конфигурации знакомых символов, например в написании цифр 7 и 4. ,

Обучение письму 193

Немалую роль в технике написания' играют и соединения букв. Однако в каждом языке это может быть по.-разному. Например, в английском языке буквы "b, g, j, р, q, s, х, у, z" никогда не со­единяются на письме, а::буквы "v, г, w, о" имеют только верхнее соединение и т. д.

Как учить графике

■ 1.Прежде всего учитель знакомит учеников с буквой, т. е. на­зывает ее, говорит, какие она может передавать Звуки, а возмож­но, и вспоминает уже знакомые ученикам слова, где есть данная буква (или просит учеников сделать это).

2. Ученики знакомятся с написанием буквы. Для этого учитель либо сам медленно пишет ее на доске, либо использует учебное пособие, где это подробно показано; со стрелками, точками и ци­фрами, обозначающими, в какой последовательности и в каком на­правлении должна двигаться рука, чтобы образ буквы получился правильным. Мой младший сын до сих пор пишет английскую бук­ву "р" снизу вверх, что изменяет ее облик до неузнаваемости. Это не единственная ошибка. Как выяснилось, учитель выполнял лишь первый шаг, считая, что этого вполне достаточно. Но дети есть де­ти, им свойственно отвлекаться, подчас у них возникают непред­сказуемые идеи, как, например, о том, что иностранная буква, на­верное, и пишется иначе. Но навык — вещь очень устойчивая. Легче сразу научить правильно, чем переучить. Мне так и не уда­лось исправить почерк младшего сына.

3. Затем ученики пишут заглавную и строчную буквы, сначала обводя контуры по точкам, а затем свободно.

Чтобы закрепить навык и снять возможные сложности, можно выполнить следующие упражнения.

1. Определить:

— какие буквы учащиеся могут перепутать в родном и иностран­ном, языках и почему;

— какие буквы пишутся .одинаково в родном и иностранном язы­ках, какие звуки они передают;

— каких букв, нет в родном языке;

— какие буквы имеют схожие элементы и т.д.

2. Написать буквы под диктовку:

— строчную и прописную;

— только строчную или. только прописную (здесь необходимо учи­тывать возможные уровни интерференции и ставить наиболее проблемные буквы парами);

— с указанием, помимо собственно буквы, писать только строч­ную/прописную или и ту и другую. Здесь также можно прогно­зировать и заведомо планировать ошибки с их последующим ис­правлением и анализом. Помимо этого, данное.упражнение учит быть внимательным ;на уроке и хорошо дисциплинирует память;



Обучение письму

— писать первую букву называемых слов (здесь совсем не важно, знакомые это слова или незнакомые, последние даже лучше). Суть данного упражнения заключается в умении услышать первый звук, соотнести ■ его с буквой и записать ее. Здесь ученик идет реверсив­ным путем — от звука к букве, т. е. так, как это и будет на пись­ме в дальнейшем. Это упражнение, как показывает практика, мо­жет быть очень интересным, если учитель привносит в него элемент неожиданности. Так, например,: малышам предлагают за­писать первую букву следующих слов: "catastrophy, city, job, geog­raphy, system" и т. д. Безусловно, не будет ошибкой, если в пер­вом слове ученик напишет "Кк", аво втором "Ss". Однако если учитель при объяснении буквы "Сс" говорил, что в большин­стве случаев она озвучивается как [к], то есть вероятность, что кто-то это вспомнит. Это упражнение является хорошей психо­логической подготовкой к формированию навыков орфографии.

3. Узнать буквы, написанные в воздухе указкой/на спине/по
контурам. Игра «Отгадай-ка».

Кстати, если пишущий нарушает последовательность написания буквы, то это не останется без внимания остальных учащихся, по­скольку тогда будет повод указать на его ошибки, а значит, и быс­трее их исправить. Отсюда вывод: водить указкой учителю совсем не обязательно, более того, нежелательно. Можно и отдохнуть, охот­ников до такого интересного дела и без него бывает достаточно.

Наши рекомендации