Тип эмоциональной направленности

иаправленностъ/диффузностъ

Концепт.Данная метапрограмма относится к фокусировке и диффузии эмоций. Она связана с таким качеством, как направлен­ность сознания человека в процессе переживания эмоций. Одни люди проявляют эмоции однонаправленно, другие — многонап­равленно.

Извлечение.«Если вы вспомните случай, когда вы находи­лись в определенном эмоциональном состоянии (позитивном или негативном), то оно распространялось и влияло на некоторые (воз­можно, на все) ваши прочие эмоциональные состояния или оста­валось достаточно сфокусированным, относясь к своему объекту?»

Идентификация

Х.Диффузность. Когда у некоторых индивидуумов бывает «пло­хой» день на работе, их «плохие» эмоции сразу же и решительно (ассоциированно — № 15) начинают влиять на все остальные об­ласти жизни. Эмоциональное состояние, относящееся к одному аспекту жизни, характеризуется широким распространением дей­ствия. Когда этот паттерн выражен слишком сильно, он ведет к переменам настроения, неустойчивости, смещенным эмоциям и другим формам эмоциональной нестабильности. Человек кажется не способным сохранить эмоции по поводу некоторого одиночно­го аспекта жизни впределах данной области. п

2. Направленность. Другим индивидуумам удается сдерживать свои эмоции так, что они проявляются фокусированно и изоли­рованно (направленно). Если такой человек чувствует себя на ра­боте расстроенным, подавленным, сердитым, радостным, удовлет­воренным и т. д., эти его чувства остаются привязанными к данно­му референту и не распространяются на другие отношения. Человек будет испытывать свои эмоции и ассоциироваться с ними в рефе­рентной области своих мыслей и чувств, но не станет переносить их на другие области.

Когда данный паттерн сбалансирован, он позволяет человеку ограничивать свои эмоции адекватным контекстом. Когда он за-ходит слишком далеко, это ведет к ригидным границам эго и даже к Расстройствам «множественной личности».

Язык иэмоции. Человек, сортирующий диффузно, обычно пе-

Реносит эмоции из контекста в контекст и позволяет интенсивно-

У негативному (или позитивному) эмоциональному состоянию

140______________________________ Часть II. Метапрограммы

«обрушиться» на другие состояния. Его эмоциональный стиль фун­кционирует размыто, без каких бы то ни было рамок или ограни­чений. Человек, сортирующий направленно, сегментирует и упо­рядочивает свои эмоциональные состояния так, что эмоция, от­носящаяся к определенной ситуации, остается в определенных рамках.

Казалось, что Джейн совершенно не знает, что она чувствует в отношении чего бы то ни было конкретного. Ее чувства относи-, тельно работы, детей, подруги, мужа, ее стареющих родителей, ее здоровья и т. д., по-видимому, полностью зависели от эмоции дня. И она окрашивала все остальное этой эмоцией.

Напротив, ее муж Билл никогда не переживал свои эмоции диффузно. Он мог легко и быстро сказать вам, какие чувства он испытывает в отношении своей работы, брака, своих увлечений, детей и т. д. Поэтому если у него был неудачный день на работе, он испытывал чувства раздражения, фрустрации, гнева, озада­ченности или любые иные чувства в отношении работы, но за­тем он оставлял их там и, вернувшись домой, проводил время в свое удовольствие.

Джейн не знала, что ей думать или чувствовать о подобной на­правленности эмоций Билла и диффузии собственных эмоций. «Как это может быть: между нами происходит размолвка, а затем он идет на улицу и наслаждается тем, как дети катаются на велоси­педах? Он ведет себя так, будто его ничего не трогает». Билл так­же не понимал Джейн. «Как может она так плохо обращаться со мной и детьми, поссорившись со своей матерью? Разве нельзя хотя бы на время забыть о ссоре, перестать дуться и раздражаться?»

Первичные контексты. Обусловлены разрешением (или за­претом) переживать и фиксировать эмоции в тех областях, кото­рые мы считаем допустимыми или запрещенными. Ребенок может ощущать домашний контекст как «место», где родители приемлют его страх, но отрицают гнев, и т. д. Моделирование и идентифика­ция с тем, как родители и другие люди разграничивают или ока­зываются не в состоянии разграничить аспекты своих эмоций, сохраняя их обособленными.

