Система отсчета или авторитет

^утренняя/внешняя; отнесение к себе/ отнесение к другим,

Концепт. Нам присущи два фундаментальных способа оцен­ки человека, ситуации, опыта или идеи. Мы можем оценивать их исходя из нашей собственной системы отсчета (внутренней спо-соб) или исходя из чего-то находящегося вне нас (внешний спо­соб). Данная метапрограмма определяет, как мы позиционируем яяйа.локус суждения, то есть где находится основание нашего суж­дения, когда мы совершаем те или иные действия или выносим оценку, —т внутри или вне нас. Кого (или что) мы используем в качестве точки отсчета?

Извлечение. «На что вы прежде всего направляете свое вни-г мание или ориентируетесь — на себя или на других (или нечто внешнее по отношению к вам)?», «На чем вы основываете свое мнение?»

Идентификация

1. Отнесение к себе. Те, кто действует внутренне/интерналъ-
по, оценивают происходящее на основании того, что они считают
уместным. Они сами себе мотивируют и сами принимают реше­
ния. Они делают выбор и обосновывают собственные действия и
результаты. Они могут получать информацию от других, но все­
гда принимают решение самостоятельно. То есть они живут «из­
нутри» (отметьте сходство с № 4). Для таких людей точкой отсче­
та являются они сами, поэтому они способны принимать реше­
ния самостоятельно и обладают внутренним знанием того, что они
чувствуют, ценят, хотят, в чем нуждаются и во что верят.

2. Отнесение к другим. Те, кто действует впешне/экстерналь-
но, оценивают происходящее на основании того, что думают дру-
ые. Они обращаются к другим людям за руководством, мотива­
цией и решениями. Они ощущают более сильную потребность в об­
ратной связи в отношении своих решений и результатов и могут
испытывать растерянность при отсутствии руководства и обрат­
ной связи со стороны других. Они живут «извне» и часто выбира-
Ют стиль, состоящий в «угождении людям». Некоторые чувствуют
Сеоя настолько зависимыми от других, что живут, ориентируясь
исключительно на чьи-то ценности и убеждения. У этих людей точ­
ка отсчета находится вовне, поэтому они нуждаются в обратной




128______________________________ Часть II. Метапрограмму

связи и информации от других, чтобы определиться в своих зна­ниях, представлениях, желаниях, убеждениях, чувствах и ценностях;

Язык. Один из лингвистических ключей, к которому стоит прислушаться, предполагает использование слова «вы» людьми с внешней ориентацией, когда они говорят о себе. Люди с внут­ренней ориентацией употребляют личное местоимение «я» бо­лее свободно.

Мы можем выявить данный паттерн с помощью вопроса: «Как вы определяете, что приняли верное решение, действовали пра­вильно, хорошо выполнили работу или выбрали наиболее подхо­дящий банк (автомобиль и т. д.)?», «Когда вам требуется принят! решение, как вы обычно это делаете?», «Какого рода информация вам нужна для принятия решений?» Посмотрите, скажет ли вам человек, что он принимает решение сам или что он получает ин­формацию из какого-то внешнего источника. Вот превосходнй] дополнительный вопрос: «Вы черпаете все знания изнутри или кто-то должен вам подсказать?»

Люди с внутренней ориентацией скажут: «Я просто знаю. Я чувст­вую это. Это кажется правильным». Люди с внешней ориентацй-ей ответят примерно так: «Мой шеф говорит мне. Я сверяюсь с цифрами...» Те, кто исходит из собственного внутреннего состоя­ния, будут говорить о своих ценностях, убеждениях и представде^ ниях. Они будут излагать свое мнение уверенно и прямо. Те, кто исходит из какого-то внешнего источника, будут говорить об уми­ротворении и ублажении других.

Подстройка. При подстройке и коммуникации с людьми, ори­ентирующимися на себя, подчеркните, что они обладают внутрен­ним знанием. «Решение должны принять вы — оно принадлежит вам», «А как считаете вы?» Помогите человеку внести ясность в свои мысли. В случае внешней ориентации сделайте упор на то, что думают другие. Приведите статистику, факты и свидетельства значимых людей. «Большинство людей считают это изделие (эту услугу) очень полезным».

