Эллен Вуд, Джозеф Шеридан Ле Фаню, Мэри Элизабет Брэнддон

Популярностью пользовались детективы с готическими элементами миссис Генри Вуд (Эллен Вуд) (1814 – 1887). Известность писательнице принес роман «Ист-Лин», который в России был переведен как «Тайна Ист-Линского замка», 1864 г. Романы: «Тень Эшлидата» (1863), «История Чарльза Стренджа» (1888) и др. Показала себя как любительница тайн, загадок, мистики.

Мисс Генри Вуд называют родоначальницей «сериального» детектива. Ее рассказы печатались по частям в газетах и журналах, и действовали в них, как правило, одни и те же персонажи. Большая часть рассказов ведется от лица Джонни Ладлоу, юного джентльмена, проживающего вместе со своей мачехой, миссис Тодхетли, ее мужем, сквайром Тодхетли и их детьми. Семейство Тодхетли в полном составе постоянно попадает в различные как смешные, так и довольно трагические ситуации, но Джонни всегда удается найти разгадку даже самых таинственных происшествий (А. Завозова).

Творчество Джозефа Шеридана Ле Фаню (1814 – 1873)относят к смеси готики и ужасов. Он получил юридическое образование в университете Тринити и некоторое время работал адвокатом в суде. Автор многочисленных готических новелл. Писатель увлечен мистикой: приведения, вампиры («Кармила», 1872); появляются исторические романы.

Детективный сюжет лежит в основе романов «Дом у кладбища» (1863), «Дядя Сайлас» (1864) и др. Сложная повествовательная структура первого романа (включение переписки героини), сочетание разновременных пластов и повествование от лица героини, вспоминающей свое прошлом, во втором – все это создает субъективность повествования.

Готические элементы сохраняются в его творчестве, мелодраматизм и «ужасы» проникают в другие т.н. «сенсационные романы»: «Рука Уайлдера» (1864), «Шах и мат» (1871).

«Королева библиотек» Мэри Элизабет Бреддон (1837 – 1915), дочь адвоката, она хорошо знакома с судопроизводством, что придавало правдоподобие детективным историям, несмотря на тайны в прошлом или загадочные исчезновения ее героев. Своим литературным отцом писательница считала У. Коллинза. Именно его роман «Женщина в белом» вдохновил на создание одного из самых популярных романов – «Тайна леди Одли» (1862).

Так же, как и ее литературный наставник, Брэддон заимствует основные жанрообразующие черты готического романа – мотив тайны, образ готического злодея, мелодраматический сюжет, а также характерную для этого жанра повествовательную концентрацию на внешнем сюжетном действии, пробуждающем в душе читателя необычайно сильные эмоциональные переживания. В отличие от предшественников, она находит возможность заострения сюжетов своих романов в современной ей действительности. В романах писательницы появляется не только традиционное для сенсационного романа внешнее развертывание тайны – собственно расследование преступления, но и внутреннее, аналитическое, изучение социальных и психологических мотивов ее возникновения, позволяющее автору одновременно осветить современные социальные и нравственные конфликты эпохи и создать наиболее полный социально-психологический облик героев (Р.Л. Банк).

На творчество писательницы повлияла также мелодрама: сосредоточенность повествования на сюжете и стремление автора с помощью изображения внешних действий передать внутренние переживания героев; средством выражения точки зрения и эмоционального состояния персонажей выступает диалог. Для ее романов характерен пристальный интерес к бытовому и обыденному.

Роберт Льюис Стивенсон

Детективные элементы присутствуют в авантюрно-приключенческих циклах Роберта Льюиса Стивенсона (1850 – 1894) «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи», входящие в книгу «Новые тысяча и одна ночь» (1878). В них представлена пародия на авантюрно-приключенческую и сенсационную литературу, написанная на современном материале.Главный герой – таинственный принц Флоризель, правитель Богемии. В стиле повествования заметна авторская ирония.

