Для учителя: проектор, ПК.

База данных – основа информационной системы

по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ», 11 класс

Исполнитель:

Вербовая Т.В.,

студентка 4 ИНФ группы

Методист ГБОУ СПО СО КПК

Степанова В.В._______________

Руководитель практики в ОУ

Фертикова С.Г.________________

Камышлов, 2013

Класс:11

Тема:Базы данных – основа информационной системы.

Тип урока:изучение нового материала

Цель:расширить представление учащихся о базах данных как основы информационной системы посредством выполнения практических заданий, в том числе в программе MS Access

Задачи:

· предметные:формирование представления о структурных составляющих табличной базы данных. Совершенствование умения работать вMS Access и выполнять операции, связанные с базами данных и их объектами;

· метапредметные:формированиеумения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

· личностные:совершенствование смысловой памяти, логического мышления, внимательности

ПО:ОС Windows XP, пакет программ Microsoft Office (СУБД Access);

для учителя: проектор, ПК.

для учащихся:ПК с ОС Windows XP, пакет программ Microsoft Office (СУБД Access).

Оборудование: мультимедиа презентация, конспект урока, раздаточный материал (карточки для совместной работы на уроке и для индивидуальной практической)

План урока

Название этапа Целевые установки Содержание Метод Форма Время Результат
Организационный Подготовка учащихся к работе на уроке, сообщение темы, формулирование целей урока Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий: доски, мела, проектора. Раскрытие общей цели урока Словесный Коллективная 3` Готовность к уроку. Записанная в тетради тема, сформулированные цели урока
Всесторонняя проверка знаний Проверка уровня знаний по теме «Базы данных» Выявление уровня знаний учащихся, полученных во время обучения в предыдущих классах Устный опрос Коллективная 6` Определение уровня знаний, полученных ранее
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала Подготовка учащихся к усвоению нового материала, актуализация знаний и умений Постановка триединой дидактической цели урока, организация действий учащихся по её принятию Рассказ Коллективная 7` Учащиеся готовы к получению знаний
Усвоение новых знаний Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых процессах, их сущности; выделить главное, провести обобщение; на основе знаний выработать умения Сообщение учителем нового материала; восприятие учащимися нового материала, осмысление, обобщение, осознание, систематизация Рассказ Коллективная 20` Усвоение учащимися темы, умение ориентироваться в ней, выделять главное, проводить взаимосвязи
Первичная проверка понимания Установить осознанность усвоения нового материала: усвоение связей и отношений между явлениями, процессами; установить выявленные проблемы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу Проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, которое нужно усвоить: проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний Устный опрос Коллективная 8` Выявление уровня усвоения учащимися только что пройденного материала
Закрепление новых знаний Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению различных процессов Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний Практическая работа Коллективная, индивидуальная 35` Выявление проблем при усвоении знаний, поиск путей их решения
Подведение итогов урока Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях, навыках Дать общую характеристику работы класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления Беседа Коллективная 6` Подведены итоги урока
Инструктаж о выполнении домашнего задания Дать домашнее задание, которое бы было направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению Сообщить домашнее задание, проинструктировать учащихся о его выполнении Рассказ Коллективная 5` Записанное домашнее задание, получена инструкция по его выполнению

