Для очной формы обучения. по дисциплине Уголовно-исполнительное право
по дисциплине Уголовно-исполнительное право
Курс 6 семестр
Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.ю.н., доцент Сабиров Р.Д. Практические занятия: к.ю.н., доцент Сабиров Р.Д., ст. преподаватель Семенов С.А. ассистент Габдрашитова В.Р. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2 Учебных часов – 72 лекций – 10 практических занятий – 24 самостоятельная работа студентов – 36 КСР – 2 Зачет |
№ П№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Количество часов аудиторной работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач | Количество часов самостоятельной работы | Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.) |
Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) решение и обсуждение задач 4) проверка заданий в рабочей тетради Форма промежуточной аттестации – зачет | |||||||
Тема 1: Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса 1. Предмет, метод, задачи, принципы и содержание уголовно-исполнительного права. 2. Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера как функция государства. Политика государства в области исполнения наказаний и обращения с осужденными и факторы, её определяющие. 3. Понятие и классификация международных стандартов обращения с осужденными. 4. Принципы уголовно-исполнительного права. 5. Понятие и содержание нормы уголовно-исполнительного права 6. Место уголовно-исполнительного права в системе иных отраслей права. 7. Источники (формы выражения) уголовно - исполнительного права и кодификация уголовно-исполнительного законодательства. 8. Наука уголовно-исполнительного права: ее предмет, методы и задачи в современных условиях. | лек/пз | 2/3 | Основная литература: 1, 2, 3, 4. Дополнительная литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 2: Правовое положение осужденных 1. Социальное назначение закрепления в законодательстве правового положения осужденных. Понятие правового положения осужденных. 2. Основы правового положения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве России. 3. Характеристика основных обязанностей осужденных. 4. Характеристика основных прав осужденных. 5. Право осужденных на личную безопасность. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных. 6. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения. | лек/пз | 2/3 | Основная литература: 1, 2, 3, 4. Дополнительная литература: 2, 3, 4, 5, 9. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 3: Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания 1. Органы государства, ведающие исполнением уголовных наказаний. 2. Виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, их задачи и место в системе правоохранительных органов. 3. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации. Ее понятие, состав. 4. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и проблемы их реформирования. 5. Персонал уголовно-исполнительной системы, требования, предъявляемые к нему, его социальная и правовая защищенность. 6. Проблемы организации взаимодействия и повышения эффективности деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. | лек/пз | 1/3 | Основная литература: 1, 2, 3, 4. Дополнительная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 9. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) решение и обсуждение задач 3) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 4. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения 1. Понятие режима в местах лишения свободы. 2. Роль режима в обеспечении применения к осужденным других мер исправительного воздействия: труда, воспитания, общеобразовательного и профессионального обучения. 3. Функции режима: карательная, воспитательная, обеспечивающая, профилактическая. 4. Правоограничения осужденных, их изоляция, защита общества от лиц, совершивших преступления, как проявление карательной функции. 5. Осуществление воспитательной функции путем реализации кары и с помощью некарательных мер. 6. Проявление обеспечивающей функции в реализации всего комплекса мер воспитательного и профилактического воздействия. 7. Профилактическая функция и ее роль в контроле за осужденными в сфере труда, быта, досуга. Контроль за иными гражданами, находящимися в исправительных учреждениях. 8. Режим особых условий в исправительных учреждениях. Способы обеспечения режима в местах лишения свободы. 9. Охрана осужденных и надзор за ними. Меры взыскания и поощрения. | лек/пз | 1/3 | Основная литература: 1, 2, 3, 4. Дополнительная литература: 1, 2, 3, 4, 5. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) решение и обсуждение задач 2) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 5.Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания 1. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. 2. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы. 3. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы. 4. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы. 5. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы. 6. Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. 7. Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы. | лек/пз | 1/3 | Основная литература: 1, 2, 3, 4. Дополнительная литература: 1, 2, 3, 4, 5. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) решение и обсуждение задач 2) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 6.Основные средства исправления осужденных 1. Понятие исправления осужденных. Понятие основных средств исправления осужденных и метод их реализации при исполнении различных видов наказания. 2. Понятие режима как основного средства исправительного воздействия на осужденных к наказаниям, связанным с уголовно-исполнительным воздействием. Способы обеспечения режима. Охрана и надзор. 3. Воспитательная работа с осужденными. Основные формы воспитательной работы. Самодеятельные организации осужденных. Отрядная система в ИУ. 4. Общественно полезный труд, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных к наказаниям, связанным с уголовно-исполнительным воздействием. 5. Общественное воздействие на осужденных. | лек/пз | 1/3 | Основная литература: 1, 2, 3, 4. Дополнительная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 9. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) решение и обсуждение задач 3) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 7. Условия содержания осужденных в различных видах исправительных учреждений 1. Исправительные колонии общего режима и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы. 2. Исправительные колонии строгого режима и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы. 3. Исправительных колонии особого режима и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы. 4. Исправительные колонии особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, и условия содержания в них осужденных. 5. Виды колоний-поселений и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы. 6. Тюрьмы и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы. 7. Общая характеристика воспитательных колоний и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы. 8. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях. 9. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях. 10. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях. 11. Должностные лица воспитательной колонии, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным. 12. Оставление в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия, организация участков, функционирующих как колонии общего режима. 13. Перевод осужденных к лишению свободы из воспитательной колонии в исправительную колонию. | лек/пз | 1/3 | Основная литература: 1, 2, 3, 4. Дополнительная литература: 2, 3, 4, 5, 9. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) решение и обсуждение задач 2) опрос 3) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 8. Порядок и условия освобождения осужденных от отбывания наказания 1. Основания освобождения от отбывания наказания. 2. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения. 3. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания. 4. Порядок условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены наказания более мягким. 5. Особенности представления осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, к условно-досрочному освобождению. 6. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющих малолетних детей, и контроль за соблюдением ими условий отсрочки. 7. Социальная адаптация лиц, освобождаемых от наказания и мерах по ее обеспечению. 8. Наблюдение за лицами, освобожденными от наказания условно-досрочно. | лек/пз | 1/3 | Основная литература: 1, 2, 3, 4. Дополнительная литература: 2, 3, 4, 5, 9. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) решение и обсуждение задач 3) проверка заданий в рабочей тетради |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