Библиографического списка

библиографического списка - student2.ru По итогам исследовательской работы составляется библиогра­фия используемых документов.

Библиография— это научное описание книги и составление их перечня, список книг по какому- либо вопросу. Список должен со­держать только те источники, которые студент использовал для подготовки курсового и дипломного проектов и обычно располага­ется в конце основного текста, после заключения.

Основные библиографические сведения о документе приводят­ся в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 и используются в библиогра­фическом описании литературы. Настоящий стандарт устанавлива­ет общие требования и правила составления библиографического описания документа или его части.

Библиографическое описание составляется на основе каталож­ной карточки или непосредственного изучения документа (de visu) с целью выявления библиографических сведений, с сохранением язы­ка текста документа. Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в предписанном источнике информации.

Основой описания является издание в целом. Наиболее полным источником информации являются: титульный лист книги, аван­титул, титульный экран, этикетка, наклейка и т.д. Описание со­стоит из элементов объединенных в области.

Элементыбиблиографического описания — это лексические единицы (слово, словосочетание, цифры, содержащие библиогра­фические сведения). Область библиографического описания — это структурная единица, содержащая один или несколько функциональных однородных элементов. Библиографическое описание может быть полным, расширенным и кратким. В студенческих работах применяется, в основном, краткое описание используемых источников.

Предметомописания может быть книга, многотомное издание, диссертация, отчеты о различных исследовательских работах, элек­тронный ресурс, авторефераты, статьи из сборников и периодических изданий.

При составлении библиографического описания, в целях ком­пактности, можно применять сокращение слов и словосочетаний. Все сокращения должны соответствовать ГОСТу 7.11 и ГОСТу 7.12 (см.: Приложение 7). Не допускается сокращать любые заглавия в любой области (за исключением случаев, когда сокращения имеются в самом источнике информации) и общее обозначение материала.

Элементы и области описания приводятся в установленной по­следовательности. Для более четкого разделения областей элементов применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключения составляют точка и запятая — пробелы остаются после них.

В библиографическом описании используются разделительные знаки, которые идентифицируют документ. Каждой области описа­ния, кроме первой, предшествует знак «. —» (точка и тире), который ставится перед первым элементом области.

Каждая область описания начинается с прописной буквы. С про­писных букв начинают первое слово каждой области, а также первое слово следующих элементов: общего обозначения материала и любых заглавий во всех областях описания. Все остальные элементы записы­вают со строчной буквы.

Сохраняют прописные и строчные буквы в официальных наиме­нованиях современных организаций и других именах собственных.

Числительные в описании приводят, как правило, в той форме, в какой они даны в источнике информации, т.е. римскими или араб­скими цифрами, либо в словесной форме.

Библиографическое описание состоит из следующих областей, приводимых в предписанной последовательности и предписанной пунктуации.

библиографического списка - student2.ru библиографического списка - student2.ru 1. Область заглавия и сведений об ответственности,которая включает в себя:

Основное заглавие(автор и название документа), например:

библиографического списка - student2.ru Зимняя, Н.А. Педагогическая психология

библиографического списка - student2.ru библиографического списка - student2.ru библиографического списка - student2.ru [ ] — общее обозначение материала (текст, электронный ресурс, шрифт Брайля, карта и т.д., т.е. физическая форма материала), например:

[Текст], [Электронный ресурс], [Карта] и т.д.

библиографического списка - student2.ru библиографического списка - student2.ru библиографического списка - student2.ru : — сведения, относящиеся к заглавию(учебник, учебное по­собие, отчет, энциклопедия и т.д.), например:

библиографического списка - student2.ru Зимняя, Н.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для вуза.

библиографического списка - student2.ru библиографического списка - student2.ru библиографического списка - student2.ru / — сведения об ответственности (сведения о лицах, органи­зациях, участвующих в создании документа), составляются в том виде как впредписанном источнике, например:

Агафонова, Н.Н. Гражданское право [Текст]: учеб. пособие для ву­зов / Н.Н. Агафонова, Т.В. Богачева, Л.И. Глушкова; под. общ. ред. А.Г. Колпина; авт. вступ. Н.Н. Поливаев; М-во общ. и проф. образова­ния РФ, Моск. гос. юрид. акад.

