Степени вовлечения в азартную игру

Проблемы, вызываемые вовлечением в игру, разнятся от незначительных до серьезных:

• Большинство играющих играют на досуге ради удовольствия, и игра не причиняет им никакого вреда.

• Серьезно увлекающиеся игрой играют регулярно, но игра не встает между ними и семьей или работой.

• У чрезмерно пристрастившихся к игре часто бывают неприятности на работе и в отношениях с родными и

близкими. Часто игра приводит к денежным затруднениям.

• Для некоторых игроков пристрастие к азартной игре наносит ущерб всем областям жизни.

Пристрастие к азартным играм: руководство для близких игрока

Среди пристрастившихся к игре – люди любого возраста, дохода, культуры и профессии.

Ни проблемные игроки не похожи друг на друга, ни проблемы, с которыми они сталкиваются. Среди пристрастившихся к игре встречаются люди любого возраста, дохода, культуры и профессии. Некоторые увлекаются игрой внезапно, другие – после многих лет. Пристрастие к игре может сформироваться по многим причинам. Некоторые не могут остановиться, когда пытаются отыграть проигранные деньги. Некоторым нравится быть в центре действий. Другие находят в игре убежище от ежедневных стрессов.

Факторы риска

Существует множество факторов риска, повышающих вероятность развить пристрастие к азартной игре. Факторы риска – это то, что увеличивает вероятность развить игровую зависимость. Большему риску подвергаются те, кто:

• выиграли по-крупному, когда только начинали играть

• испытывают денежные затруднения

• недавно пережили потерю или перемены в жизни, например, трудности в личной жизни, развод, потерю работы, выход на пенсию или смерть близкого человека

• играют, чтобы отвлечься от беспокойства о здоровье или от физической боли

• часто испытывают одиночество

• не имеют увлечений и хобби, или кому кажется, что у них нет цели в жизни

• часто скучают, рискуют и действуют, не подумав

• увлекаются азартными играми, алкоголем или наркотиками, чтобы справится с негативными чувствами или неприятностями

• часто испытывают подавленность или беспокойство

• подвергались насилию или пережили травму

• злоупотребляют (или злоупотребляли) алкоголем или наркотиками, азартными играми или безответственно тратили деньги

• имеют членов семьи, которые злоупотребляют алкоголем или наркотиками, страдают от пристрастия к азартным играм или безответственно тратят деньги

• думают, что у них есть своя система или способ игры, который повышает шансы на выигрыш.

Чем больше факторов риска, тем осторожнее нужно относиться к азартным играм.

5.8. План урока медиа-безопасности «Азартные игры»

1. Организационный момент и озвучить тему урока «Азартные игры» (2 минуты)

2. Спросить учащихся, что, по их мнению, относится к «Азартным играм», какие виды они знают, игра ли, ли сами, и на что играли (деньги, желания, щелбаны), как это выглядит в интернете.(10 минут)

3. Дать информацию о азартных играх и как они влияют на человека.

Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания. Как правило они красочны, на них много обещают. Лозунги «Вы можете выиграть n-ую сумму», но нигде нет такого «Вы можете проиграть все». И после проигрыша часто бывает желание отыграться, или победа кружит голову, человек постепенно втягивается в игру.

Гемблинг, также лудомания, игромания — патологическая склонность к азартным играм, заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере.

Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость.

И не зря лудоманию включили во всемирную классификацию болезней, это пристрастие все глубже проникает в нашу жизнь, особенно с развитием Интернета и соответственно Интернет-индустрии азартных игр. Сейчас куда не глянь - реклама он-лайн казино и букмекеров. К примеру, такие известные футбольные клубы, как Реал Мадрид и Милан рекламируют букмекера Bwin, привлекая все новую армию азартных игроков. И если в реальной жизни на попадание в игровой зал есть хоть какие-то ограничения, то в Интернете играть может фактически любой. Есть много людей, которые воспринимают игру как развлечение, есть мало людей, которые профессионально играют и зарабатывают этим на жизнь (такое возможно в покере или у букмекеров, но не в рулетку или игровые автоматы). Но есть люди, для которых игра становится страстью и смыслом жизни. А любую страсть очень сложно держать под контролем, и часто стремление к игре приводит к страшным последствиям. Именно поэтому лудоманию сравнивают с алкоголизмом и наркоманией - в погоне за эмоциями человек отказывается от работы, семьи, общения и понять, что случилось непоправимое, может только когда окажется на самом дне, да и то не всегда.