Самоанализ

• Направленность/диффузность/сбалансированность

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

V

4. «Эмоциональные» метапрограммы_______________ 141

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

дг<? 79. Эмоциональная интенсивность/ насыщенность

Скудость/'изобилие;робость/смелость

Концепт.Кэттелл (Cattell, 1989) описывает данный паттерн как фактор смелости/робости в проявлении эмоций и отмечает, что он имеет скорее конституционную обусловленность. Он про­является в изобилии или скудости эмоций человека и отражает эмоциональную насыщенность, простирающуюся от застенчиво­сти, робости, сдержанности, чувствительности к угрозам до пред­приимчивости, невозмутимости и социальной напористости.

Извлечение. «Когда вы думаете о какой-то ситуации на рабо­те или в личной жизни, которая кажется вам рискованной или пред­полагающей публичную огласку, какие мысли и чувства тотчас же приходят на ум?»

Идентификация. На континууме между низкой и высокой на­сыщенностью и эмоциональной интенсивностью люди могут вы­делять и ценить либо высокие, либо низкие уровни.

1. Изобилие. Люди, которые производят сортировку на высо­кую эмоциональную интенсивность, ищут и получают удоволь­ствие от опасных переживаний (американских гор, домов с при­видениями, фильмов ужасов и т. д.). Нередко они просто любят испытывать страх. Им нравятся софиты, публичные выступления, внимание и признание, и поэтому они готовы идти на еще боль­ший риск. Они часто мыслят и действуют в весьма творческой манере. Кэттелл пишет:

Их неиспользованная физическая активность обеспечи­вает иммунитет к физическим и социальным угрозам, которые оказываются пагубными для других (Cattell, 1989,р. 136).

Когда этот паттерн становится чересчур выраженным, он мо-Жет вести к антисоциальному поведению. Многие из тех, у кого °н сочетается с конкретным мышлением, ведут себя как «глупцы, к°торые устремляются туда, куда опасаются заглядывать ангелы».

142__ Часть II. Метапрограммы

Их смелость и безразличие к сигналам опасности и по­требность в возбуждении, в сочетании с низким интел­лектом, неизбежно приводит к неточным и поспешным суждениям. Такое сочетание часто обнаруживаюту за­ключенных (Cattett, 1989, р. 141).

2. Скудость. Люди, которые производят сортировку на низкую
эмоциональную интенсивность, нуждаются в определенности и
предсказуемости; у них формируется мышление, не характеризую
ющееся ни преступными наклонностями, ни творческими способа
ностями. Обладая низкой толерантностью к страху и возбужде--
нию, они защищают себя, прячась в раковину, стараясь не при­
влекать внимания, избегая риска, обеспечивая себе безопасности
посредством рутинного образа жизни, и т. д. Если человек излиш­
не привержен данному паттерну, он испытывает постоянный страх
и тревогу, становится «половой тряпкой» для других и превраща­
ется в комок нервов. ;

Язык и эмоции. Робкие и пугливые люди общаются и испь£
тывают те или иные чувства в молчаливой интроспективной ма­
нере, они полны забот и волнений, размышляют об опасности и рис­
ке, осторожны, негативно настроены и замкнуты. Смелые и склон*
ные к риску люди обычно выступают вперед с приветливым
и беспечным видом, они откровенные, экспрессивные, проворные,
живые, разговорчивые. '

Первичные контексты. Вероятно, связаны с физиологически­ми факторами и функционированием нервной системы. Кроме того, обусловлены опытом, который подкрепляет изобилие или не под­крепляет. Хронический травматический опыт может менять мыш­ление-эмоции, поведение, «химию»' крови и привычный способ восприятия жизни.

Самоанализ

• Скудость/изобилие/сбалансированность

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Глава

4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 143

Заключение

В жизни все мы используем свой «телесный материал» кине­стетических ощущений и оценочных эмоций. Мы «идем навстре-чу» переживаниям, информации и людям или сторонимся их. Совершая эти действия, мы испытываем уверенность или неуве­ренность в их отношении, ориентируемся на собственные мысли и чувства или нас больше беспокоит, что думают и чувствуют другие. Нам присущ стиль действий, характеризующийся активностью от низкой до высокой. Нам свойственна стратегия доверия или не­доверия. А когда мы проявляем эмоции, то они оказываются либо сфокусированными и однонаправленными, либо рассеянными повсюду! При этом проявление наших эмоций различается базо­вым стилем насыщенности или отсутствием такового.

