Рекомендации по решению задач. Критерии их оценивания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению

Самостоятельной внеаудиторной работы

По дисциплине Физика

Автор: Грачева Елена

преподаватель ГАПОУ СО «ПКТиМ»

Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся осваивающим основную профессиональную образовательную программу СПО по специальности:23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 15.02.08 «Технология машиностроения», 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,22.02.06 «Сварочное производство",08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений".Данное пособие содержит темы, общие рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...............
Работа с информацией ……………………………….……………………………
Рекомендации по решению задач. Критерии их оценивания ………………….
Тематика и содержание самостоятельных внеаудиторных работ ……………… Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов ……………………….
Заключение…………………………………………………………….…………..
Литература ………………………………………………………………...............
Приложение …………………………………………………………….…………

Введение

Самостоятельные внеаудиторные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студента и устанавливает сроки выполнения задания.

Самостоятельная внеаудиторная работа– планируемая учебная, учебно-исследовательская деятельность, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.

Задачами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнений;

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Для итогового оценивания работа сдается не позднее последнего занятия .

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы установлен в следующих формах:

- включение предлагаемого для изучения вопроса в перечень вопросов экзаменационных билетов;

- защита письменных работ;

- выступление на уроке, конференции, деловой игре.

Вариант задания соответствует порядковому номеру студента в журнале: нечетный порядковый номер-соответствует 1 варианту; четный- 2 вариант.

Работа с информацией

Во время выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, обучающиеся используют различные источники информации, при этом рекомендуем обратить внимание на:

Ø умение структурировать информацию:

- делить информацию на относительно самостоятельные смысловые части;

- выделять в смысловой части главное (с точки зрения поставленной учебной задачи) и вспомогательное, новое и уже знакомое;

- выделять в смысловой части, о чем говорится (объект) и что о нем говорится;

- оценивать информативную значимость выделенных мыслей - соотносить их с теми или иными категориями содержательной структуры информации (фактами, явлениями, понятиями, законами, теориями);

- определять логические и содержательные связи и отношения между мыслями информации;

- выделять «смысловые и опорные пункты», элементы информации, несущие основную смысловую нагрузку (термины, понятия, формулы, рисунки и др.)

- группировать по смыслу выделенные при анализе информации мысли, объединяя их в более крупные части;

- формулировать главные мысли этих частей, всей информации;

- обобщать то, что в тексте дано конкретно;

- конкретизировать то, что дано обобщено;

- доказывать, аргументировать то, что не доказано, но требует доказательства;

- выделять трудное, непонятное;

- формулировать вопрос по учебной информации;

- выделять противоречия с ранее известным, с собственным опытом;

- соотносить результаты изучения с поставленными целями, вопросами;

- синтезировать информацию, полученную из разных источников.

Ø умение письменно фиксировать результаты работы с учебной информацией:

- составлять план (простой или сложный), отражать информацию графически;

- отражать содержание информации тезисно;

- составлять конспект ;

Ø умения контролировать свою работу с учебной информацией:

- воспроизводить изученное;

- составлять тезаурус понятий темы;

- подбирать, конструировать задания на применение изученного;

- приводить собственные примеры;

- устанавливать связи изученного с ранее известным.

Сформированность данных умений обучающиеся демонстрируют при составлении конспекта, схем, таблиц, написания сообщений, при подготовке презентаций.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки информации. Конспект как форма накопления материала может использоваться для написания более объемной работы (доклада, реферата).

Примерный алгоритм конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст;

2. Определите информационные центры текста;

3. Запишите главные положения, сформулировав их своими словами.

4. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.

5. Оформите получившийся текст конспекта выделив главные мысли, разделив смысловые части различными цветами или шрифтами.

Требования к выполнению:

- Конспект должен содержать исходные данные источника конспектирования.

- В нем должны найти отражение основные положения текста.

- Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

- Текст может быть как научный, так и научно-популярный.

Критерии оценки конспекта:

- Оптимальный объем текста;

- Логическое построение и связность материала;

- Полнота изложения материала (отражение ключевых моментов);

- Аккуратное, привлекательное оформление;

- Творческие элементы в написании конспекта (составление схем, иллюстрации, привлечение дополнительных источников).

Схемы и таблицы помогают визуально представить информацию, увидеть связи между объектами и явлениями. Графические схемы позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно,обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений.