Конечно, компьютерные игры являются способом техногенного влияния на человеческую психику. Но все-таки природа взаимоотношений человека с “домашним” компьютером существенным образом отличается от его взаимоотношений с игровыми автоматами. Во-первых, у компьютерной зависимости есть определенный возрастной ценз. В основном, это подростки и молодые люди лет до 18-20. Во-вторых, тут очень многое зависит от воспитания, от занятости человека, от того, как организован его досуг. От духовных устоев, наконец. Во всем этом большую роль подчас играют родители, которые сами толкают ребенка на пагубный путь, не в меру “компьютеризируя” его домашнее пространство. (15 минут)

- а) Поделить учеников на команды (2-3) и пусть придумают способы как обезопасить себя от попадания в зависимость от азартных игр, способы любые даже фантастические, после озвучить.

б) Мозговой штурм, тема как обезопасить себя от попадания в зависимость от азартных игр (10 минут)

- Сообщить тему следующего занятия. Ответить на вопросы если будут (3 минуты)

Заключение

Итак, мы представили разнообразие форм и методов уроков как формы профилактики медиаопасностей в образовательной среде. При их проведении нужно учитывать особенности современных детей.

Попробуем сформулировать предварительные выводы большого исследования, проведенного в Оренбургской области об общей оценке безопасности образовательной среды и ее динамике, она связана с обнаружением позитивных установок и лояльности подростков по отношению к собственному учебному заведению. Ученики отмечают хорошие взаимоотношения с учителями, одноклассниками, множество возможностей проявить инициативу и активность, менее удовлетворяет школьников степень сохранения личного достоинства в условиях школы и учет образовательным учреждением их личных проблем и затруднений. Основным источников нарушения безопасности образовательной среды, по оценке школьников, является одноклассник, он публично унижает, принуждает что-либо делать, недоброжелательно относится, школьники это видят, естественно реагируют состоянием страха, протеста, тревоги. Риски в отношениях с учителями более связаны с тем, что они принуждают что-либо делать против желания. Основные страхи школьников за пределами школы связаны с неожиданными событиями, к которым они не готовы, а так же с ожиданием встречи с плохими людьми. Школьники увеличивают свои страхи неожиданных изменений, хотят предсказуемости и размеренности жизни. Больше всего помешает приспособлению к жизни вне школы тоска по старым друзьям. Обнаруживается слабая социальная активность в контактах, свойственная нашим школьникам. По сравнению с прошлыми исследованиями данная установка демонстрирует тенденцию к увеличению.

Возникает противоречие: школьники осознают собственные трудности в общении с окружающими, и, в то же время, желают быть гиперуспешными, достичь идеала в жизни (перфекционизм). У подростков, по результатам нашего исследования, доминируют адекватные формы реакций – они принимают ответственность за совершенные действия, ищут причину в своем поведении, благодарят за опыт. Из неадекватных форм реакций выделяются реакции, связанные с застенчивостью, стеснительностью подростков. В настоящее время агрессивные реакции понижаются, происходит нарастание адекватных и пассивно- агрессивных реакций, то есть возникает переход во внутренние формы. В таком случае возникает высокая вероятность возникновения аутоагрессивных тенденций, которые нуждаются в профилактике.

При оценке общего состояния безопасности обнаружились две группы детей, примерно равные по количеству которые, по их словам, справляются с опасностями, или их не встречают. Причем среди первых больше мальчиков, а среди вторых – девочек. Все больше школьников часто сталкиваются с опасностью, в то же время несколько меньше предпочитают сидеть дома.

При определении степени самостоятельности подростки чаще выбирают способ, когда нужно понять то, что предлагается школьным образованием, именно это нужно выучить. В целом, можно отметить, подростки считают явными проявлениями асоциальности или отклоняющимся поведением употребление наркотиков, нарушение правил поведения в школе, употребление алкоголя, воровство, побеги из дома. Менее всего подростки считают отклоняющимся от нормы неподчинение критике взрослых, ношение вызывающей одежды, украшений, причесок и отрицательное отношение к учебе. В описании реального поведения выделяются курение и грубость в форме сквернословия. Обнаруживается доминирование пассивной формы протеста в отклоняющемся поведении, что согласуется с приоритетом пассивных агрессивных реакций, выделенным ранее.