Теперь посвятите некоторое время обзору и осмыслению сво­их «эмоциональных» метапрограмм. Какие функционируют у вас в качестве ведущих? Какие «ведут» вас в такой степени, что у вас не хватает гибкости сознания сместиться к другой стороне конти­нуума? Какие мысли, убеждения или ценности приводят в дви­жение ваши «эмоциональные метапрограммы»?

Когда вы занимаете вторую позицию по отношению к челове­ку с другой «эмоциональной» метапрограммой, постарайтесь пол­ностью проникнуться ею и обратите внимание на другой мир, ко­торый она создает. Что бы вы ощутили, если бы использовали эту метапрограмму чаще?

Наконец, поразмышляйте над тем, что вы существуете как не­что намного большее, чем ваши эмоции. У вас имеются эмоции и вы проявляете их, но вы не тождественны вашим эмоциям. Эти телесные корреляции ваших мыслей и ценностей всего лишь по­казывают, какое значение вы придаете происходящему — позитив­ное или негативное. Однако в какой степени вы идентифицирова­ли себя со своими эмоциями? Позволительно ли вам теперь узнать себя как человека, который представляет собой нечто большее, чем его эмоции? Что мешает вам дать себе такое разрешение даже сей­час?

№ 13. Стиль эмоционального совладения, или пат­терн реакций на стресс: пассивность/агрессия/ уверенность

№ 14. Система отсчета, или авторитет: внутренняя/ внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим

144______________________________ Часть II. Метащ

№ 15. Тип эмоционального состояния: ассоцииро-ванное/диссоциированное;чувства/мыгиление

№ 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлек-сивная/активпая

№ 17. Убедительность или правдоподобие: выгля­дит, звучит, ощущается правильно; придает смысл

№ 18. Тип эмоциональной направленности: направ-ленпость/диффузность

№ 19. Эмоциональная интенсивность/насыщен­ность: скудость/изобилие

Глава 5

«Волевые» метапрограммы

Метапрограммы, связанные с желанием, выбором, волей (№ 20-28)

Теперь мы переходим к тем метапрограммам, которые отно­сятся к еще одному фокусу сознательного внимания — воле. Дан­ный термин характеризует выбор, желание и направленность на­шего намерения. Обычно мы говорим об этом в терминологии нашей «воли» — что мы намерены обдумать, воспринять, почув­ствовать и сделать и на что мы затем направляем наше внимание.

Процесс мышления и проявления эмоций включает в себя не только наши репрезентации («ментальное», «когнитивное») и со­матические телесные ощущения («эмоциональное»), но и произ­водимый нами выбор. Как мы направляем свои мысли и чувства? На что мы привыкли нацеливать свое сознание? Как мы привык­ли адаптироваться с точки зрения наших жизненных контекстов (семья, взаимоотношения, работа, карьера, отдых и т. д.)?

По каким «правилам» мы предпочитаем жить? Считаем ли мы, что мир приводится в движение непреодолимым влечением (ком-пульсией) или желанием? Какие аспекты жизни доставляют нам наибольшее удовольствие? Как мы стараемся добиться желаемых результатов (целей)? Как мы подходим к своему выбору? Поче­му мы предпочитаем доверять или не доверять людям? То, как мы «управляем своим мышлением» с точки зрения нашего выбора, характеризует действия нашей операционной системы в процессе принятия решения, перебора вариантов, определения предпочте­ний и фокусировки внимания.

№ 20. Тип мотивирующей направленности: навстре­чу/от; прошлые достижения/будущие возмож­ности; приближение/избегание

№ 21. Волевой выбор при адаптации: возможности/ процедуры

146______ Часть II. Метапрограмма

№ 22. Тип адаптации: суждение/восприятие;управ­ление/подстройка

№ 23. Модальные операторы обоснования: необхо­димость/возможность (желание); кнут/пря­ник

№ 24. Тип предпочтения: первичный интерес:люди/ места/объеюпы/деятельность/информация

№ 25. Тип целеустремленности — адаптация к ожи­даниям: перфекщонизм/оптимизация/скегтги-цизм

№ 26. Ориентиры при покупке: стоимость/удоб­ство/качество/время

№ 27. Тип ответственности: повышенная/понижен­ная/сбалансированная

№ 28. Степень доверия к людям: недоверчивость/до­верчивость (паранойя/наивность)

