Исследование свойств и показателей ассортимента

Свойство ассортимента - это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации [3, с. 39].

Показатель ассортимента - это количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров [3, с.94].

Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.

Рассмотрим показатели ассортимента более подробно.

1. Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) - фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации.

Коэффициент широты - выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому [3, с.96].

К примеру, в организации ООО «Вектор» базовая широта (Шб) составляет 7000 наименований, а действительная широта (Шд) составляет 6 371 наименований.

Кш=Шб/Шд*100%=6 371/7000*100%= 91%

Эта цифра указывает на насыщенность рынка инструментов.

2. Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты - отношение действительного показателя полноты, к базовому [3, с.98].

Например, на складе оптовой организации ООО «Вектор» имеется измерительный инструмент в количестве 80 наименований. Действительный показатель полноты для измерительных инструментов будет равна 80. В каталогах компании предусмотрено 94 наименования измерительного инструмента. Следовательно, базовый показатель полноты составит 94, а коэффициент полноты 85%.

Кп=Пд/Пб*100%=80/94*100%=85%

На складе так же имеется абразивный инструмент в количестве 145 наименований – это действительная полнота. В прйс-каталоге представлено 1450 наименования абразивного инструмента – это базовая полнота.

Кп=Пд/Пб*100%=145/150*100%=96,6%

Следовательно, на 96,6% ассортимент абразивной группы удовлетворяет потребности покупателей.

Так же на складе присутствует садово-огородная группа товаров. Т. К. написание диплома это зима 2015-2016, считаю необходимым проанализировать несезонную группу товаров, чтобы иметь представление о работе отдела закупок. В декабре 2015 года на складе ООО «Вектор» присутствует 150 наименований товара это группы – это действительная полнота. В прайс-каталоге указано 199 наименований =- это базовая полнота.

Кп =Пд/Пб*100=150/199*100%=75%

Следовательно, ассортимент садово-огородной группы на 75% обеспечивает потребности покупателей даже в несезонный период.

3. Глубина характеризуется наличием разновидностей одного вида товаров.

Так, например, измерительным инструментам относятся рулетки, уровни, линейки, штангенциркуль и др. Рассмотрим несколько видов товаров.

Рулетка ; по прайс-каталогу ее в ассортименте 34 вида – это глубина базовая, в наличии 20 видов – это глубина действительная.

Кг=Гб/Гд*100%=20/34*100%=58,8%

Устойчивость (стабильность) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп [3, с. 101].

Так в рассмотренном выше примере устойчивым спросом пользуются три наименования сыра из пяти. Следовательно, коэффициент устойчивости равен 60%.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует анализа данных о реализации товаров и их поступлении.

Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определённых видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на данные товары; во-вторых, от отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залёживаются на складах и прилавках; в-третьих, от несоответствия товарных запасов возможностям реализации. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.

Новизна (обновляемость) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте) [3, с. 102].

Наши рекомендации