Нарушение прав на товарный знак.

Нарушение прав на товарный знак – это несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, схожего с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Экономическая оценка размеров убытков от нарушения исключительных прав на товарный знак основывается на учёте выгоды, упущенной владельцем товарного знака. Обязательно учитываются фактор времени, что достигается приведением к расчётному периоду разновременных затрат и результатов, в том числе экономических показателей производства, реализации и использования контрафактной продукции, т.е. методом капитализации стоимости (дисконтирования).

Размер денежного возмещения убытков нарушителем прав на товарный знак определяется по различным методическим принципам в зависимости от наличия одной из трёх ситуаций:

- другие поставщики однородных товаров отсутствуют; нет аналогов продукции, обозначаемой данным товарным знаком; владелец товарного знака не имеет лицензиатов;

- лицензиаты отсутствуют, но на рынках имеются товары и другие их поставщики;

- имеются другие поставщики однородных товаров, лицензиаты.

Максимальный размер денежного возмещения имеет место в первом случае, поскольку именно при монополии все субъекты рынка несут максимальные потери – потребители оказываются введёнными в заблуждение и приобретают низкокачественный товар, а владелец товарного знака теряет репутацию и имидж товарного знака.

В укрупненный перечень исходных данных экономической оценки убытков входят следующие группы показателей: патентно-правовые, экономические, конъюнктурные, долевого участия товарного знака в прибыли.

Нарушение прав на товарный знак влечет за собой административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

4. Правовая охрана товарного знака в РБ. Участие РБ в международных соглашениях. Основные положения Закона РБ «О товарных знаках и знаках обслуживания» и других нормативных актов. Национальный Центр интеллектуальной собственности как основной контролирующий орган. Особенности процесса регистрации товарного знака: подача и рассмотрение заявки, получение свидетельства о регистрации.

В Республике Беларусь5 февраля 1993г.принятЗакон «О товарных знаках и знаках обслуживания» [Изменения и дополнения от 27 октября 2000 г. № 447-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 106, 2/222); от 24 июля 2002 г. №134-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/883)],который регламентирует основные положения регистрации правовой охраны и использования товарных знаков.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы обозначения, представленные в графической форме: словесные, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные, включая форму товара и его упаковку, и другие обозначения или их комбинация. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Согласно статье 1017 Гражданского кодекса Республики Беларусь «…под товарным знаком (знаком обслуживания) признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц».

Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами (ст. 3 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»).

Беларусь является членом Парижской конвенции по защите промышленной собственности, Мадридского соглашения по товарным знакам и Договора по патентной кооперации. Кроме того, определены и действуют правила регистрации и использования товарных знаков, Правила рассмотрения и регистрации договоров уступки товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака от 30.12.1998 г. Необходимый контроль за их выполнением осуществляется Государственным патентным комитетом Республики Беларусь.

Правовая охрана товарного знака в республике осуществляется на основании его регистрации. Ни факт создания знака по заказу данного владельца, ни длительное его использование в деятельности фирмы, ни размер финансовых затрат на рекламу не являются основанием возникновения права на этот товарный знак.

Экспертиза носит проверочный характер и имеет полный цикл проверки.

Товарный знак регистрируется на имя юридического лица или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдаётся свидетельство, которое удостоверяет факт его регистрации, приоритет, срок действия, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.

Зарегистрированные знаки вносятся в «Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь» с указанием следующего: изображения товарного знака, сведений о его владельце, датах приоритетах товарного знака и регистрации, перечня товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак. Впоследствии добавляются сведения о продлении срока действия и аннулирования регистрации, а также другие изменения.

Сведения о зарегистрированных товарных знаках можно получить в соответствующем разделе Официального Бюллетеня Белгоспатента, издаваемого по объектам промышленной собственности.

В Беларуси на долю изобразительных знаков приходится около 70% всех регистрируемых отечественных знаков.

Оценкой рыночной стоимости товарных знаков в республике занимаются около 15 компаний, получивших лицензии на данный вид деятельности. В настоящее время нет документа, регламентирующего процесс оценки, что является общепринятым в мире подходом. Каждая организация-оценщик применяет собственную методику оценки и несёт полную финансовую ответственность за результаты её использования.

В Республике Беларусь существует институт патентных поверенных – агентов, которые представляют экономические и юридические интересы как заявителей, так и патентовладельцев перед другими субъектами права.

Наши рекомендации