№ 20. Тип мотивирующей направленности

Навстречу/от; прошлые достижения/будущие возможности; приближение/избегание

Концепт. Что касается направления движения относительно ценимых нами объектов, то человек может, в целом, придержи­ваться одной из двух основных ориентации: некоторые люди дви­жутся навстречу ценностям, являющимся для них желательны­ми, в то время как другие уходят от нежелательных ценностей. Таким образом, некоторых людей мотивируют притягательные ценности, а других — отталкивающие ценности. Притягательные ценности включают в себя конечные позитивные выгоды, и по­этому они манят человека в будущее. Отталкивающие ценности содержат негативные моменты, которых человек избегает. Они по­рождают чувство отвращения от нежелательного.

Извлечение. Спросите: «Чего вы хотите?», «Чего вы ждете от взаимоотношений, работы и т. д.?», «Что вам принесет обладание тем-то и тем-то?», «Что вы цените и считаете важным?» После получения ответа (обычно в форме номинализации, например: любовь, покой, счастье и т. д.) переходите к метауровню и зада­вайте вопрос о метарезультате: «Когда вы добьетесь любви, мира и счастья, что это будет для вас означать?» (С помощью этого во-

гудя 5. «Волевые» метапрограммы________________________ 147

проса мы стараемся выявить сложную взаимосвязь между пове­дением и ценностями.)

Прислушайтесь к притягательным и отталкивающим ценностям. «Это означает взаимоуважение и взаимную заботу». «Это озна­чает отсутствие ссор и споров друг с другом, отсутствие неприят­ных чувств».

Идентификация. В сознании людей, которые движутся навстре­чу тому, чего они хотят, заложена мотивационная стратегия при­тяжения. Они движутся к желаемым результатам, так что их цен­ности манят их в будущее. Другими словами, им присущ стиль реагирования, приближающий их к целям и ценностям. Они мо­тивированы на то, чтобы достичь, приобрести и получить что-то. Хотя у них могут быть приоритеты в отношении желаемых цен­ностей, им труднее понять, чего они должны избегать. Их моти­вируют «пряники» и различные инициативы, а не объекты, вызы­вающие отвращение.

С другой стороны, людям, которые движутся прочь от того, что имеет для них отрицательную ценность, присуща стратегия от­талкивания, которая побуждает их избегать нежелательных объек­тов. Они придерживаются фокусировки и сознательной ориента­ции на то, чего они хотят избежать, а не к чему хотят приблизить­ся. Они используют главным образом избегающий стиль реагирования. Они стремятся отдалиться от всего того, что вызы­вает у них неприязнь и отвращение. Соответственно, они испы­тывают больше трудностей с целями и определением приорите­тов. Их отталкивают негативные ситуации. Более всего их моти­вирует «кнут»: угрозы, негативные моменты, давление.

То, навстречу чему мы движемся или от чего мы уходим, фор­мирует наши ценности. Соответственно, у всех нас имеются и при­тягательные, и отталкивающие ценности. У некоторых людей до­минирует одна из этих двух ориентации.

Язык. Те, кто движется к ценностям, будут говорить о целях и конкретных желаниях. В речи тех, кто уходит от чего-то, мы Услышим слова «нежелание», «отвращение», «ничтожность» и т. д. Люди будут сообщать о том, что они ценят или обесценивают, в форме номинализаций (процессуальных слов, которые они пре-вРатили в статичные существительные). Прислушайтесь и распоз­найте включающий и исключающий язык. Язык притяжения обыч-Но включает что-то (приобретать, иметь, получать, достигать), а язык отталкивания — исключает (держаться в стороне, избав­иться, избегать и не нуждаться).

