Как образуется массовое сознание?

Массовое сознание – это совокупность идей и представлений, чувств и настроений доступная массам и вызывающ. Их интерес.

Отличия массового сознания от сознания индивидуального:

Массовое сознание универсально,типизировано,схематично

Индивидуальное – ситуативно,универсально,детально

Подходы к пониманию МС

МС – это форма сознания, которая появляется только в исключительные исторические моменты (революция, война, праздник). Носителем является масса или толпа

МС – это самостоятельная форма сознания присущая каждому индивиду, выражающаяся наличием точек зрения и.т.п.

Фазы формирования МС:

Переживание – это реальное или мнимое явление события которое отражается в сознании индивида и рассматривается им как значимое событие собственной жизни

Эмоционально – действенная фаза

Фаза рационализации (попытка внести логику в происходящее событие)

Фаза выражения (потребность человека делиться впечатлением)

Какова структура массового сознания?

Ядро – коллективное бессознательное (архетипы)

Групповое сознание (стереотипы)

Общественное мнение и общественное настроение

15Что такое архетип?

Термин ввел Карл Юнг (7 архетипов)

Основные идеи коллективного бессознательного по Карлу Юнгу

Бессознательное состоит из 2х частей – индивидуального и коллективного

Коллективное бессознательное формируется в результате развития человека как биологического рода по ср-вам переживания типичных жизненных ситуаций

В рез-те поиска наиболее продуктивных реакций на ту или иную жизненную ситуацию формируется устойчивая схема его переживаний

С помощью архетипов, коллективное бессознательное передается из поколения в поколение

Архетип – это устойчивая, универсальная психическая схема восприятия, переживания и реагирования на ту или иную жизненную ситуацию

Каковы свойства архетипов?

Универсальность – архетипы свойственны всему человеческому роду

Культурная обусловленность архетипа

Устойчивость архетипа. Архетип существует вне времени.

Архетип – это когнитивная схема, образ а так же сценарий поведения в определённых условиях

Архетипы – априорны – они даны человеку до опыта личных переживаний.

Что такое стереотип?

Стереотипы – устойчивое представление о каких-либо объектах, свойственных той или иной соц.группе.Стереотипы – только групповое явление. По ним можно определить принадлежность к той или иной группе

Отличие стереотипов от архетиповА – не осознаваемы. Это образы бессознательных мотивов деятельностиС - осознаваемы.А – универсальны и вечны. С – принадлежат группе и существуют столько, сколько существует группа.А – первичныС – вторичны (появляются на базе архетипов)

Каковы свойства стереотипа?

Интересный аспект воздействия стереотипов на межличностное и групповое общение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.

1. Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны).

2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная).

3. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания.

4. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами
Стереотипы проникают во все сферы нашей жизни. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщенные представления, которые, в ряде случаев, не подтверждаются.

Что такое слухи и как они связаны с феноменом массы?

Масса делится по характеру деятельности:

ПаникаСлухи

Слухи – недостаточно проверенные сведения неизвестного происхождения, передаваемые в процессе МЛО

Слухи могут быть:ДостовернымиНе достоверными (но подаются как достоверные)Слух – признак масс. И фактор формирования массыПричины изучения слухов:Слух – валидный источник социальной информацииСлух – формирует настроениеСлух – катализатор действия

20Каковы информационные предпосылки распространения слухов?Г. Олпорт. Постман

С=и*д

С – интенсивность распространения слухов

И – неудовлетворенный интерес к теме

Д – дефицит надежной информации

21!Й!!?????

Разновидности слухов

По экспрессивному параметру различают три типа, и здесь семантика терминов достаточно прозрачна:слух_желание, слух_пугало, агрессивный слух.

Слух_желание - отражает надежды, ожидания и, в целом, благодушное настроение аудитории. Неопытному руководителю или политику часто кажется, что это «хорошее», т. е. благоприятное и безопасное явление..

Слухи_пугала возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, государственный переворот и т.д.) и варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Самая банальная фабула -- грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов.

Агрессивные слухи. - это слухи, не просто вызывающие негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направленные на стимулирование агрессивных действий. Это продолжение «слухов -пугал». Т.обр., основная функция агрес. Слухов не просто запугивание, а провокация агрессивных действий.

Примеры: Возбуждённые слухами о стерилизации родители не только препятствовали посещению детьми школ, но и в ряде случаев нападали на врачей и учителей (Мексика).

Агрессивные слухи возникают там, где имеются напряжённые отношения между социальными группами, причем даже явно стихийные или вызванные собственной неразумной деятельностью бедствия часто усиливают ненависть к какой-то группе или личности.

Во-первых, в сложной разнородной вселенной (а политически значимый слух обычно циркулирует именно в такой аудитории) один и тот же сюжет может иметь совершенно различные эмоциональные характеристики. Во-вторых, решающим критерием для экспрессивной оценки слуха является не сам по себе сюжет, а реакция аудитории . Без учета этих обстоятельств вероятность ложных экспертных оценок и контрпродуктивных рекомендаций очень велика.

Второй, информационный параметр, как указывалось, отражают степень достоверности содержания.

По информационному параметру различаются четыре типа слухов:

1. абсолюто недостоверные (----) - Назаретян.;

2. просто недостоверные (+---);

3. относительно достоверные (++--);

4. близкие к действительности (+++-).

Что такое внушение?

Внушение- это процесс непосредственного прививания психических состояний осуществляемый без болевых усилий со стороны внушаемого.Внушение нацелено на иррациональную (не логичную) сферу.Средства передачи – вербальные и не вербальныеАгргументы – отсутствуют, они заменяются утверждениями, констатацией.Утверждаются не факты а отношения к фактамРезультат внушения прочнее и масштабнее чем убеждениеВиды внушения:Уровни соц. Ком-иА) самовнушениеБ) взаимовнушение (внушаемый и внушающий)В) массовое внушение2) по замыслу внушающего (намеренное)3) по результату А) специфическое (завершается изменением поведения)Б) неспецифическое (изменение эмоц. Состояния без изменения поведения)

Наши рекомендации