Приключенческий роман «Остров сокровищ» (1882) принес писателю мировую славу. Известно, что начало работы над романом связано с созданием карты острова и чтения только что написанных глав в кругу родных и друзей. В первой журнальной публикации роман появился с указанием авторства капитана Джорджа Нортона. В отдельном издании 1883 г. роман вышел под настоящей фамилией писателя. Доверительный рассказ главного героя Джима Хокинса создает иллюзию достоверности, живой картины событий, впечатление точности и психологической достоверности происходящего. Неоднозначным героем представлен в романе Джон Сильвер, он жесток, коварен, но и умен, хитер, способен внушить жалость и уважение.

После прочтения во французском переводе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 1885г. Стивенсон пишет повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) о раздвоении личности путем химического препарата, в результате которого добродушный доктор Генри Джекил становится преступником, жестоким убийцей, вызывающим отвращение и гадливость Эдвардом Хайдом. Мистер Хайд – чистое зло, выделенное из человеческой личности путем химии, но постепенно овладевающий душой и телом доктора Джекила. Свободный выбор оказался неуправляемым. В повести наблюдается сочетание фантастики, мистики, детектива и психологизма.

Отражение романа Ф.М. Достоевского можно увидеть и в рассказе «Маркхейн»(1885). В 1889 г. Р.Л. Стивенсон закончил роман «Владетель Баллантрэ», в котором вновь исследуются границы добра и зла.

Артур Конан Дойл

Артур Конан Дойл (1859 – 1930) –доктор медицины, путешественник, политик, публицист, спортсмен, спиритуалист и писатель исторических, детективных и фантастических произведений.

В 1887 г. выходит повесть «Этюд в багровых тонах», в которой впервые появляется Шерлок Холмс. Отдельным изданием она выйдет в 1888 г. с рисунками отца Артура Конан Дойла – Чарльза Дойла. Писатель признавался, что был увлечен творчеством Эдгара По и Эмиля Габорио. Так появилось первое детективное произведение в его литературных опытах.

Написанную в 1886 г. повесть долго не удавалось пристроить. Наконец, издатели соглашаются, но ставят ряд условий: повесть выйдет не ранее следующего года, гонорар за нее составит 25 фунтов, а автор передаст издательству все права на произведение. Стоит обратить внимание на то, что в 1892 г., когда издатели просили продолжения рассказов о Шерлоке Холмсе, Дойл, надеясь, что от него отстанут, заявил сумму в 1000 фунтов, на что сразу получил согласие, а в 1903 г. американские издатели предложили писателю заплатить по 5 тысяч долларов за каждый рассказ, если он придумает, как воскресить своего героя.

Обычно доктора, профессора Эдинбургского университета, Джозефа Белла (1837-1911) рассматривают как прообраз Шерлока Холмса. Именно из наблюдательности, анализа и выводов профессора вытекает дедуктивный метод Шерлока Холмса. Будучи студентом университета, Дойл удивлялся и восхищался способностью профессора по внешнему виду определить род занятий или прошлое больного, даже внешне писатель делает своего героя похожего на Белла: такой же высокий, худощавый, темноволосый, с орлиным носом, серыми проницательными глазами. Хотя сам Белл говорил, что настоящий прообраз Холмса – это сам Артур Конан Дойл. Прототипом доктора Ватсона писатель называл майора Альфреда Вуда, который около 40 лет был секретарем Конан Дойла.

В детективном творчестве писателя складывается классическая пара героев: эксцентричный Шерлока Холмса и приземленный доктора Ватсона. В образе Шерлока Холмса сочетаются черты благородного рыцаря и эгоцентризм, гениальность и романтизм, точные знания и любовь к музыке; аналитический талант, мощь человеческой мысли, направленная на борьбу со злом, защиту человека от насилия, предотвратить которое полиция оказывается бессильна. Холмс идет в ногу со своим временем; при расследовании преступлений широко пользуется дости­жениями науки (например, химии), искусно гримируется (кэмбен, моряк, нищий, старец) и приме­няет дедуктивный метод при восстановлении картины преступления. Холмс раскрывает преступления не только ради торжества справедливости, но и ради любопытства, интереса к новым сложным делам, иначе он тоскует, страдает от бездействия и скуки.