148______ Часть П. Метапрограмма

В ответ на вопрос: «Чего вы ждете от хороших взаимоотноше-!
ний?» тот, кто придерживается ориентации притяжения, скажет?
«Я хочу мира, любви и счастья». Люди с ориентацией отталкива­
ния скажут: «Я против ссор и попыток манипулировать друг дру­
гом». Те, кто обычно движется навстречу, но иногда старается уйтде
от чего-то, скажут: «Я хотел бы, чтобы мы принимали во внима­
ние чувства друг друга во избежание ссор». Те, кто обычно уходит
от чего-то, но иногда движется навстречу, скажут: «Мы избежвд!'
чувства взаимной обиды, поскольку между нами возникнет бблвЗ|
шая гармония». ■■'*

Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку, который дви­жется навстречу ценностям, и осуществить с ним коммуникацию (например, при переговорах, в деловых и личных отношениях^ скажите о том, как вы можете помочь ему добиться определеШ ных результатов. Упомяните о «пряниках», наградах и инициа^ тивах, присутствующих в вашем плане или идее. С теми, кто дви­жется от ценностей, говорите о том, чего и каким образом вы можете помочь им избежать, о проблемах, которые они могут ми­нимизировать или устранить, и о действиях, которые не прине­сут им вреда. Подчеркните, насколько ваша идея или план об­легчат им жизнь.

Эмоции. Те, кто движется от чего-то, обычно сортируют в по*| иске прошлых достижений и стремятся к надежности, безопас* сти и защите. Предоставьте им факты в исторической последо

тельности, поскольку им нужно быть уверенными в том, что их выбор уже оказывался правильным. Они прежде всего стараются разрешить проблемы, а не приблизиться к целям. Их мотивиру­ют не столько награды и результаты, сколько избежание неудач.. Те, кто движется навстречу ценностям, сортируют в поиске буду­щих возможностей и поэтому будут мыслить и чувствовать ско­рее с позиции возможностей, впечатлений, страсти, мечтаний и т. д. Их привлекают потенциальные возможности. Их манят более рискованные ситуации, которые могут принести дополнительны^ выгоды.

Категория «приближение/избегание» позволяет нам опреде-. лить, на что человек будет ориентироваться при совершении по­купки. Те, кто «движется от», захотят узнать, какие проблемы то­вар устраняет. Целеустремленные люди расценят подобный под­ход как негативный. Они захотят узнать, каким образом товар поможет им добиться своих целей.

). «Волевые» метапрограммы_______________________ 149

Поскольку все люди сторонятся одних объектов и устремле­ны к flpyraM» каждому из нас присуща некоторая поступательная система, позволяющая избежать «боли» и получить «удовольствие». qt чего именно вы (или кто-то другой) отстраняетесь? Что озна­чает для вас «боль» с нейросемантической точки зрения? А «удо­вольствие»? Тот факт, что ваша «боль» может являться чьим-то «удовольствием», говорит нам о том, что человеческой природе свойственна большая пластичность в отношении того, что мы определяем внутри себя как боль и удовольствие.

Статистика.В США 40% населения придерживаются ориен­тации притяжения и 40% — ориентации отталкивания, у 20% оди­наково выражены обе направленности.

Первичные контексты.Эта волевая метапрограмма движения навстречу чему-то и от чего-то тесно связана с эмоциональной метапрограммой преодоления и избегания стресса (№ 13), одна­ко она отличается с точки зрения своего референта. В той мета­программе энергия была направлена в сторону опасности и угро­зы или от них, здесь же — в сторону ценностей или от них. На нее оказывает сильное влияние подражание значимым людям, а так­же одобрение или запрещение подобных действий. Полученный травматический опыт может переориентировать человека на мо­дус избегания.

Самоанализ

• Навстречу/от (приближение/избегание)

• «Навстречу» и «от» в равной степени

• «Навстречу» с определенной долей «от»

• «От» с определенной долей «навстречу»

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

150______________________________ Часть II. Метапрограмм^

№21. Волевой выбор при адаптации

Возможности/процедуры

Концепт. Когда дело касается исполнения инструкций или вы­полнения определенного задания, человек может придерживать­ся одной из двух общих стратегий: ориентации на процедуры или ориентации на возможности.

Извлечение. Задавайте вопросы «почему»: «Почему вы выбрали этот автомобиль (работу, город, банк и т. д.)?»

Идентификация

1. Процедуры. Людям, ориентирующим себя посредством про­
цедур, нравится следовать конкретным и определенным схемам
и алгоритмам. Они могут оказаться не в состоянии разработать
подобные процедуры, если их никто не предоставит. Они стремятся
выполнить процедурные задания «как следует». У них появляет­
ся мотивация, когда они придерживаются какой-то процедурой
они могут испытывать почти непреодолимую потребность ее за­
вершить. То есть важной ценностью для них становится чувство
завершенности (№ 37).