Люди, которые ориентируются на себя, используют свою внут­реннюю систему отсчета. Чтобы решить, например, какую им ку­пить стереосистему, они идентифицируют при этом свои личные склонности. Те, кто ориентируется на других и использует вне­шнюю систему отсчета, беспокоятся о склонностях других людф и информации из других источников (СМИ, отзывы покупателей, реклама). Сложнее распознать паттерн людей, которые исполь-

4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 129

зуют внутреннюю систему с внешней проверкой или внешнюю си­стему с внутренней проверкой.

Эмоции. У тех, кто ориентируется на себя, также преобладает независимое мышление, и им не нужно мнение других людей в ка­честве подтверждения. Они доверяют собственным представле­ниям, ценностям, убеждениям, желаниям, вкусам и т. д. Соответ­ственно, у них формируются эмоции независимости, автономии, уверенности, ясности, самомотивации, проактивности. Те, кто ори­ентируется на других, чувствуют себя менее уверенно и ищут под­тверждения со стороны. Как правило, они ценят четкие указа­ния, награды, обратную связь, признание ит. д. Кроме того, они охотнее действуют в качестве командного игрока, получая удоволь­ствие от этой роли.

Статистика.Люди с внутренней ориентацией часто становят­ся предпринимателями, лидерами и первооткрывателями. Они про­кладывают новые пути. Руководство этими людьми, которым при­суще саморегулирование, предполагает прозрачную коммуника­цию в отношении целей, процедур или критериев, а затем предоставление им свободы действий. Они не любят плотной опеки В областях, где решающую роль играет внешний контроль, люди с внешней ориентацией оказываются в более благоприятных ус­ловиях ввиду их «программы» «идти вовне» для получения фак­тов и цифр. Руководить тем, кто использует внешнюю систему отсчета, намного легче. Такие люди обычно готовы и склонны по­лучать обратную связь и информацию из внешнего источника. Но они также больше нуждаются в похвале, подтверждении и одоб­рении.

Зрелость.Процесс созревания начинается с младенчества и дет­ства, когда мы используем исключительно внешнюю систему от­счета — ориентируясь на наших родителей. Подрастая, мы все боль­ше и больше развиваем внутреннюю систему отсчета, проникаясь Все большей уверенностью в своих мыслях, ценностях, убеждени­ях, навыках, вкусах и т. д. Большинство моделей личности рас­сматривают ментально и эмоционально здорового человека каквсе более склоняющегося к внутренней ориентации без потериспособности прибегать квнешней ориентации, когда этонеобхо­димо.

Первичные контексты.Моделирование и идентификация с ран­ними моделями способствует либо разрешению, либо запретам.Ровни вознаграждения одного или другого стиля — отнесения к

130 Часть II. Mentani

Система отсчета или авторитет - student2.ru себе или к другим. Культурные нормы на Западе, как правило^; побуждают и обусловливают женщин практиковать внешнюю, ориентацию, а мужчин — внутреннюю. Мак-Коннелл приводит данные исследования региональных контекстов (сравнение севе­ра США с югом), где указывается на преобладание интернализу* ющих людей над экстернализующими (McConnell, 1977, pp. 298-302).

Самоанализ

• Отнесение к другим/отнесение к себе (внешняя/внутренняя!
система отсчета)

• Сбалансированность внешней и внутренней ориентации

• Внешняя ориентация, проверяемая внутренней

• Внутренняя ориентация, проверяемая внешней

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

• В случае внешней ориентации:
ориентация на кого или на что?
Референтный человек или группа?

№ IS* Тип эмоционального состояния

Ассоциированное/диссоциированное; чувства/мышление

Концепт.Мы можем обрабатывать данные одним из двух способов — ассоциированно или диссоциированно. При диссо­циации мы осмысляем и обрабатываем данные, сохраняя неко­торую «психологическую дистанцию» от эмоционального воз­действия материала. При диссоциированной репрезентации мы скорее видим свой более молодой образ, чем смотрим на про­исходящее собственными глазами. Мы видим, слышим, обоня­ем и ощущаем репрезентации, как будто они находятся «вот там». Мы вышли из образа, чтобы можно было поразмышлять «о» про­исходящем.