Его верный помощник и хроникер – доктор Ватсон, возможно, наделен излишней эмоциональностью в отличие от бесстрастного и сдержанного Холмса, но он также обладает сердечным добродушием, деликатностью и искренней преданностью своему другу. Он по-человечески очень обаятелен и симпатичен.

Для произведений Дойла характерны повторяемость сюжетной схемы: энергичное и интригующее начало рассказа, способное сразу увлечь читателя; появление посетителя со своей просьбой или тайной; расследование, которое нередко ведется параллельно с полицией; загадочное поведение Холмса и недоумение Ватсона; возможна опасность, которой подвергается сыщик; раскрытие и объяснение всех загадок в конце истории. А отсутствие описаний, второстепенных подробностей, сосредоточенность на главной сюжетной линии создает лаконичный, деловой и напряженный стиль повествования.

Писатель сохраняет точность в деталях, создавая образ старой Англии конца XIX века на страницах своих произведений. Честертон отмечает, что Кона Дойл окружил своего героя поэтической атмосферой Лондона.

В рассказе «Последнее дело Холмса» в 1893 г. К. Дойл «убивает» Шерлока Холмса, чтобы отдохнуть от своего героя, который заслонил самого писателя и мешает работать над серьезной литературой: историческими и социальными романами (например, «Белый отряд», 1891; «Родни Стоун», 1896 и др.), которую писатель рассматривает как свой главный литературный труд. Но смерть литературного героя вызвала негодование у читателей; журнал «Стрэнд», где публиковались рассказы К. Дойла, потерял 20 тыс. подписчиков; а сама редакция завалена письмами разгневанных подписчиков.

В 1900 г. писатель отправляется на англо-бурскую войну в качестве хирурга полевого госпиталя, своеобразным итогом становится книга «Великая бурская война» (1900). В 1902 г. Конан Дойлу присвоен рыцарский титул за заслуги перед родиной в англо-бурской войне.

Возвращение Шерлока Холмса состоялось в романе «Собака Баскервилей»(1901). Замысел возник из истории рассказанной журналистом Флетчером Робинсом, у которого Дойл гостил в Девоншире. Писатель услышал легенду о жестоком, необузданном и ревнивом сэре Ричарде Кэббелле, убившем свою жену, но и самом погибшем от собаки, которая бросилась на него, защищая свою хозяйку. «Воскрешение» представлено в рассказе «Пустой дом» (1903); включенном в сборник «Возвращение Шерлока Холмса» (1905).

Конан Дойл не раз участвовал в уголовных процессах, благодаря его усилиям были оправданы невинно осужденные. Например: дело Джорджа Эдалджи, который обвинен в жестоких убийствах домашних животных и приговорен к 7 годам каторги в 1903 г. В 1906 г. отпущен без оправдания; тогда же он обращается с письмом к Конан Дойлу, прося о помощи. В 1907 г. Д. Эдалджи оправдан. Дело Оскара Слейтера, обвиненного в убийстве в 1908 г. и приговоренного к пожизненному заключению. Конан Дойл подключился к этому делу в 1912 г., но только в 1927 г. Оскар Слейтер был оправдан.

А. Конан Дойлу принадлежат также фантастические произведения о профессоре Челленджере: «Затерянный мир» (1912), «Отравленный пояс» (1913) и более позднее «Маракотова бездна»(1929), которые в отличие от исторических романов имели успех. Но читатели ждали от писателя именно детективы.

В детективном романе «Долина страха» (1915)можно отметить элементы американского детектива: изображение организованной преступности во главе с профессором Мориарти. Последний сборник рассказов «Архив Шерлока Холмса» вышел в 1927 г.