2. Область издания(порядковый номер издания, факсимильное, репринтное издание и т.д.), например:

. — Изд. 2-е, перераб. и доп.

3. Область выходных данных(содержит сведения о месте изда­ния, о наименовании издательства или распространителя и времени публикации: наименование издательства приводится после места издания и отделяется двоеточием (: ), дата издания приводится по­сле наименования издательства и отделяется запятой (, ). Сведения о форме собственности издателя, распространителя (АО, ООО и т.д.) как правило, опускают и наименование издательства описыва­ется без кавычек, например:

В источнике информации: В описании:

Издательство «Наука» . — М.: Наука, 2007.

ЗАО «ЕВРО-АДРЕС» .— СПб.: ЕВРО-АДРЕС

4. Область физической характеристики(содержит сведения об объеме, размере документа, иллюстрации и т.д.), например

. — 186 с, 8 с. ил.

В процессе работы студент исследует статьи из сборников, журналов, газет, диссертаций, а также отдельные главы, части и разделы книг. В этом случае библиографическое описание называ­ется аналитическим.

Аналитическое библиографическое описание— описание со­ставной части документа и состоит из двух частей, включающие в себя сведения о составной части иоб издании, в котором оно опубликовано.

библиографического списка - student2.ru Перед сведениями о документе, в котором помещена составная часть, применяется следующий элемент // (две косые линии) с пробелами до и после. Аналитическое библиографическое описание состоит из об­ластей и элементов основного описания и приводится в той же установ­ленной последовательности. При аналитическом описании следует обра­тить внимание на необходимость указания страницы, использованной в работе с обозначением ее перед физической характеристикой: — С.

.— С. 35-39.

Различные варианты библиографического и аналитического описания подробнее даны в Приложении 7 данного руководства.

При оформлении ссылок на электронные и сетевые информа­ционные ресурсы и материалы из Интернета необходимо следо­вать тем же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта и дату рецепции материала. (Автор. Название материала (учебника, статьи и т.п.) //Назва­ние сайта: URL: (дата)).

Исходя из особенностей оформления библиографического списка и библиографических ссылок в отечественной научной ли­тературе, можно рекомендовать в качестве варианта оформления ссылок на сетевые ресурсы следующие правила.

Web-сайт:

Министерство общего и профессионального образования РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : URL: http://www.informika.ru/.

Web-докумен

библиографического списка - student2.ru Кузин, В.В. Компьютерное тестирование как способ отбора студентов специализации «Спортивный менеджмент» и контроля их подготовки [Электронный ресурс]. / В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов; Российская государственная академия физической культуры. — http://www.lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N1/p48-51 .htm. (19дек.2007).

Электронная почта:

Чудинов А.В. <[email protected]> Возможности online-опросов в Интернете. Личная переписка. (5 фев.— 2 мар. 2007.).

библиографического списка - student2.ru Телеконференции (Usenet newsgroups):

библиографического списка - student2.ru Розина И.Н. [email protected] Вопросы для преподавателей,

осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 янв. 1999. —

библиографического списка - student2.ru [email protected] GROUP emissia.offline, ART 629 (18 фев. 1999.).

FTP-серверы:

библиографического списка - student2.ru Shakhtarin, Eugene Операционная система Linux передовая технология для всех. v.0.4.6, 1996 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
FTP: http://www.citforum.ru pub/os/linux1-win.zip (23 февр. 2004.).

Издания на электронных носителях:

библиографического списка - student2.ru Художественная энциклопедия зарубежного классического искус­ства [Электронный ресурс]. — Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). — М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 2001. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)

Библиографический список— элемент библиографического аппарата, (список использованной литературы) завершает иссле­довательскую работу. При оформлении библиографического описания работы важно правильно и грамотно описать исполь­зуемые источники и литературу.

К источникамотносятся: законы, указы, постановления, приказы и другие правительственные акты, международные до­говоры, меморандумы, протоколы и другие архивные материалы, разрешенные к открытому использованию.

К литературеотносятся: монографии, книги (непериодиче­ское издание объемом от 48 страниц и более), брошюры (непе­риодическое издание объемом от 5 до 48 страниц), периодиче­ские издания и газеты.

Группировка библиографического описания может быть ал­фавитной, систематической, хронологической, в порядке упоминания в тексте, по видам источников. Обычно используют либо алфавитные, либо систематические принципы.

