Данные, полученные на этом этапе, используются для концептуального анализа системы

Пример выполнения курсовой работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

В качестве предметной области данной работы была выбрана автоматизация деятельности приемной комиссии средних специальных и высших учебных заведений.

Основными элементами предметной области должны быть: абитуриенты; специальности, на которые они поступают; баллы, получаемые абитуриенты на вступительных экзаменах; льготы поступающих; списки предметов для каждого поступающего в зависимости от того, на какую специальность абитуриент подает документы.

Проектируемое изделие в нормальном режиме работы должно обеспечить обработку не менее 200 заявлений абитуриентов за одну 8-часовую смену с последующим формированием стандартных отчетов.

2 ФОРМУЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ

2.1 Информационная схема процесса приема документов и проведения экзаменов

Дает понятие об основных процессах, реализуемых в предметной области в действительности. Информационная схема к данной предметной области приведена на рисунке 1.

Данные, полученные на этом этапе, используются для концептуального анализа системы - student2.ru

Рисунок 1 Информационная схема процесса проведения приемной кампании

2.2 Схема задач

В зависимости от сложности предметной области схем задач может быть несколько. В рассматриваемом случае автоматизации подлежит прием документов, проведение экзаменов, прием абитуриента в учебное заведение, если он имеет проходной балл. Изображаем эту последовательность действий более глубоко по сравнению с информационной схемой с помощью схемы задач (рис.2).

2.3 Описание основных элементов данных

Данные, полученные на этапе формулирования и анализа требований удобно разделить на ISP и UP-информацию.

Описание ISP-информации (сущности, атрибуты и связи) и UP-информации (процессы и операторы) представим в виде таблиц.

Данные, полученные на этом этапе, используются для концептуального анализа системы - student2.ru

Рисунок 2 Схема производственных задач приемной комиссии

Таблица 1 - Описание сущностей

№ п/п Наименование Мощность
АБИТУРИЕНТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ЛЬГОТА
ПРЕДМЕТ
БАЛЛЫ
ГРУППА
ФОРМА


Таблица 2 - Описание атрибутов сущности АБИТУРИЕНТ

Наименование Тип Длина Диапазон значений Вероятность существования Коэффициент повторения
Фамилия Текст А-Я
Имя Текст А-Я
Отчество Текст А-Я
Адрес Текст А-Я, 0-9
Документ об образовании Текст А-Я, 0-9
Дата рождения Числовой 1-31.1-12.1985-20..

Продолжение таблицы 2

Место работы Текст А-Я
Номер договора Числовой 0-9
Взнос Числовой 0-9
Форма договора Текст А-Я

Таблица 3 - Описание атрибутов сущности СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Наименование Тип Длина Диапазон значений Вероятность существования Коэффициент повторения
Название Текст А-Я
Шифр Числовой 0-9
Примечания Текст А-Я

Таблица 4 - Описание атрибутов сущности ЛЬГОТЫ

Наименование Тип Длина Диапазон значений Вероятность существования Коэффициент повторения
Название Текст А-Я
Шифр Числовой 0-9

Таблица 5 - Описание атрибутов сущности ПРЕДМЕТЫ

Наименование Тип Длина Диапазон значений Вероятность существования Коэффициент повторения
Название Текст А-Я 0.95
Шифр Текст А-Я,0-999 0.95

Таблица 6 - Описание атрибутов сущности БАЛЛЫ

Наименование Тип Длина Диапазон значений Вероятность существования Коэффициент повторения
ФИО абитуриента Текст А-Я
Шифр предмета Текст 0-9
Балл Числовой 0-100

Таблица 7 - Описание атрибутов сущности ГРУППЫ

Наименование Тип Длина Диапазон значений Вероятность существования Коэффициент повторения

Продолжение таблицы 7

Шифр Текст А-Я,0-999
Количество студентов в группе Числовой 15-25

Таблица 8 - Описание атрибутов сущности ФОРМА

Наименование Тип Длина Диапазон значений Вероятность существования Коэффициент повторения
Название формы Текст А-Я
Шифр формы Числовой 0-9

Таблица 9 - Описание связей

Наименование Связываемые объекты Мощность Отображение Вероятность существования Тип связи
Включает Абитуриент, Группа 1:n m:n
Получает Абитуриент, Баллы 1:n 1:n