Интересно, что методы Шерлока Холмса при изучении места преступления нашли отражение в первом учебнике по криминалистике Г. Гросса «Руководство для судебных следователей» (1893).

К сочинению рассказов о Шерлоке Холмсе подключились другие писатели, породив целую серию книг, например: Адриан Конан Дойл, Джон Диксон Карр «Неизвестные приключения Шерлока Холмса» или «Подвиги Шерлока Холмса»; Эллери Квин «Этюд в жестоких тонах» или «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» и др.

Артуру Конан Дойлу принадлежит также книга воспоминаний: «Воспоминания и приключения» (1924).

В 1990 г. состоялось открытие музея Шерлока Холмса в Лондоне (Бейкер-стрит, 221-b) с точным воссозданием интерьера на основе произведений А. Конан Дойла. Началом музея послужила выставка в 1954 г.; а в 1999 г. недалеко от музея был установлен памятник Шерлоку Холмсу.

В 2002 г. литературный герой Конан Дойла Шерлок Холмс был принят в члены Британского королевского общества химии.

Гилберт Кит Честертон

Жанровое своеобразие новелл Гилберта Кита Честертона (1874 – 1936) связано с притчевым и проповедническим характером, теологией и психологией. Ю.М. Лотман назвал детективные рассказы Честертона научно-психологическими этюдами в художественной форме. Цель Честертона заключалась не только в описании занимательной истории и проведении увлекательного расследования, а крылась в гораздо более глубокой философской и нравственной подоплеке, отображенной прежде всего в наставлениях его главного героя отца Брауна (Л. Романчук).

А. Адамов: «жанр детектива у Честертона внезапно и в то же время вполне закономерно раздвинул свои границы, проявил ценнейшую способность вобрать в себя глубокие философские и нравственные взгляды и истины, сделать произведения этого жанра отнюдь не только увлекательными или даже поучительными, но мировоззренческими, заставить решать проблемы бытия и веры, человеческой сути и предназначения, то есть встать вровень с “подлинной”, “высокой” литературой века в тех рамках буржуазного, католического мироощущения и миропонимания, в которых оставался сам Честертон».

Религиозность писателя сыграла значимую роль в жизни и творчестве писателя. В 1904 г. состоялось его знакомство с католическим священником Джоном ОʼКоннором, который произвел сильное впечатление глубиной своего знания человеческой натуры и которого писатель делает прототипом своего главного героя детективных рассказов – отца Брауна. Священник стал другом и духовником писателя. В 1922 г. Честертон переходит из англиканской веры в католичество. После смерти Честертона Д. ОʼКоннор написал книгу о нем: «Отец Браун о Честертоне» (1937).

Сборник рассказов «Клуб удивительных промыслов» (1905)можно рассматривать как пробу пера, своеобразную пародию на жанр детектива. Сыщик-любитель Руперт Грант повсюду видит признаки преступления, а его старший брат, отставной судья Бэзил Грант, в каждом случае раскрывает если не преступление, то ту или иную загадку.

Один из самых необычных сыщиков-любителей – отец Браун, наделенный способностью «подмечать все странное». Он появляется в первом сборнике «Неведение отца Брауна» (1911). Характерные особенности главного героя: смиренность, простодушие, комичность, неуклюжесть, нелепость и внешняя заурядность. Это незаметный сельский священник, который вызывает вначале пренебрежительную усмешку, от такого никто не ждет силы ума, тонких наблюдений, оказывается чутким и проницательным психологом, для которого характерны внимательность и уважение к человеку. Не случайно сами названия сборников рассказов звучат иронично: «Неведение отца Брауна» (1911), «Мудрость отца Брауна» (1914), «Недоверчивость отца Брауна» (1926), «Тайна отца Брауна» (1927), «Позор отца Брауна» (или «Скандальное происшествие с отцом Брауном»)(1935). Иронический подтекст характерен для многих рассказов Честертона в целом.