При алфавитном принципеисточники группируются строго в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если указано не­сколько работ одного и того же автора, то алфавитный порядок учитывает названия его работ. Если публикации носят коллек­тивный характер и имя конкретного автора в них не указано, то в общем алфавитном порядке учитывается начальная буква назва­ния публикации. Сначала перечисляются источники и литература на русском языке, затем — на иностранном.

При систематическом принципеорганизации списка опи­сание источников группируется по отдельным затрагиваемым в тексте проблемам. При этом вначале должны перечисляться ис­точники общего характера, а затем более частного.

При составлении списка литературы сначала выделяются:

- нормативные документы (Конституция РФ, кодексы, текущие
законы, подзаконные акты);

- научная литература (монографии, учебники, учебные и учебно-
методические пособия, энциклопедии и справочники);

- статьи из периодических изданий (журналы, газеты);

- материалы архивов и текущего делопроизводства;

- авторефераты и диссертации;

- электронные и сетевые (Интернет и др.) источники.

Всю литературу после нормативных документов рационально расположить в алфавитном порядке.

IX. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Выполнение квалификационной работы считается закончено в том случае, если она:

- соответствует предъявленным требованиям по структуре, содер­жанию, языку и стилю изложенного материала;

- правильно оформлены ссылки, список литературы и приложения;

- отпечатана на компьютере, с выполнением требований оформле­ния, проверена на предмет орфографических и стилистических
ошибок, сброшюрована в жесткую папку или переплетена;

- подписана автором, имеет письменный отзыв руководителя и го­това к рецензированию.

К рецензированию привлекаются профессора и доценты РГСУ, филиалов РГСУ, руководители и специалисты учреждений, пред­приятий и организаций.

Рецензента дипломной работы назначает соответствующая вы­пускающая кафедра и ставит об этом в известность студентов. На рецензию отводится не менее 10 дней. Внесение изменений в рабо­ту после получения рецензии не допускается. При анализе диплом­ной работы рецензент оценивает:

1. Обоснованность выбора темы, научную аргументацию данного выбора.

2. Соответствие данной темы специальности, по которой присваи­вается квалификация.

3. Объем использования в работе теоретических выводов по данной теме, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных уче­ных, качество проработанных нормативных источников, анализа законодательной базы объекта исследования.

4. Соответствие цели и задач содержанию работы, всесторонние подходы к решению задач, логику изложения материала.

5. Положения, раскрывающие проблемы и закономерности функционирования изучаемых социальных объектов: групп, общностей, организаций, учреждений, и видения студентом путей их развития.

6. Уровень использования конкретных методов анализа проблемной ситуации.

7. Наличие конкретных результатов проведенных автором исследований и оценки ситуации, обоснованность выводов и предложе­ний, их связь с выдвинутыми целями и задачами.

8. библиографического списка - student2.ru библиографического списка - student2.ru Оценка предложенных автором способов решения проблемы и определение дальнейших перспектив её исследования.

Результатом рецензии является вывод рецензента о возможно­сти защиты дипломной работы и оценка,которую, по мнению рецензента, заслуживает данный диплом (см.: Приложение 5). Вы­пускник должен быть ознакомлен с содержанием рецензии до защи­ты диплома и расписаться в рецензии. Внесение изменений в ди­пломную работу после получения рецензии не допускается.

библиографического списка - student2.ru библиографического списка - student2.ru Примечание: опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе вычитки текста, допускается закрашивать белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста черной тушью или пастой рукописным способом буквами и цифрами, приближенными к используемому шрифту работы.

Дипломная работа вместе с отзывом и рецензией в установлен­ные сроки предоставляется заведующему выпускной кафедрой для принятия решения о допуске к защите. Разрешение о допуске оформляется на титульном листе и скрепляется подписью заведую­щего кафедрой. В случаях отказа в допуске к защите вопрос рас­сматривается на заседании кафедральной комиссии, которая выносит мотивированное решение. Причинами отказа в допуске может послужить несоответствие дипломной работы получаемой специ­альности, требованиям, изложенным в данном руководстве, несо­блюдение сроков подготовки диплома.

Дипломные работы с решением заведующего кафедрой, рецен­зией и отзывом передаются на кафедру не позднее, чем за 2—3 дня до защиты.

Наши рекомендации