2. Возможности. С другой стороны, тем, кто ориентирует себя
посредством возможностей (опций, вариантов), намного лучшеуда-
ется разработка новых процедур и нахождение альтернатив какой-
то стратегии. Обычно, когда требуется следовать процедурам, ко­
торые они уже выполняли, они работают не слишком успешно.
Они предпочитают улучшить процедуру или изменить ее. Высо­
ко ценя альтернативы и творческую деятельность, они скорее бу­
дут стремиться к новшествам и иным подходам.

Язык. Задав вопрос «почему», прислушайтесь к предлагаемым обоснованиям. Если человек говорит о выборе и нахождении но­вых вариантов, значит, он ориентирован на возможности. Отметьте слова «возможности, выбор, основания, другие способы, альтер­нативы, причины». Если человек рассказывает вам какук?-то историю и/или приводит множество фактов,.но не говорит о вы­боре, значит, он ориентирован на процедуры. Он начнет отвечать на вопрос «почему» так, будто вы задали ему вопрос «как». Исто­рия, которую он изложит, объяснит, «как» он оказался в этой си­туации. Прислушайтесь к таким лингвистическим маркерам, как «правильный путь, проверенный способ, точная методика выпол­нения того-то и того-то».

Подстройка. Осуществляя подстройку к человеку, который использует программу возможностей, говорите о перспективах,

. «Волевые* метапрограммы_____________________ 151

ариантах и новшествах. «Мы изменим правила, чтобы вы смог­
ли это сделать». Старайтесь не давать фиксированных, пошаго­
вых процедур. Лучше действуйте экспромтом и укажите все аль­
тернативы, которые доступны человеку. Позвольте ему нарушать
процедуры. п?н?

Осуществляя подстройку к человеку, который использует про­грамму процедур, укажите конкретную процедуру, которая опре­деленно позволит ему перейти от его нынешнего состояния к же-даемому. Подскажите ему, что нужно делать в случае нарушения процедур. Используйте пронумерованные инструкции: «пять шагов к эффективным взаимоотношениям».

Первичные контексты. Возможно, что физиология мозга, свя­занная со специализацией правого или левого полушария, может предрасполагать человека либо к последовательным заданиям, кон­тролируемым левой стороной мозга, либо к холистическим и ви­зуальным процессам, координируемым правым полушарием. Мо­делирование и идентификация с кем-то, кто эффективно исполь­зует тот или иной стиль, бесспорно, играют свою роль, так же как и неприятие тех людей, кто исповедует стиль, причиняющий обиду и боль.

Самоанализ

• Процедуры/возможности/одновременно и процедуры и воз­
можности

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Тип адаптации

Концепт. Адаптируясь к жизни и к информации, которая вли-67 на наш персональный мир, мы можем делать это одним из двух "Щих способов. Мы идем по жизни, принимая ее такой, какая она СТь. Или мы можем строить планы по упорядочению, регулиро-аНию и контролированию жизненных событий. В первом случае

152______________________________ Часть П. Метапрограмм^

мы просто воспринимаем происходящее и плывем по течению, во втором — мы выносим суждения о том, что нам нравится или не нравится, что мы хотели бы улучшить и как нам эффективнее уц. равлять событиями.

Извлечение. «Вам нравится жить спонтанно, по велению душ^ или в соответствии с определенным планом?», «Легко или труд­но вам собраться с мыслями?», «Если бы мы вместе разрабатывав ли какой-то проект, вы бы предпочли, чтобы мы сначала обрисо-, вали и спланировали его упорядоченным образом или чтобы мы сразу же принялись за дело и гибко приспосабливались к обстоя­тельствам по ходу событий?», «Имеется ли у вас календарь-еже-^ дневник? Пользуетесь ли вы им? Вам нравится им пользоваться?»

Идентификация. Стараемся ли мы адаптироваться к среде, в которой оказываемся, или стремимся приспособить среду под себя? Те, кто рассуждает и контролирует, хотят (и пытаются) адап­тировать жизнь к себе. Они живут согласно своим планам, идеям, убеждениям, надеждам и желаниям, стараясь согласовать обстоя­тельства и внести порядок в свой мир (№ 25). Им нравится завер^ шенность, ясно обозначенные границы (правила, законы, проце­дуры и т. д.), четкие категории (№ 37).