Непростые отношения связывают отца Браун и Фламбо. Образ Фламбо дан как образ романтического героя, это и гений воровства, и великий артист.

Метод отца Брауна заключается в психологическом подходе к раскрытию преступлений и постижении сути человека. Интерес к преступнику, внимание к внутреннему миру, тайным и явным мотивам поступков, к психологии человека, умение взглянуть на мир его глазами. Главное для отца Брауна – спасение души преступника. Цель отца Брауна не столько в том, чтобы наказать преступника, сколько в том, чтобы установить истину, избавить от наказания невинно подозреваемого, перевоспитать виноватого (И. Кашкин). Поэтому у Честертона появляется возможность создания детектива без преступника, так как возможно раскаяние и исправление. Например, история Фламбо.

Основанием действий отца Брауна является христианский мотив спасения, поэтому его процесс расследования весьма своеобразен. Отец Браун пользуется нестандартными методами раскрытия преступлений, он часто обращается к интуиции, выявляет логические неувязки в рассуждениях персонажа, выдающих его истинное лицо.

Другие циклы писателя, например: цикл рассказов о Хорне Фишере: «Человек, который слишком много знал» (1922), где главный герой раскрывает политические и околополитические интриги, опираясь на хорошую осведомленность жизни высших кругов общества. Речь идет уже о преступности всей государственной системы.

В сборнике рассказов «Поэт и безумцы» (1929) преступления раскрывает художник и поэт Гэбриел Гейл. Здесь преступления имеют психиатрическую подоплеку, и Гейл как метод использует свою способность смотреть на мир глазами сумасшедшего.

Близко к детективу стоят еще два сборника рассказов Честертона: «Охотничьи рассказы» (1925) и «Пять праведных преступников» (1930).

Сборник «Парадоксы мистера Понда» выходит уже после смерти Честертона. Главный герой рассказов – высокопоставленный чиновник, раскрывающий преступления, пользуясь логикой парадокса, и его спутники: дипломат сэр Хьюберт Уоттон и капитан Гэхеген,

В 1928 г. в открытом в Лондоне «Клубе детективных писателей» первым председателем стал Гилберт Честертон.

Честертону принадлежит и ряд статей, посвященных детективному жанру, например: «В защиту детективной литературы», «Как пишется детективный рассказ», «О детективных романах» и др.

Эдгар Уоллес

Писатель принимал участие в англо-бургской войне (1900), стал военным корреспондентом. С этим связывают начало литературной деятельности Эдгара Ричарда Горацио Уоллеса (1875 – 1932).

Таинственно-интригующие сюжеты детективно-приключенческих романов Уоллеса, тип романа-загадки, усложненное повествование. Нередко к основной тайне прибавляется множество побочных, раскрытие которых происходит по ходу повествования, но по мере их раскрытия возникают новые, что усложняет повествование, а самая главная тайна-загадка раскрывается только в конце. Большинство его романов – независимые автономные истории; он редко использовал серийных героев.

Первая книга – «Четверо Справедливых» (1905). В основе сквозного действия книг Уоллеса лежит скорее преследование, чем расследование. Потайные двери, погони, перестрелки, переодевания, лорды в лохмотьях и грабители в смокингах, неизменно роскошные виллы, автомобили, ночные клубы - весь этот салонно-гангстерский мир, полный тайн, возникающих ниоткуда и исчезающих в никуда, завораживал и покорял массового читателя (В. Гитин).

Его романы упрекают в отступлении от канона детективного жанра и нагромождении всевозможных тайн и загадок, неожиданных поворотов и пр., но нередко именно Уоллеса называют создателем такого жанра, как триллер, для которого как раз характерны напряженный динамичный сюжет, сильное эмоциональное переживание и атмосфера тревоги и страха.

Юмористическое дарование писателя проявилось в его рассказах с инспектором Джоном Ридером.