4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 13_1

При ассоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, спол­на переживая их эмоциональное воздействие. Когда мы создаем ассоциированную репрезентацию, мы видим то, что увидели бы, если бы «вошли» в кинофильм. И, соответственно, мы слышим то, что услышали бы, если бы действительно были на месте собы­тий; мы обоняем, ощущаем на вкус и осязаем объекты как непос­редственно присутствующие. «Входя» в картину, мы начинаем мыслить «в» происходящем.

Извлечение. «Вспомните какую-нибудь рабочую ситуацию, ко­торая некогда причинила вам беспокойство...*, «На ваш взгляд, какое переживание, связанное с работой, доставило вам наиболь­шее удовольствие или радость...?», «Когда вы принимаете реше­ние, то опираетесь скорее на рассудок и логику, личные ценности или на что-то иное?»

Идентификация и проявление эмоций. Наблюдая ключи глаз­ного доступа, обратите внимание, осуществляет ли человек кинесте­тическую обработку (см. Приложение III). Если он получил до­ступ к кинестетической модальности и остается в ней, вы можете предположить, что он находится в ассоциированном состоянии. Если он получил доступ к кинестетическому осознанию, но не остается в нем, предположите диссоциацию.

1. Диссоциация. Чтобы идентифицировать диссоциацию, обра­
тите внимание на эмоциональный аффект человека — он будет
слабым, притуплённым или мягким. Человек использует комму­
никативную категорию Сатир «расчетливый» (№ 31). Он будет
говорить о переживании, а не из него. Человек будет действовать
исходя скорее из рассудка и логики, чем из эмоций. Это соответ­
ствует описанной Уильямом Джемсом категории «практического
ума» (James, 1890), тогда как ассоциированное состояние соответ­
ствует его категории «чувствительного ума».

2.Ассоциация. При ассоциированных репрезентациях мы бу­
дем испытывать (или воспроизводить чувства) из полновесного
телесного состояния, как бы снова переживая образы, звуки и
ощущения. Данное состояние может варьироваться от очень лег­
кого и слабого до крайнего и избыточного. Чем интенсивнее эмо­
циональная ассоциация, тем больше изменений произойдет с цветом
кожи, дыханием, мышечным напряжением и всеми остальными
физиологическими признаками.

3. Выбранный баланс. Хотя всем нам присущи излюбленные
способы восприятия данных (ассоциированно или диссоциирован-
Но), человек может замкнуться либо в одном, либо в другом со-

132______ Часть II. Метапрограмму

стоянии, утратив ту гибкость сознания, которая позволяет ассо­циироваться или не ассоциироваться по своему выбору.

Подстройка и язык. Используйте язык ассоциации, если вы хотите подстроиться под кого-то, уже находящегося «там», и язык диссоциации в случае человека, психологически не проникшего^ ся переживанием.

Примерно 50% населения США составляют люди, которые ори­ентируют себя преимущественно в одном состоянии: ассоциативной! и диссоциативном. Что касается тендерных данных, то среди жен­щин мышление или диссоциацию используют 45% в сравнении с 50% среди мужчин. Уровень объективности обусловлен исполь­зованием данного стиля, а зачастую и принятием третьей перцеп­тивной позиции, или метапозиции.

Мыслительный стиль диссоциации обусловливает теоретиче­скую ориентацию, скептицизм, эмпиризм, привычку тестировать реальность, экспериментальный подход, развитие навыков в интел­лектуальных сферах (лекции, исследования, наука, технология); че­ловек ценит порядок, достижения, доминирование и надежность^ Эмоциональный стиль ассоциации обусловливает ориентацию на социальные отношения, духовность, заботу, присоединение и вос­приимчивость, когда ценностями являются внимание, эмпатия, по­нимание и поддержка.

Когнитивное искажение в РЭТ. Когда мы переживаем силь­ный дистресс, боль, травму и расстройство и остаемся в этом со­стоянии, воспринимая его как хроническое, мы почти неизбежщ демонстрируем когнитивное искажение, которое Эллис (Ellis, 1976) обозначил ставшими популярными терминами когимаризация (awfulizing) и катастрофизация (catastrophizing). Мы использу­ем эти не имеющие референтов слова (они не относятся ни к чему реальному или фактическому!) и тем самым усиливаем свою эмо­циональную боль. При кошмаризации мы преувеличиваем нега­тивный, нежелательный опыт. Мы можем также поддаваться ис­кажению, называемому эмоционализацией. Эллис описывает его как переоценку значимости эмоций и настроения, когда предпо­лагается, что, если мы чувствуем что-то, это должно «быть реаль­ным». «Я чувствую себя противным жалким неудачником, следо­вательно, я противный жалкий неудачник». Эмоционализация при­водит к виктимному образу мыслей и чувств (то есть мы начинаем мыслить и чувствовать, как жертва), к бессилию, импульсивно­сти и реактивности, нетерпеливости.