Те, кто воспринимает происходящее, находясь в свободном пла­вании, адаптируются к жизни и реальности посредством воспри­ятия, наблюдения за событиями и примирения с ними. Они дви­гаются по жизни легко и непринужденно, редко рассуждая о пра­вильном и неправильном и редко испытывая чувство, что их планы нарушаются. Как правило, они делают то, что им хочется в дан­ный момент, и занимают более философскую позицию в отноше­нии трудностей. Им нравится, чтобы перед ними лежали откры­тые пути, и они могут избегать завершенности. Им может быть трудно принимать решения, выносить оценки и сохранять опре­деленную позицию.

В книге «Двери восприятия» {The Doors of Perception, Huxley, 1954) Хаксли описывает изменение сознания, которое он испы­тал, экспериментируя с мескалином. Ему показалось, что его нор­мальное повседневное мышление и стиль сортировки уступили место тому, что он охарактеризовал как «божественный умствен­ный настрой». Согласно его интерпретации, этот настрой был связан, со «всеобщим Умом», в результате чего «редукционный клапан мозга и нервной системы» раскрылся, и он испытал своего роДа внетелесное ощущение, сводившееся к одному восприятию.

5- «Волевые» метапрограммы 153

Я продолжал наблюдать, и эта чисто аскетическая, ку­бистская панорама уступила место тому, что я могу описать только как сакраментальный взгляд на дей­ствительность. Я смотрел на эти бамбуковые ножки, но не просто созерцал их, а фактически стал ими — или, скорее, очутился внутри них... Человек, принимающий мескалин, не видит смысла делать что бы то ни было, находя большую часть причин, по которым он, в обыч­ных случаях, готов действовать и страдать, совершен­но неинтересными.

Язык.Прислушайтесь к многочисленным планам и перечням в речи тех, кто оценивает и действует. Зачастую эти люди также функционируют в последовательной манере — двигаясь «сквозь время». Они изменяют свое мнение только в том случае, если но­вые данные полностью опровергают его. Прислушайтесь к идеям и терминам, указывающим на спонтанность, свободу, понимание, признание и т. д., в речи тех, кто лишь воспринимает происходя­щее, находясь в свободном плавании.

Подстройка. Чтобы осуществить подстройку при коммуника­ции с теми, кто оценивает и действует, общайтесь с ними в энер­гичной, деловой ирешительной манере и фокусируйтесь на ре­зультате. Говорите о порядке, организованности, определенности, решениях, структурированности и выполнении намеченного. При подстройке к людям, которые воспринимают происходящее и сво­бодно плывут по течению, осуществляйте коммуникацию в спон­танной манере, не акцентируя внимания на временных графиках. Структурируйте решения как «вариативные» и старайтесь не де­лать поспешных заключений. Говорите о таких ценностях, как сво­бода чувств, открытость, гибкость, ожидание инаблюдение, возмож­ность внесения изменений и экспериментирование.

Статистика.Эти паттерны распределяются среди населения примерно поровну — по 50%. Те, кто судит иконтролирует, обычно Действуют решительно, мыслят последовательно, составляют планы и графики своих дальнейших действий, функционируют За счет левого полушария мозга и т. д. Те, кто воспринимает про­исходящее и свободно адаптируется к ситуации, оценивают и Действуют спонтанно. Они любят изменения, импульсивные Действия, нуждаются в автономии, не боятся осложнений, функ­ционируют за счет правого полушария и являются противника­ми дисциплины.

154______________________________ Часть II. Метапрограмму

Первичные контексты. Соответствуют тому, как человек ощу­щает «время» (№ 46-48). Убеждения и ценности, связанные с ру­ководством и контролем над своим окружением или же с прими­рением со средой и адаптацией к ней, оказывают большое влия­ние на то, какие чувства человек будет испытывать в отношении этих вопросов. Антропологи обнаружили культуры, которые со­ответствуют одной или другой крайности. Контексты бывают также^ обусловлены религией, политической философией и т. д. Длительг^ ный травматический опыт, порождающий чувство, которое Селиг-ман (Seligman, 1975) охарактеризовал как «приобретенную беспо­мощность», может подталкивать человека к предпочтению свобод­ного восприятия.