Э. Уоллес очень плодовитый автор: 173 романа, 23 пьесы, более 1000 рассказов; один из самых экранизируемых писателей: около 200 фильмов.

В свое время его упрекали в использовании литературных рабов. Писатель рассказал о своем методе работы: он надиктовывал в течение 2-3-х дней на фонограф свои произведения, секретарь распечатывал текст, редакторскую правку осуществляло уже издательство, что и позволяло работать с такой скоростью.

В 1929 г. писатель ездил в Америку для заключения контрактов на издание его книг, в 1931 г. он переезжает в Америку, в Голливуд по приглашению для работы над сценариями для кинофильмов. Так, он написал сценарий для первой адаптации звукового фильма «Собака Баскервилей» (1932). Умирает во время работы над сценарием первого фильма о Кинг Конге (черновой вариант в 110 страниц), идею создания которого приписывают также Э. Уоллесу.

Задания и вопросы:

1. Проведите собственное расследование в поиске сведений о Джеке Шепарде, Суини Тодде и Джеке-Потрошителе.

2. Подготовьте подборку художественных произведений, в которых развивается история Джека-Потрошителя. Прочитайте одно из них, насколько авторская версия отражает реальную историю?

3. Какова история возникновения института полиции в других странах?

4. Сопоставьте готический и детективный роман и определите сходство и различия жанров.

5. Составьте жанровую характеристику сенсационного романа.

6. Определите черты готического, сенсационного и детективного романов на примере одного из произведений Э. Вуд, Д. Ш. Ле Фаню, М.Э. Брэнддон.

7. В чем своеобразие художественного пространства романа Диккенса «Тайна Эдвина Друда»?

8. Рассмотрите варианты финала «Тайны Эдвина Друда» Ч. Диккенса.

9. Какие приемы детективного жанра можно выделить в циклах Р. Стивенсона «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи»?

10. Какие приемы детективного жанра можно выделить в повести Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»?

11. Художественное пространство и время повести Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

12. Своеобразие мотива двойничества в повести Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

13. Мотив двойничества в повестях Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и Ф.М. Достоевского «Двойник».

14. Проследите отражение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и

15. В чем обаяние рассказов Артура Конан Дойла, за счет это чего достигается?

16. Проведите собственное расследование и подготовьте досье на основных героев Конан Дойла: Шерлока Холмса, доктора Ватсона, инспектора Лестрейда, миссис Хадсон.

17. «Работает» ли сюжетная схема рассказов Э. По в произведениях А. Конан Дойла? Обоснуйте свое мнение.

18. В чем наблюдаются сходства и различия знаменитых сыщиков: Огюста Дюпена и Шерлока Холмса?

19. В чем особенность художественного времени и пространства романа А.К. Дойла «Собака Баскервилей»?

20. Как удалось Конан Дойлу оправдать невинно осужденных Джорджа Эдалджи и Оскара Слейтера?

21. Прочитайте статью В. Шкловского «Новелла тайн». Всегда ли рассказы Дойла соответствуют той схеме, которую выделил ученый?

22. Прочитайте одно из произведений «холмсианы» и выскажете свое мнение о нем. Что показалось наиболее удачным, а что кажется слабым, возможно, даже ошибкой автора?

23. Выскажете свое мнение о русской холмсиане, см., например: П. Никитин «Приключения Шерлока Холмса в России» (1908), Н. Михайлович «Три изумруда графини В.-Д.» (1908), П.П. Орловец «Приключения Шерлока Холмса против Ната Пинкертона в России» (1908) или произведения современных авторов: М. Трушин, В. Петрин «Озарения Шерлока Холмса» (1997) и др. Обоснуйте свое мнение.

24. Сопоставьте различные киноверсии «Приключений Шерлока Холмса». Отметьте наиболее удачные или неудачные, с вашей точки зрения, моменты.

