Торжество открытия Парламента.

В ноябре парламент начинает сессию. Из ворот Букингемского дворца выезжает золоченая королевская карета шестеркой (три пары белых лошадей). Ее сопровождает эскорт на черных лошадях верхом - эскадрон драгун в форме эпохи битвы при Ватерлоо, в кирасах и шлемах с плюмажами. Процессия неторопливо подъезжает к Вестминстерскому дворцу, который расположен на Парламентской площади. Под звуки фанфар королева в белом платье со шлейфом длиной в шесть метров, входит в палату лордов и садится на трон. После нее садятся пэры в пурпурных мантиях с белыми воротниками из горностая. Посылается гонец за депутатами нижней палаты, которая не так уж близко.

Дверь нижней палаты в ожидании гонца закрывается наглухо. Гонец стучит три раза, его впускают, он кланяется спикеру и говорит: «Королева повелевает палате ее величества сей же час прибыть в палату лордов».

Депутаты попарно идут за гонцом: глава правительства - с лидером оппозиции, министры - с членами теневого кабинета. В палате лордов мест очень мало, а свободных и вообще нет, поэтому депутаты палаты общин слушают речь королевы, стоя в проходе, а некоторые даже за входной дверью (всего депутатов 635 человек).

Палата лордов украшена статуями 18 баронов, которые в 1215 году заставили короля Иоанна скрепить печатью Великую хартию вольностей.

Но главное украшение палаты лордов - Мешок с шерстью. Такой мешок распорядился положить на самом видном месте Эдуард III - чтобы все помнили о значении этого товара для королевства. До сих пор это символ благополучия страны - правда, теперь это только называется мешком, а на самом деле представляет собой пуф, обитый красной тканью; на нем сидит лорд-канцлер, ведущий заседания.

Раньше церемония открытия сессии проходила нередко, в связи с голосованием каждого серьезного закона, который не мог быть принят без представления его на одобрение королю в парламенте. Теперь церемонию проводят один раз в год, после парламентских каникул.

Королевские права в Англии.

Всякий парламентский акт остается только биллем, пока не получил санкцию монарха. Поэтому он начинается словами: «Да станет законом, изданным его величеством королем (королевой), по совету и при согласии лордов духовных и светских, а также палаты общин в период созыва нынешнего парламента» (в наше время такая санкция может быть дана заочно).

С 1707 года ни один билль, принятый парламентом, не получил отказа в санкции монарха. С 1783 года не было случая смещения королем премьер-министра. Так как премьер-министр регу-

лярно посещает короля, а король присутствует на заседаниях кабинета, то можно сказать, что король является членом кабинета, причем единственным несменяемым при смене кабинета.

Самое серьезное оружие короля, если он вошел в конфликт с парламентом - роспуск парламента и объявление новых выборов.

Парламент заседает с половины третьего, начинаясь «часом запросов». До 1738 года печатать в газетах отчеты о дебатах в парламенте было запрещено. Потом репортеров стали пускать в зал заседаний. Но фотографов до сих пор не пускают, поэтому в газетах публикуют рисунки, сделанные художниками, которые не упускают случая запечатлеть того или иного оратора. Когда какое-то решение ставится на голосование, то депутаты устремляются к одной из двух дверей, то есть «голосуют ногами» - кто «за», выходят в одну дверь, кто «против» - в другую. Сигнал к голосованию подается звонком. Так как дебаты по любому вопросу длятся иногда допоздна, то многие депутаты то и дело исчезают из зала, успевая до голосования провернуть какие-то другие дела и даже съездить домой. Поэтому, услышав звонок, означающий начало голосования, они прибегают в зал заседаний из других помещений, часто из-за стола.

На всех конвертах любого официального учреждения стоит гриф: «На службе его (ее) величества». Любой судебный процесс ведется от имени монарха: «Король (королева) против такого-то», даже если судят простого карманника. Всякий официальный обед имеет кульминацию в виде «тоста верности»: провозглашают тост «За короля!». После этого тоста желающие могут закурить.

Официальный титул Елизаветы II выглядит так: «милостью божией королева Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей владений и территорий, глава Содружества наций, хранительница веры, суверен британских рыцарских орденов».

На содержание королевского двора парламент отпускает по «цивильному листу» средства, которые учитывают инфляцию (в конце XX века это было 2 миллиона фунтов стерлингов). Кроме того правительство оплачивает содержание персонала Букингем-ского и Сент-Джеймского дворцов и Виндзорского замка. Коро-

левскую эскадрилью содержат Военно-воздушные силы, королевскую яхту с экипажем в 250 человек - военно-морской флот.

Королева Елизавета II - второй крупнейший землевладелец в стране. Доходы от герцогств Ланкастерского поступают в ее личную собственность, доходы от герцогства Корнуоллского -собственность наследника престола. Налогами королевская собственность не облагается. Королевской семье принадлежат также замки Белморал в Шотландии и Сандрингэм в Норфолке. Доходы с остальных тронных земель поступают в казну.

Наши рекомендации