Школьники говорят о влиянии мощных внешних средовых факторах – здоровье, СМИ, как о силах, формирующих отклоняющееся поведение, но важными остаются причины, связанные с собственными особенностями подростков и влиянием на них ближайшего окружения. Нами отмечено, что приписывание влияния средовым факторам увеличивается, остальным – уменьшается, но они остаются определяющими.

По оценке последствий отклоняющегося поведения исследованная группа разделилась на четыре подгруппы по мотивировке асоциального, отклоняющегося поведения. Самая большая из групп – просоциальная, ее мотивировка основана на уверенности в том, что следование социальным нормам приводит к жизненным успехам, избеганию неудач. Следует отметить, что данная группа увеличивается, по сравнению с результатами 2009 года. Две группы, примерно равные по составу – мотивация у первой основана на страхе наказания за нарушение социальных норм (она несколько уменьшается, по сравнению с предыдущими результатами), а у второй – на познавательной потребности, реализующейся в асоциальном поведении (обнаружилось некоторое увеличение этой группы). И, наконец, самая малая группа – мотивировка у этих подростков основана на убеждении, что обществу не интересно асоциальное поведение, и оно не дает никаких реакций на такие поведенческие проявления (группа уменьшается).

Школьники оценивают как важные следующие ценности – здоровье, наличие верных друзей, счастливая семейная жизнь. Менее важные ценности – красота природы и искусства, свобода и независимость в поступках и действиях. Наиболее легкодостижимые ценности – активная, деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, интересная работа, познание. Менее проявляется легкость достижения в ценностях «красота природы и искусство», «материально-обеспеченная жизнь». Наиболее близки характеристики важности и достижимости только для ценности «наличие хороших и верных друзей», другие важные ценности чаще не определяются как легкодостижимые.

Обнаружилось, что система помощи у подростков все еще достаточно дефицитна. Основные адресаты, к которым обращаются подростки – родители и друзья, на втором месте – классный руководитель, взрослый, которому доверяют, сам школьник. Система профессиональной поддержки, оказываемой школьными психологами, другими специалистами, менее востребована.

Личностные изменения, по мнению подростков, связываются со сложными жизненными событиями - смертью близкого человека, новым учебным заведением или местом работы. Так же источниками перемен в личностных характеристиках являются общее неудовлетворительное состояние, неудачи в делах, пример здорового образа жизни авторитетного человека, влюбленность. Меньше всего влияют на личностные изменения участие в лекциях, семинарах по данной теме и выигрыш в лотерею.

В нашем исследовании основными ресурсами подростков являются социальные – родители, друзья, вторые места занимают учителя, природа, хобби. Ресурсы религии и искусства наименее востребованы. В целом, картина личностных ресурсов осталась практически прежней, сменился приоритет – более часто упоминаются друзья.

Мы обнаружили, что наиболее знакомы подросткам функции инспекция по охране прав детей, службы занятости населения, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела Загс, местной администрации (района, города). Менее знакомы подростки с деятельностью управления социальной защиты населения, отдела учета и распределения жилой площади, народного суда, юридической консультации.

Следует в конце еще раз отметить, что представленные материалы прошли апробирование, но все же носят исследовательский характер. Авторы будут рады выслушать обратную связь по почте [email protected]

Список литературы

1. Кричевский В.Ю. Многогранность управления // Управление современной школой (Размышления руководителя) /Под ред. В.Ю. Кричевского. СПб.1998.

2. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности //Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 6-7.)

3. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника// Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. – М., Экон-Информ, 2008

4. Сергиенко Е.А. Когнитивная репрезентация в раннем онто­генезе человека // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М., 1998. С. 135-163., с. 136

5. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., 2002.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированная технология в работе с учителем и учеником // Экспериментальные площадки в московском образовании (МИПКРО). - М., 2001

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М„ 1997

Наши рекомендации