Критерии оценки схемам и таблиц:

- наглядность, ясность схематических обозначений, условных знаков

- лаконичность формулировок; использование ключевых слов;

- соответствие теме задания;

- полнота отражения материала;

- аккуратное оформление; творческий подход (яркие образы, символы).

Сообщение- краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Цель написания - осмысленное систематическое изложение научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в теме главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой

Качественные характеристики Оценка
Работа основана на добросовестной проработке нескольких источников или рекомендованной монографии.
Работа выполнена серьезно, основательно, но есть недочеты.
Грамотный пересказ без представления собственной позиции Работа списана или скачана из интернета.
Работа не выполнена.

Презентация должна соответствовать следующим требованиям:

- соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

- соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

- отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

- лаконичность текста на слайде;

- завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

- сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

- информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание слушателей.

- презентация содержит не более 10-15 слайдов.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

- соответствие изображений содержанию;

- качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения);

- качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

- обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

- читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

- кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 22 пунктов;

- использование не более 3-х вариантов шрифта на слайде;

- подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

– использование единого стиля оформления;

– соответствие стиля оформления презентации содержанию;

– использование для фона слайда психологически комфортного тона;

– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

– целесообразность использования анимационных эффектов.

Во время публичного представления результатов собственного исследования, рекомендуем обратить внимание на:

Ø коммуникативные умения:

- устно характеризовать систему вопросов, освещенных в учебной информации;

- тезисно излагать содержание информации;

- развернуто излагать содержание.


Рекомендации по решению задач. Критерии их оценивания

Для формирования и развития предметных компетенций, знаний и умений используется решение практических задач повседневной жизни и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

Задачи по физике разнообразны по содержанию, и по дидактическим целям. Их можно классифицировать по различным признакам.

По способу выражения условия физические задачи делятся на четыре основных вида: текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки.

Каждый из них, в свою очередь, разделяется на количественные (или расчетные) и качественные (или задачи вопросы). В то же время основные виды задач можно разделить по степени трудности на легкие и трудные, тренировочные и творческие задачи и другие типы.

Решение качественных задач включает три этапа: чтение условия, анализ задачи и решение:

1. При анализе содержания задачи необходимо использовать, прежде всего, общие закономерности по данной теме.

2. Выяснить, как конкретно должно быть объяснено то явление, которое описано в задаче.

3. Ответ к задаче получают как завершение проведенного анализа. В качественных задачах анализ условия тесно сливается с получением нужного обоснованного ответа.

Чтобы решить качественную задачу, обучающийся должен уметь физически мыслить: понимать и излагать сущность состояний тел и процессов, происходящих в них, вскрывать взаимосвязь явлений (причинно-следственные зависимости), уметь на основании законов физики предвидеть ход явления.

Количественные задачи - это задачи, в которых ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. При решении таких задач качественный анализ так же необходим, но его дополняют еще и количественным анализом с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса.

Под простыми количественными задачами понимают задачи, требующие несложного анализа, и простых вычислений, обычно в одно - два действия. Для решения количественных задач могут быть применены разные способы: алгебраический, геометрический, графический.

Алгебраический способ решения задач заключается в применении формул и уравнений. При геометрическом способе используют теоремы геометрии, а при графическом - графики.

В особый тип выделяют задачи межпредметного содержания отражающие связь физики с другими учебными дисциплинами. В задачах с историческим содержанием обычно используют факты из истории открытия законов физики или каких-либо изобретении. Они имеют большое познавательное воспитательное значение.

Решение качественных задач включает шесть этапов:

1. Внимательно прочитать текст задачи.

2. Кратко записать условие и сделать чертеж или схему.

3. При разборе задачи, прежде всего, обратить внимание на ее физическую сущность, на выявление физических процессов и законов, рассматриваемых в данной задаче, зависимость между физическими величинами.

4. Решение задачи необходимо сопровождать краткими пояснениями.

5. Вычисление следует производить рациональными приемами, а записи наименований – в соответствии с принятыми обозначениями.

6. Ответ задачи рекомендуется выделить, например, подчеркнуть его. Полученный ответ задачи необходимо проверить. Прежде всего, нужно обратить внимание на реальность ответа.

Наши рекомендации