Глава.

4. «Эмоциональные* метапрограммы_________________ 133

Первичные контексты. Обусловлены главным образом моде­лированием, идентификацией, отрицанием моделей, количеством и уровнями травматических переживаний, навыками преодоления трудностей или отсутствием этих навыков, культурными норма­ми, разрешением или запретом одного из паттернов. На Западе женщинам намного чаще дают разрешение на проявление чувств и ассоциированную обработку информации, а мужчин чаще при­зывают к мышлению и диссоциированной сортировке.

Самоанализ

• Ассоциированный/диссоциированный (чувства/мышле­
ние)

Контексты

• Негативные эмоции • Позитивные эмоции

• Настоящее • Прошлое_Будущее

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:______

• Высокий/средний/ низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

№ 16. Тип соматической реакции

Инертная/рефлексивная/активная (активность от низкой до высокой)

Концепт. Некоторые люди обрабатывают информацию очень энергично, быстро и импульсивно — в активном стиле. Другие обращаются с информацией намного более тщательно, вдумчиво, медленно и т. д. — в рефлексивном стиле. Третьи, по-видимому, занимаются обработкой информации очень мало, или, по край­ней мере, с большой неохотой — инертный стиль.

Извлечение. «Когда вы попадаете в новую ситуацию, то, оце­нив ее, обычно действуете быстро или осуществляете детальный анализ всех последствий, прежде чем действовать?»

Идентификация

1. Активные люди ориентируют себя как деятели. Они явля­йся инициаторами событий. Зачастую они сначала действуют, а

134_______________________________ ' Часть II. Метапрограмм

затем думают! Будучи предпринимателями и деловыми людьми,
именно они формируют облик мира. И хотя они, как правило, до­
пускают многочисленные ошибки, они также завершают намечен*
ное и намного чаще добиваются успеха. г

2. Рефлексивные люди предпочитают исследование и обдумЙ^
вание действиям. Это делает их более пассивными, поскольку
прежде чем действовать, им нужно все спокойно взвесить. Они
придерживаются убеждения: «Ничего не делайте второпях!» Те,
у кого оба этих стиля смешаны, исповедуют более сбалансирован­
ный и здоровый подход. Обратите внимание на то, что они дейст|
вуют преимущественно в аудиально-дигитальном (№ 3) и расчет»
ливом (№ 31) модусах.

3. Те, кто реагирует инертно, ни исследуют, ни действуют; они
предпочитают игнорировать и избегать.

Подстройка и язык. Подстраивайтесь в своей коммуникаций под каждый стиль, апеллируя к ценностям того или иного чело* века.

Первичные контексты. Включают в себя физиологические схемы и предрасположенность. Определенные психоактивные средства увеличивают обусловленность моторной коры к действию. Также влияют моделирование, идентификация и отрицание мо­делей. Дети, у которых схемы в целом настроены на ускоренное «проигрывание» когнитивного осознания, должны научиться за­медлять этот процесс, «думать» и т. д. Травматический опыт, ин­дуцирующий реакцию нападения/бегства (№ 13), может привод дить к реактивному стилю.

Самоанализ

• Активный/рефлексивный/инертный

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

*• nOn Л «Эмоциональные» метапрограммы 135

/ЯДОМ______________ ■—' * '

№ 17. Убедительность или правдоподобие

репрезентация принятияубеждения: убедительные образы, звуки, ощущения и/или наличие смысла

Концепт. Обрабатывая информацию, мы учимся ценить раз­личные качества и переживания. Это побуждает нас использовать различные стратегии убежденности в ценности, важности или зна­чимости чего-то. Что конкретно побуждает нас признать собы­тие правдоподобным? Некоторые люди поверят в какое-то явле­ние и, следовательно, решат предпринять в отношении него ка­кие-то действия, поскольку оно выглядит правильным ( V*), другим необходимо, чтобы оно звучало правильно (А1), третьи поверят, когда оно дает смысл (Ad), а еще кто-то — когда оно ощущается правильным (К+). Что заставляет вас поверить во что-то? Что вас убеждает?