Самоанализ

• Суждение-управление/восприятие-подстройка

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

№ 23. Модальные операторы обоснования

Необходимость/возможность (желание); кнут/прянЩ

Концепт. Языковые средства, используемые человеком для са­мовыражения, обусловливают отличительные особенности его модели мира и опыт, который он приобретает, пользуясь данной картой. В лингвистике модальными операторами называют такие специфические слова, которые отражают модус отношений и дейст­вий, характеризующих человека. Подобные слова описывают кон* цептуальный мир, в котором человек живет и который он на­нес на карту. Они отражают причины (необходимость или жела­ние), исходя из которых человек действует (например, модальность его поведения). Эти термины также указывают на ограничения, содержащиеся в карте человека, — то, что он нанес на карту как требуемое («необходимо»), невозможное («нельзя») или непо­зволительное.

5. «Волевые» метапрограммы_______________________ 155

Б мотивационной стратегии человека данные лингвистические термины проявляются в аудиально-дигитальном компоненте. Они образуют слова, которые мы используем для приведения себя в движение. Общая категория модальных операторов включает не­обходимость, желание, возможность и невозможность. Эти слова проливают свет на такие более абстрактные концептуальные со­стояния, как выбор, свобода, способность, жертвенность, обязан­ности и возможности.

Извлечение. Спросите: «Как вы мотивировали себя, когда от­правлялись сегодня на работу? Какие слова вы сказали себе, что­бы привести себя в движение?» Задайте вопросы, которые пред­полагают мотивацию, затем прислушайтесь к словам, являющимся модальными операторами, и вы выявите действующие операци­онные метапрограммы. «Почему вы выбрали свою нынешнюю работу?», «Почему вы выбрали тот или иной факультет или тот или иной план действий?» Обратите внимание, указывает ли че­ловек в своем ответе причину. Если он не приводит причин, зна­чит, он, скорее всего, исходит из модуса необходимости — он дол­жен сделать то-то и то-то! Этого требует «закон» в его сознании! Если вам указывают причину, это говорит о возможностях, обя­занностях или желаниях.

Идентификация и язык. К словам необходимости относятся «должен», «приходится», «следует» и т. д. Они показывают, что человек действует исходя из модели принужденности, контроля, закона: «Я знаю, что должен идти на работу». К словам невозмож­ности относятся «нельзя», «не следует», «запрещено» и т. д.: «Нельзя не ходить на работу или опаздывать на нее!» Они го­ворят о том, что человек нанес на свою карту мира закон, запре­щающий различные возможные действия. Слова возможности включают в себя «можно», «буду», «могу», «готов» и т. д. Они свидетельствуют об оптимистической модели, в которой пре­дусматриваются различные варианты и альтернативы: «Лишний Рабочий день — лишние доллары», «Когда я приду сегодня на ра­боту, то займусь...» Слова желания включают «хочу», «нравится», «рад» и т. д. Они обусловлены моделью мира, содержащей по­требности, желания и влечения: «Я рад, что имею возможность Работать!» К словам выбора относятся «предпочитаю», «выбираю», «склоняюсь» и т. д. Они указывают на ментальную карту, кото-Рая включает волю, намерение и предпочтения человека. «Я пред­почитаю ходить на работу».

156______________________________ Часть II. Метапрограмму

Предпочтение тех или иных слов проистекает из различных моделей мира. Разные слова также вызывают несхожие эмоци­ональные и поведенческие реакции. Люди, исходящие из модуса возможности, делают то, что хотят, и поэтому находят для себя причины. Они изыскивают новые возможности для расширения имеющихся у них вариантов выбора. Такие люди, как правило, убеждены, что обладают определенным (или значительным) котч ролем над жизнью, и поэтому испытывают мотивацию к тому, чтобы сделать выбор и совершить действие. Люди, опирающиеся на мо­дус необходимости, обычно взирают на жизнь как на тяжелую ношу и рутину, которую они не могут или почти не могут изменить. За­частую они полагают, что должны примириться со своим жизнен­ным жребием и, учитывая свою модель ограничений, действуют так, как подсказывает им восприятие.

Тех, кто употребляет как слова необходимости, так и слова возможности и действует исходя из обеих моделей, мотивируют и возможности, и обязанности. Вспомните какую-то задачу, кото­рую вам предстоит выполнить в ближайшем будущем. А теперь скажите себе: 1) «Я должен выполнить...», а затем: 2) «Я могу вы­полнить...» и, наконец: 3) «Я хочу выполнить...» Что помогает вам более всего с точки зрения усиления вашей мотивации?

Наши рекомендации