25. Сопоставьте рассказы Дойла и Честертона: что общего, чем отличаются, в чем авторское своеобразие (на примере любых рассказов по вашему выбору). Сопоставьте главных героев: Шерлока Холмса и отца Брауна.

26. Составьте схему сюжета рассказов Честертона об отце Брауне.

27. Как героям детективных произведений Честертона удается раскрыть преступление?

28. Про детективные рассказы Честертона нередко говорят, что в них отсутствует преступник. Докажите или опровергните это утверждение.

29. За детективами Честертона закрепилось такое определение, как «теологические детективы». Почему?

30. Прочитайте статью (или статьи) Честертона о детективном жанре. Как его взгляды на детектив соотносятся с его собственным творчеством и с теорией жанра в целом?

31. Прочитайте один из романов Э. Уоллеса. Отметьте, черты каких жанров можно в нем выделить?

Литература:

1. Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. Записки писателя. – М.: Советский писатель, 1980.

2. Акройд П. Лондон. Биография. – М.: Изд.-во Ольги Морозовой, 2009.

3. Банк Л.Р. Романистика Мэри Элизабет Брэддон 1860-1865 годов в историко-культурном контексте. – Автореферат дис. ... канд. филол. наук. – Пермь, 2005.

4. Белоусов Р.С. Детектив Уичер под маской сержанта Кафа // Белоусов Р.С. Тайна Иппокрены. – М.: Сов. Россия, 1978. – С. 211-228.

5. Вацуро В. Э. Готический роман в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2002.

6. Гениева Е.Ю. Великая тайна // Тайна Чарлза Диккенса: Библиографические разыскания / Состав. E. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. – М.: Книжная палата, 1990. – С. 9-59.

7. Гитин В. Романами Уоллеса увлекается весь мир // http://e-libra.ru/read/86729-romanami-uollesa-uvlekaetsya-ves-mir.html

8. Завозова А. Миссис Генри Вуд // Не только Холмс. Детектив времен Кона Дойла. – М.: Иностранка, 2009. – С. 25-26.

9. Кашкин И.А. Г.К. Честертон // Кашкин И. Для читателя-современника. Статьи и исследования. М.: Советский писатель, 1977. – С. 321-367.

10. Кошенко А., Капельгорская Н. Зарубежный детектив: Энциклопедия. – Киев, 1993.

11. Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. – М., 1978.

12. Лебедев А. «Дело о детективе». Том 2 // Батя: мужской журнал: http://rusbatya.ru/delo-o-detektive-tom-2/.

13. Лотман Ю.М. Биография – живое лицо // Новый мир. – 1985. - № 2. – С.

14. Померанцева М. Лондон: Краткая история Скотланд-Ярда // http://smarttrip.ru/history-scotland-yard.

15. Романчук Л. Новеллистический цикл Честертона // http://literra.websib.ru/volsky/1264.

16. Смаржевская И. И. Кто такой мистер Дэчери? // Тайна Чарлза Диккенса / Состав. E. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. – М.: Книжная палата, 1990. – С.460-476.

17. Тугушова М. Под знаком четырех: О судьбе произведений Эдгара По, Артура Конан Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона. – М.: Книга, 1991.

18. Уолтер Дж.Каминг. Ключи к роману Диккенса «Тайна Эдвина Друда» // Диккенс Ч. Тайна Эдвина Друда. – СПб., Издательский дом «Азбука-классика», 2008. С. 351-424; или Тайна Чарлза Диккенса / Состав. E. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. – М.: Книжная палата, 1990. – С. 405-459.

19. Чернов С. Бейкер-стрит и окрестности. – М.: Форум, 2007.

20. Честертон Г.К. Шерлок Холмс // Честертон Г.К. Писатель в газете. Художественная публицистика. - М.: Прогресс,1984. С. 262-266

21. Шкловский В. Новелла тайн // Шкловский В. О теории прозы. М.: Издательство «Федерация», 1929. – С. 125 – 142

I.3. Становление и развитие французского детектива

Наши рекомендации