Извлечение. Задайте вопросы, которые предполагают приня­тие решения: «Почему вы выбрали тот автомобиль, который у вас сейчас?», «Что помогает вам определить, где вы будете отдыхать?», «Когда вы принимаете решение, где вам отдыхать, как вы мыс­ленно приходите к нему?», «Вы видите, слышите его или у вас возникают чувства относительно него?», «Что дает вам знать, что вы правильно выбрали товар?»

Идентификация. Рассмотрите все различные аспекты, кото­рые составляют структуру убежденности в отношении важной покупки, например нового автомобиля. Как вы подходите к сбору информации вначале, чтобы принять решение? Какая информа­ция вам необходима? Какие сенсорные системы вы используете, осмысляя ее? Сколько раз вам нужно обдумать информацию, преж­де чем она покажется «правильной»? Здесь мы разграничиваем две подкатегории: убе^пелънаярепрезентация и убедительная Эе-■мопстрация. В данной метапрограмме важнейшую роль играют Два фактора: 1) какой модус осознания вы (или другой человек) используете (VAK или Ad) и 2) процесс перехода от мышления к чувству уверенности и убежденности. Сколько раз вам необходи­мо сделать этот переход, чтобы поверить во что-то?

Язык. Обратите внимание на используемые сенсорные преди­каты и параметры процесса — время, качество и повторение, о ко-торых упоминает человек.

Люди, которые используют визуальные убеждающие факто-Ры, совершают действия потому, что их репрезентации выглядят правильными. Если визуальные качества кажутся убедительны-

136______________________________ Часть II. Метапрограмму

ми, тогда они действуют. Соответственно, процессу их убеждения помогают визуальные пособия, диаграммы, иллюстрации и т. д. (Согласно оценкам, это от 50 до 75% населения США.)

У людей, которые используют аудиальные убеждающие фак­
торы, имеется репрезентация, которая звучит правильно. Они
слышат ее весьма отчетливо. Какую громкость, высоту, интона­
цию голоса, темп речи, стиль и т. д. человек находит наиболее убе­
дительными? В этом случае хорошо помогает моделирование ин­
тонации человека, которого эти люди находят наиболее убедитель^'
ным. (Согласно оценкам, 15-35%.) .;

Людям, использующим аудиалъно-дигиталъный убеждающий* фактор, присуща яркая языковая репрезентация (или внутрен­няя речь), которая вызывает у них чувство, что тот или иной вы­бор является логическим, разумным и оправданным. Они любят данные, факты и доводы. Какие конкретные идеи, слова, ценности^ выражения и т. д. более всего способствуют их убеждению? В дан­ном случае значимую роль играют книги, отчеты, памфлеты, ре­комендательные письма и т. д. (По оценкам, 12-15%.)

У людей, которые используют кинестетический убеждающий* фактор, имеется висцеральная репрезентация их выбора, и она вызывает тактильные или внутренние ощущения, воспринимаю*** щиеся как правильные. Здесь значимое влияние оказывает прак­тический опыт. (По оценкам, 12-15%.)

При коммуникации предъявляйте свою информацию в соот­ветствующем сенсорном канале, используйте адекватные преди­каты, чтобы «оживить» свои описания и присоединиться к убеж*? дающей стратегии человека.

Процессуальный фактор. Затем идентифицируйте те факто-1 ры процесса, которые обеспечивают человеку качество правдопо-* добия. Спросите: «Часто ли человек должен демонстрировать вам компетентность, прежде чем вы будете убеждены?», «Сколько раз вам обычно необходимо посмотреть, послушать, прочитать или сделать что-то, прежде чем вы почувствуете себя убежденным в собственной компетентности в этом вопросе?» Возникает ли убеж­дающий фактор (или правдоподобие): 1) автоматически; 2) че­рез некоторое количество раз (за сколько раз?); 3) за определен­ный период времени (сколько длится каждый период?); 4) непре­рывно?

