Данные, полученные на этом этапе, используются для концептуального анализа системы
Пример выполнения курсовой работы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
В качестве предметной области данной работы была выбрана автоматизация деятельности приемной комиссии средних специальных и высших учебных заведений.
Основными элементами предметной области должны быть: абитуриенты; специальности, на которые они поступают; баллы, получаемые абитуриенты на вступительных экзаменах; льготы поступающих; списки предметов для каждого поступающего в зависимости от того, на какую специальность абитуриент подает документы.
Проектируемое изделие в нормальном режиме работы должно обеспечить обработку не менее 200 заявлений абитуриентов за одну 8-часовую смену с последующим формированием стандартных отчетов.
2 ФОРМУЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ
2.1 Информационная схема процесса приема документов и проведения экзаменов
Дает понятие об основных процессах, реализуемых в предметной области в действительности. Информационная схема к данной предметной области приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 Информационная схема процесса проведения приемной кампании
2.2 Схема задач
В зависимости от сложности предметной области схем задач может быть несколько. В рассматриваемом случае автоматизации подлежит прием документов, проведение экзаменов, прием абитуриента в учебное заведение, если он имеет проходной балл. Изображаем эту последовательность действий более глубоко по сравнению с информационной схемой с помощью схемы задач (рис.2).
2.3 Описание основных элементов данных
Данные, полученные на этапе формулирования и анализа требований удобно разделить на ISP и UP-информацию.
Описание ISP-информации (сущности, атрибуты и связи) и UP-информации (процессы и операторы) представим в виде таблиц.
Рисунок 2 Схема производственных задач приемной комиссии
Таблица 1 - Описание сущностей
№ п/п | Наименование | Мощность |
АБИТУРИЕНТ | ||
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | ||
ЛЬГОТА | ||
ПРЕДМЕТ | ||
БАЛЛЫ | ||
ГРУППА | ||
ФОРМА |
Таблица 2 - Описание атрибутов сущности АБИТУРИЕНТ
Наименование | Тип | Длина | Диапазон значений | Вероятность существования | Коэффициент повторения |
Фамилия | Текст | А-Я | |||
Имя | Текст | А-Я | |||
Отчество | Текст | А-Я | |||
Адрес | Текст | А-Я, 0-9 | |||
Документ об образовании | Текст | А-Я, 0-9 | |||
Дата рождения | Числовой | 1-31.1-12.1985-20.. |
Продолжение таблицы 2
Место работы | Текст | А-Я | |||
Номер договора | Числовой | 0-9 | |||
Взнос | Числовой | 0-9 | |||
Форма договора | Текст | А-Я |
Таблица 3 - Описание атрибутов сущности СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Наименование | Тип | Длина | Диапазон значений | Вероятность существования | Коэффициент повторения |
Название | Текст | А-Я | |||
Шифр | Числовой | 0-9 | |||
Примечания | Текст | А-Я |
Таблица 4 - Описание атрибутов сущности ЛЬГОТЫ
Наименование | Тип | Длина | Диапазон значений | Вероятность существования | Коэффициент повторения |
Название | Текст | А-Я | |||
Шифр | Числовой | 0-9 |
Таблица 5 - Описание атрибутов сущности ПРЕДМЕТЫ
Наименование | Тип | Длина | Диапазон значений | Вероятность существования | Коэффициент повторения |
Название | Текст | А-Я | 0.95 | ||
Шифр | Текст | А-Я,0-999 | 0.95 |
Таблица 6 - Описание атрибутов сущности БАЛЛЫ
Наименование | Тип | Длина | Диапазон значений | Вероятность существования | Коэффициент повторения |
ФИО абитуриента | Текст | А-Я | |||
Шифр предмета | Текст | 0-9 | |||
Балл | Числовой | 0-100 |
Таблица 7 - Описание атрибутов сущности ГРУППЫ
Наименование | Тип | Длина | Диапазон значений | Вероятность существования | Коэффициент повторения |
Продолжение таблицы 7
Шифр | Текст | А-Я,0-999 | |||
Количество студентов в группе | Числовой | 15-25 |
Таблица 8 - Описание атрибутов сущности ФОРМА
Наименование | Тип | Длина | Диапазон значений | Вероятность существования | Коэффициент повторения |
Название формы | Текст | А-Я | |||
Шифр формы | Числовой | 0-9 |
Таблица 9 - Описание связей
Наименование | Связываемые объекты | Мощность | Отображение | Вероятность существования | Тип связи |