Продолжение таблицы 9

Имеет Абитуриент, Льготы 1:n m:n
Оценивается Предмет, Баллы 1:1 1:n
Определяет Группа, Специальность 1:1 n:1
Характеризуется Специальность, Форма обучения 1:n m:n
Определяет Специальность, Предмет 1:n m:n

Таблица 10 - Содержание UP- информации

  Процессы: Оператор
1. Прием документов - поиск; - добавление
2. Анализ конкурентоспособности абитуриента - поиск; - добавление.
3. Предложение специальности-замены - поиск; - добавление.
4. Сдача экзамена -поиск; -добавление.

Таблица 11 - Описание процесса «Прием документов»

Наименование Прием документов
Частота применения Ежедневно
Вероятность применения 1.0

Продолжение таблицы 11

Приоритет Высший
Необходимые данные Абитуриент, Льгота,Форма обучения, Специальность
Объем данных

Таблица 12 - Описание операторов процесса «Прием документов»

Операция Поиск Добавление
Критерий поиска Фамилия, Имя, Отчество Шифр, Фамилия, Имя, Отчество, Все основные данные
Количество поисковых образов Все -
Вероятность события 0.9 0.9
Вероятность использования поискового образа 0.95 -

Таблица 13 - Описание процесса «Анализ конкурентоспособности абитуриента »

Наименование Анализ конкурентоспособности абитуриента
Частота применения По окончании экзаменов

Продолжение таблицы 13

Вероятность применения 1.0
Приоритет Высший
Необходимые данные Баллы, Абитуриент, Специальность
Объем данных

Таблица 14 - Описание операторов процесса «Анализ конкурентоспособности абитуриента»

Операция Поиск Добавление
Критерий поиска Шифр абитуриента Отметка о зачислении
Количество поисковых образов Все Все
Вероятность события 0.9 0.9
Вероятность использования поискового образа 0.95 0.95

Таблица 15 - Описание процесса «Предложение специальности-замены»

Наименование Предложение специальности-замены
Частота применения По окончании экзаменов
Вероятность применения 0.6
Приоритет Средний
Необходимые данные Абитуриент, Балл, специальность
Объем данных

Таблица 16 - Описание операторов процесса «Предложение специальности-замены»

Операция Поиск Добавление
Критерий поиска Шифр-абитуриента, Баллы экзаменов, Название специальности Данные абитуриента
Количество поисковых образов Все Все
Вероятность события 0.9 0.9
Вероятность использования поискового образа 0.95 0.95

Таблица 17 - Описание процесса «Сдача экзамена»

Наименование Сдача экзамена
Частота применения Ежедневно
Вероятность применения 1.0
Приоритет Высший
Необходимые данные Абитуриент, Предмет, Группа
Объем данных

Таблица 18 - Описание операторов процесса «Сдача экзамена»

Операция Поиск Добавление
Критерий поиска Шифр абитуриента, Шифр группы Шифр предмета, Балл
Количество поисковых образов Все Все
Вероятность события 0.9 0.9
Вероятность использования поискового образа 0.95 0.95

Данные, полученные на этом этапе, используются для концептуального анализа системы.

Для разрабатываемой базы данных мною было спроектировано два варианта концептуальной схемы (см. рисунки 3, 4).

Данные, полученные на этом этапе, используются для концептуального анализа системы - student2.ru

Рисунок 3 - Первый вариант концептуальной схемы системы

Данные, полученные на этом этапе, используются для концептуального анализа системы - student2.ru
Анализ первого варианта показывает, что недостатком указанной схемы является наличие цикла (кольца). Кольцо возникает из-за сложных связей между сущностями. Избежать этого недостатка позволяет процесс нормализации, который будет изложен ниже.

Рисунок 4 - Второй вариант концептуальной схемы системы

Недостатком второго варианта является также наличие двух колец, а также то, что абитуриент включается в группу, выбирая специальность и напрямую. Таким образом, наличие такой связи, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на работу системы, а с другой стороны, становится лишним. Поэтому данный вариант концептуальной схемы нежелателен.

Следовательно, наилучшим вариантом концептуальной схемы из предложенных является первый, представленный на рисунке 2.2. Примем его за основу при переходе к схеме отношений БД.

Наши рекомендации