1. Автоматически. Люди с автоматическим убеждением отли­чаются доверчивостью; их не требуется долго убеждать, посколь­ку они исходят из правдоподобия, если не доказано иное. Так как

4. «Эмоциональные* метапрограммы__________________ 137

их «программа» такова, что они уже готовы поверить, они соби­рают некоторую информацию и мысленно дорисовывают осталь­ное (!)• В данном случае проблема состоит в том, что иногда они начинают доверять в слишком большой степени и слишком по­спешно. (По оценкам, это 8-10% населения.)

В течение многих лет я (ББ) функционировал в автоматиче­ском модусе. Однако в конце концов, после покупки слишком боль­шого количества товаров, которые были мне не нужны, и подпис­ки на слишком большое количество программ, я изменил свою метапрограмму на «количество раз». Опыт побуждает нас менять свои метапрограммы, не так ли?

2. Повторение. Многие люди начинают верить во что-то толь­
ко после определенного количества предъявлений информации,
ситуаций и т. д. Создается впечатление, что данное количество
неврологических «предъявлений» (внутреннего осмысления, и
чувственного восприятия информации) необходимо для того, чтобы
идея достаточно упрочилась, показавшись «реальной» и правдо­
подобной. Количество необходимых повторений для каждого та­
кого человека будет индивидуальным (3, 5,17 и т. д.), и он не бу­
дет убежден, пока все эти повторы не произойдут. Соответствен­
но, возникает вопрос: «Сколько раз?» Подстраивайтесь, используя
повторение. Поговорите с этим человеком столько раз, сколько
требуется.

Вдумайтесь в пугающую мысль: значительное число людей мо­гут поверить почти в любое сообщение, если оно повторено доста­точное количество раз в убедительных репрезентациях! (По оцен­кам, около 50%.)

3. Период времени. Некоторым людям для убеждения требует­
ся не определенное количество воздействий идеи (как при повто­
рении), им необходимо, чтобы воздействие продолжалось в тече­
ние определенного периода времени. Данное качество «долговре-
менности» и является тем фактором, который позволяет идее
упрочиться в их сознании. Поэтому вы обнаружите, что решаю­
щим элементом при убеждении подобных людей является их ощу­
щение «времени»: они поверят, если воздействие сохраняется во
времени и/или если проходит определенное количество времени.
Тэд Джеймс Oames» 1988) предлагает, чтобы мы подождали 10%
их «времени» (шесть дней, если их период равен 60 дням), а затем
сказали: «Я был так занят после нашего последнего разговора,
кажется, что прошло два месяца, вы понимаете, что я имею в виду?»
(По оценкам, около 25%.)

138_ Часть II. Метапрограммы

А. Никогда (или почти никогда, последовательно никогда!}. Не­которые люди почти никогда не принимают что бы то ни было как правдоподобное. Будучи полной противоположностью тем, кто доверяет автоматически, такой человек почти всегда автоматически не верит. Он почти никогда никому не доверяет. Люди, относя-: щиеся к данной группе, практически никогда не чувствуют себя убежденными. Вам приходится доказывать им что-то каждый раз заново! Упоминание о прошлом случае не срабатывает в следую?» щий раз.

Что за истории я (ББ) мог бы рассказать на эту тему ! Я же­
нился на даме с такой метапрограммой. Линда может заставить
попотеть любого продавца, прежде чем купит что-нибудь!
: (Дайте такому человеку задание, состоящее в том, чтобы про­
вести контроль качества объектов, которые необходимо проверять
заново каждый раз, — как при техническом обслуживании само­
лета!) Подстройте под него свою речь соответствующим образом:
«Я знаю, вас ни за что не убедить, что сейчас вам самое время сде­
лать это; единственный способ проверить: начать и выяснить!» (По
оценкам, около 15%.) '

Первичные контексты. Те же, что и для № 3. Значительное влияние случаев доверия в детстве, а также случаев веры в эмо­ционально значимых людей. Этот процесс может быть подорван травматическим опытом, в результате чего человек выстроит сие» тему убеждений, состоящую в категорическом недоверии кому-либо.

Самоанализ

• Выглядит правильно/звучит правильно/ощущается правиль­
ным/дает смысл

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Процесс

• Автоматический • Повторение

• Период времени • Никогда (почти никогда)

4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 139

Наши рекомендации