Включает | Абитуриент, Группа | 1:n | m:n | ||
Получает | Абитуриент, Баллы | 1:n | 1:n |
Продолжение таблицы 9
Имеет | Абитуриент, Льготы | 1:n | m:n | ||
Оценивается | Предмет, Баллы | 1:1 | 1:n | ||
Определяет | Группа, Специальность | 1:1 | n:1 | ||
Характеризуется | Специальность, Форма обучения | 1:n | m:n | ||
Определяет | Специальность, Предмет | 1:n | m:n |
Таблица 10 - Содержание UP- информации
Процессы: | Оператор | |
1. | Прием документов | - поиск; - добавление |
2. | Анализ конкурентоспособности абитуриента | - поиск; - добавление. |
3. | Предложение специальности-замены | - поиск; - добавление. |
4. | Сдача экзамена | -поиск; -добавление. |
Таблица 11 - Описание процесса «Прием документов»
Наименование | Прием документов |
Частота применения | Ежедневно |
Вероятность применения | 1.0 |
Продолжение таблицы 11
Приоритет | Высший |
Необходимые данные | Абитуриент, Льгота,Форма обучения, Специальность |
Объем данных |
Таблица 12 - Описание операторов процесса «Прием документов»
Операция | Поиск | Добавление |
Критерий поиска | Фамилия, Имя, Отчество | Шифр, Фамилия, Имя, Отчество, Все основные данные |
Количество поисковых образов | Все | - |
Вероятность события | 0.9 | 0.9 |
Вероятность использования поискового образа | 0.95 | - |
Таблица 13 - Описание процесса «Анализ конкурентоспособности абитуриента »
Наименование | Анализ конкурентоспособности абитуриента |
Частота применения | По окончании экзаменов |
Продолжение таблицы 13
Вероятность применения | 1.0 |
Приоритет | Высший |
Необходимые данные | Баллы, Абитуриент, Специальность |
Объем данных |
Таблица 14 - Описание операторов процесса «Анализ конкурентоспособности абитуриента»
Операция | Поиск | Добавление |
Критерий поиска | Шифр абитуриента | Отметка о зачислении |
Количество поисковых образов | Все | Все |
Вероятность события | 0.9 | 0.9 |
Вероятность использования поискового образа | 0.95 | 0.95 |
Таблица 15 - Описание процесса «Предложение специальности-замены»
Наименование | Предложение специальности-замены |
Частота применения | По окончании экзаменов |
Вероятность применения | 0.6 |
Приоритет | Средний |
Необходимые данные | Абитуриент, Балл, специальность |
Объем данных |
Таблица 16 - Описание операторов процесса «Предложение специальности-замены»
Операция | Поиск | Добавление |
Критерий поиска | Шифр-абитуриента, Баллы экзаменов, Название специальности | Данные абитуриента |
Количество поисковых образов | Все | Все |
Вероятность события | 0.9 | 0.9 |
Вероятность использования поискового образа | 0.95 | 0.95 |
Таблица 17 - Описание процесса «Сдача экзамена»
Наименование | Сдача экзамена |
Частота применения | Ежедневно |
Вероятность применения | 1.0 |
Приоритет | Высший |
Необходимые данные | Абитуриент, Предмет, Группа |
Объем данных |
Таблица 18 - Описание операторов процесса «Сдача экзамена»
Операция | Поиск | Добавление |
Критерий поиска | Шифр абитуриента, Шифр группы | Шифр предмета, Балл |
Количество поисковых образов | Все | Все |
Вероятность события | 0.9 | 0.9 |
Вероятность использования поискового образа | 0.95 | 0.95 |
Данные, полученные на этом этапе, используются для концептуального анализа системы.
Для разрабатываемой базы данных мною было спроектировано два варианта концептуальной схемы (см. рисунки 3, 4).
Рисунок 3 - Первый вариант концептуальной схемы системы
Анализ первого варианта показывает, что недостатком указанной схемы является наличие цикла (кольца). Кольцо возникает из-за сложных связей между сущностями. Избежать этого недостатка позволяет процесс нормализации, который будет изложен ниже.
Рисунок 4 - Второй вариант концептуальной схемы системы
Недостатком второго варианта является также наличие двух колец, а также то, что абитуриент включается в группу, выбирая специальность и напрямую. Таким образом, наличие такой связи, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на работу системы, а с другой стороны, становится лишним. Поэтому данный вариант концептуальной схемы нежелателен.
Следовательно, наилучшим вариантом концептуальной схемы из предложенных является первый, представленный на рисунке 2.2. Примем его за основу при переходе к схеме отношений БД.