Подсчёт числа используемых голосов полифониии

Базовая конфигурация

Инструмент Fantom включает в себя секцию клавиатурных контроллеров, секцию генератора звука и секвенсорную секцию, каждая из которых внутренне скомммутирована посредством MIDI.

Рис……(по часовой стрелке): Секция секвенсора – воспроизведение – секция генератора звука – игра на клавиатуре – секция клавишных контроллеров (Клавиатура, уровень Pitch bend и т.п.)

Секцию клавиатурных контроллеров

Эта секция включает в себя клавиатуру, регулятор Pitch bend/Modulation, кнопки на рабочей панели и ручки регуляторов, лазерный контроллер D-Вeam. В этот набор входят также педали, подключаемые к разъёмам задней панели. Информация в процессе игры на клавиатуре представлена в виде: нажата-отжата клавиша или отжата педаль Hold. Затем эта информация преобразуется в MIDI-сообщения и посылается на звуковой генератор, секвенсор и (или ) на внешнее оборудование с MIDI коммутацией.

Секцию генератора звука

Эта секция генерирует непосредственно сам звук. Она принимает MIDI-сообщения от секции контроллеров клавиатуры и секции секвенсора (или внешнего генератора звука имеющего MIDI коммутацию), которые выбирают звук внутренного генератора и параметры его контроллеров в виде аналогового звука на выходе инструмента или на выходе наушников.

Секция секвенсора

Эта секция записывает работу контроллеров клавиатурной секции в виде MIDI-сообщений и передает их на секцию генератора звука или на выход MIDI OUT для использования звуков внешнего генератора.

Классификация типов звуков Fantom-а

При работе с инструментом можно отметить широкий выбор различных категорий влияющих на звук. Разберём это на небольшом примере.

Тоны

Звуки – представлены тонами, то есть наименьшими его дроблениями. Однако воспроизвести отдельно тон невозможно. Конкретный звуковой Патч (готовая программа звука) – есть тот самый воспроизводимый звук, а тоны лишь формируют его.

Рис……….(блок-схема)

Тоны состоят из следующих пяти компанентов:

WG (волновой генератор)

Данный параметр определяет волновую форму звука (PCM Waveform) и её высоту звучания. Фантом содержит 1083 различных волновых формы. Все звуковые Патчи Фантома представляют собой комбинацию тонов, организованных из этих волновых форм.

Имеется 4 волновых генератора для каждого ритм-тона (перкуссионные звуки).

TVF (временной варьируемый фильтр)

Определяет изменение частотных компанентов звука.

TVA(временной варьируемый усилитель)

Определяет громкостные изменения и стерео панораму звука.

Envelope (огибающая волны)

Этот параметр инициирует изменения, которые происходят в дополнительном времени со звуком, то есть при его затухании. Обычно разделяются огибающие для Pitch, TVF, TVA. Например, для изменения пути формирования атаки или затухания звука в дополнительное время, вы должны устанавливать параметры огибающей TVA.

LFO (генератор низких частот)

LFO используется для модуляции звука. Фантом имеет два низкочастотных генератора LFO. При этом один из них или сразу оба могут использоваться для работы с параметрами WG (Pitch), TVF (фильтр) и / или TVA (громкость). Если LFO используется: для WG (Pitch), то получается эффект вибрато; если для TVF (обрезной фильтр) – то эффект Вау-Вау; если для TVA (громкость) – то получается эффект тремоло.

Генератор низких чатот не влияет на ритм-тоны (т. е на перкуссионные звуки).

Стр. 20

Патчи (Patches)

Патчи представляют собой кофигурацию базового звучания, которое используется в процессе исполнения на инструменте. Каждый Патч скомбинирован из 4 тонов, а способ комбинирования определяется Structure Type (PATCH / TMT) (стр.56).

Рис……………….

Ритм-наборы (Rhythm Sets)

Ритм-наборы представлябт собой группы звуков различных перкуссионных инструментов. Поскольку, как правило, ритм-инструменты на играют мелодий, то можно расположить их по всей клавиатуре. Главное – сколько может звучать одновременно звуков перкуссионных инструментов. Каждый перскуссионный инструмент содержит следуюшие 4 элемента: WG, TVF, TVA, Envelope. (Детали элементов смотри в пункте “Тоны”).

Мульти-тембральность (Multitimbre)

Мульти-тембральность состоит из Патча или Ритм-набора, назначенного на каждую из 16 частей и может, соответственно, звучать 16 разными звуками. Такой подход позволяет выбирать необходимый набор звуков для конкретной аранжировки, записываемой в секвенсор. При этом, с клавиатуры вы можете во время воспроизведения звучать только текущей выбранной частью (“current part”). Поэтому звуковой генератор Фантома, контролирующий множество звуков, называется Мульти-тембральным.

Перформансы (Performances)

Перформансы организованы аналогично Мульти-тембральности, но в отличие от неё вы можете играть множество Патчей одновременно (функция Layer) или в разных частях клавиатуры (функция Split).

Часть (Part)

Часть – есть место, куда Патч или Ритм-набор назначаются при работе Фантома в режимах Multitimbre или Performance. Один Multitimbre/Performance состоит из 16 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из назначенного Патча или Ритм-набора.

Стр. 21

Полифония

Фантом может играть одновременно 64 голосами. Следующий далее пункт объясняет ситуацию, когда требуется звучание более 64 голосов.

Подсчёт числа используемых голосов полифониии

Фантом может играть до 64 нот одновременно. Полифония, или число одновременно звучащих голосов, (звуков) это не только число одновременно сыгранных звуков, но и изменения соответствующих им тонов, используемых в Патче, а также изменения данных волновых форм, используемых в этих тонах. Предлагается следующий метод подсчёта голосов для одного используемого Патча:

(Число сыгранных голосов) х (Число тонов, используемых в Патче) х (Число волновых форм, используемых в тоне).

Например, если Патч состоит из 4 тонов, каждый из которых использует 2 волновые формы, то общее число сыгранных звуков будет равно 8. Таким образом, при игре в режиме Multitimbre/Performance число звуков для каждой части суммируется из расчёта общего числа звуков для всех частей.

Как звучит Патч?

Когда необходимо сыграть более, чем 64 голосами одновременно, то текущие звучащие ноты будут отключаться для высвобождения места для новых нот. Ноты с наименьшим приоритетом отключаются в первую очередь, а порядок приоритета регламетируется установками Voice Priority (стр.47). Приоритет устанавливается для голосов либо “LAST”, либо “LOUDEST”. При выборе приоритета “LAST” отключается первая сыгранных нот и это более часто используемый режим. При выборе приоритета “LOUDEST” отключаются наиболее тихо звучащие ноты.

Наши рекомендации