Ход урока

№ п/п Название этапа, время Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат деятельности
Организационный, 3 мин. Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Владимировна. Скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует. Сегодня мы рассмотрим базы данных с точки зрения информационных систем. Давайте запишем тему урока. Она звучит так: «База данных – основа информационной системы». (Тема урока записывается учителем на доске) Итак, давайте вспомним, что называется информационной системой. Слушают, записывают тему в тетрадь, записывают своё имя на бейдже.   Информационная система– база данных, содержащая сведения о объекте и их свойствах  
Всесторонняя проверка знаний, 6 мин. Продожите высказывания: 1. База данных – это… 2. Примерами базы данных могут служить… 3. MS ACCESS - это...   1. программные средства, для организации данных 2. всевозможные справочники (например, телефонный), энциклопедии и т.п. Записная книжка – это тоже «база данных», которая есть у каждого из нас 3. система управления базами данных  
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала, 7 мин. Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников? А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива. Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива?        
Усвоение новых знаний, 20 мин. С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Информационно-поисковые системы - это базы данных, содержащие данные об объекте и их свойствах. Информационно-поисковая система состоит из двух частей: ­ большая, специально организованная совокупность данных (она называется базой данных); ­ программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных) Система управления базами данных представляет собой комплекс символьных и программных средств, предназначенных для создания, ведения и организации совместного доступа к базам данных множества пользователей.Давайте это запишем. Первые СУБД были разработаны фирмами IBM – IMS (1968 г.) и Software AG– ADABA• (1969 г.). В настоящий момент существует большое число различных систем управления базами данных (более нескольких тысяч), и их количество постоянно растет. Среди основных функций СУБД (функций высшего уровня) можно выделить хранение, изменение и обработку информации, а также разработку и получение различных выходных документов. К функциям СУБД более низкого уровня относятся: 1) управление данными во внешней памяти; 2) управление буферами ОП; 3) управление транзакциями; 4) ведение журнала изменений в базе данных; 5) обеспечение целостности и безопасности баз данных. Базы данных хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее. Итак, что же такое базы данных? Кто-нибудь может сформулировать определение? Давайте его запишем. База данных является компьютерной информационной моделью некоторой реальной системы. Например, книжного фонда библиотеки, кадрового состава предприятия, учебного процесса в школе. Такую систему называют предметной областью базы данных и информационной системы , в которую БД входит. Описание структуры данных, хранимых в БД, называется моделью представления данных или короче – моделью данных. В теории БД известны три классические модели данных: иерархическая, сетевая и реляционная (табличная). Давайте запишем это в виде схемы. Но используется классификация баз данных по другим признакам. Это:классификации баз данных – по содержанию хранимой информации. Фактографические БДсодержат данные, представляемые в краткой форме, в строго фиксированных форматах. Такие БД являются аналогами бумажных картотек, например библиотечного каталога или каталога видеотеки. Другой тип баз данных – документальные БД.Здесь аналогом являются архивы документов, например архив судебных дел, архив исторических документов и пр. В дальнейшем мы будем рассматривать лишь фактографические БД. Классификация по способу хранения данныхделит БД на централизованные БДи распределенные БД.Вся информация в централизованной БД хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи – клиенты. Распределенные БД используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В таком случае разные части базы хранятся на разных компьютерах. В базовом курсе информатики вы уже знакомились с основами реляционных БД. Давайте вспомним главные понятия, связанные с ними. Запишем подзаголовок: «Реляционная модель данных». Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. База данных может состоять из одной таблицы (однотабличная БД) или из множества взаимосвязанных таблиц (многотабличная БД). Вспомните, что является структурными составляющими таблицы. Каждая запись содержит информацию об отдельном объекте системы: одной книге в библиотеке, одном сотруднике предприятия и т.д. А каждое поле – это определённая характеристика (свойство, атрибут) объекта: название книги, автор книги, фамилия сотрудника, год рождения и т.п. Поля таблицы должны иметь несовпадающие имена. В одной таблице не должно быть повторяющихся записей. Скажите,что такое главный ключ и для чего он используется? Для строчного представления структуры таблицы применяется следующая форма: ИМЯ_ТАБЛИЦЫ (ИМЯ_ПОЛЯ_1, ИМЯ_ПОЛЯ_2, …, ИМЯ_ПОЛЯ_N). Подчёркивается поля, составляющие главный ключ. Запишем этот пример. С каждым полем связано ещё одно очень важное свойство – тип поля. Тип определяет множество значений, которое может принимать данное поле в различных записях. Поля могут содержать данные следующих основных типов: Ø Счетчик. Содержит последовательность целых чисел, которые задаются автоматически при вводе записей. Эти числа не могут быть изменены пользователем. Ø Текстовый. Содержит символы различных типов. Ø Числовой. Содержит числа различных типов. Ø Дата/Время. Содержит даты или время. Ø Картинка. Содержит изображения. Ø Логический. Содержит значения Истина (Да) или Ложь (Нет). Поле каждого типа имеет свой набор свойств. Наиболее важными свойствами полей являются:
  • размер поля - определяет максимальную длину текстового или числового поля;
  • формат поля - устанавливает формат данных;
  • обязательное поле - указывает на то, что данное поле обязательно надо заполнить.
Достоинствами реляционной модели представления данных (по сравнению с иерархической и сетевой моделями) являются ее понятность, простота и удобство практической реализации реляционных баз данных на ЭВМ. К недостаткам реляционной модели представления данных относятся: 1) отсутствие стандартных средств идентификации отдельных записей; 2) сложность описания иерархических и сетевых связей. Большинство СУБД, применяемых как профессиональными, так и непрофессиональными пользователями, построены на основе реляционной модели данных (Visual FoxPro и Access фирмы Microsoft, Oracle фирмы Oracle и др.).
    Записывают определение     База данных – это совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определённой предметной области     Записывают:     БД сетевая реляционная иерарх.   Записывают подзаголовок   Структурными составляющими таблицы являются записи и поля.   Для каждой таблицы реляционной БД определяется главный ключ – поле или совокупность полей, однозначно определяющих запись (запишем в тетрадь). Иначе говоря, значение главного ключа не должно повторяться в разных записях. Например, в библиотечной базе данных в качестве такого ключа может быть выбран инвентарный номер книги, который не может совпадать у разных книг.  
Первичная проверка понимания, 8 мин. Ответьте, пожалуйста на вопросы: 1. В чем заключается разница между записью и полем в табличной базе данных? 2. Поля каких типов полей могут присутствовать в базе данных? 3. Чем отличается ключевое поле от остальных полей?      
Закрепление полученных знаний, 35 {учитель раздаёт задание на карточках} Вопрос 1: Дана таблица базы данных:
номер фамилия имя отчество год рождения класс школа
Иванов Семен Иванович 7-й б
Петров Петр Сидорович 7-й а
Сидоров Иван Васильевич 8-й а
Катаев Сергей Иванович 7-й в
  • Сколько числовых полей в таблице?
  • Сколько текстовых полей в таблице?

Вопрос 2 (по предыдущей таблице базы данных)

  • Какую строку будет занимать фамилия Иванов после проведения сортировки по возрастанию в поле класс?
  • Какую строку будет занимать фамилия Катаев после проведения сортировки по возрастанию в поле имя?

{выполнение практической работы (каждому выдаётся карточка с заданием – 6 заданий )}

Выполняют задание  
Подведение итогов, 6 мин. {Выставление оценок за работу на уроке} Итак, давайте вспомним о чём мы говорили на уроке? Что Вы узнали нового о базах данных, чему научились? Что показалось трудным? Отвечают на вопросы, делятся мнением.  
Домашнее задание, 5 мин.   Записывают д/з в дневник  

Наши рекомендации