Развитие внимания детей младшего школьного возраста

Билет №8

Внимательность способствует полноценному восприятию материала, позволяет отмечать главное и отбрасывать второстепенное. А также она позволяет избежать многих неприятных ситуаций на протяжении всей жизни.

Внимание – это психический процесс, который позволяет человеку выборочным путем фиксировать в своей памяти только важную информацию, отбрасывая все второстепенное. Говоря об особенностях внимании ребенка, можно отметить, что в поле его зрения главным образом попадают интересные и яркие предметы. Он прекрасно реагирует на неожиданность и смену обстановки.

Психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное (реакция на внешний раздражитель, которая происходит мимо воли ребенка) ; произвольное (волевое сосредоточение на определенном объекте, информации и т. д. ) ; постпроизвольное (основанное на интересе, а не на усилиях воли).

Если непроизвольное внимание дано каждому с рождения, то над развитием произвольного нужно работать на протяжении всей жизни. У младших школьников процесс произвольного внимания развит слабо, поэтому они зачастую бывают рассеяны и отвлекаются на второстепенные предметы. Задание школы и родителей – развивать и тренировать внимание детей, ведь от этого в большой мере зависит успешность школьников. Постпроизвольное внимание не требует усилий воли, поэтому развито у младших школьников весьма хорошо. Разумные родители и педагоги благополучно пользуются данной предрасположенностью и предлагают малышам материал в интересной форме. Такая практика имеет свои многочисленные позитивные результаты.
Кроме распределения по видам, внимание классифицируют еще и по качеству. Существует 6 главных качеств внимания.

- Объем — количество объектов, которые человек способен охватить одновременно
-Устойчивость – умение продолжительное время концентрировать внимание на определенном предмете
- Скорость переключения – количество времени, которое необходимо человеку для полноценного переключения внимания с одного объекта на другой.

-Распределение – умение одновременно концентрироваться на нескольких видах деятельности.

- Избирательность – способность оставлять во внимании только необходимое, отсевая все лишнее.

- Произвольность – умение прикладывать волевые усилия для того чтобы сосредоточиться на необходимом объекте (информации).

Непроизвольное внимание, которое проявляется уже в младенческом возрасте, со временем развивается еще более. Этому процессу способствуют новые объекты, которые каждый день окружают ребенка, новая информация, впечатления. В дальнейшем непроизвольное внимание становится более устойчивым, сильным, а затем оно становится основой для развития произвольного внимания. На ранних этапах (в дошкольном и раннем школьном возрасте) ребенок может еще не в полной мере владеть своим вниманием. Этот процесс постепенно совершенствуется в высших корковых центрах мозга. В возрасте 6-7 лет происходит интенсивное развитие свойств внимания: вдвое увеличивается его объем, совершенствуются способности переключения и распределения, повышается уровень устойчивости. Уже в 9-10 лет дети способны полноценно управлять вниманием, концентрировать его и выполнять заданную программу действий необходимое время

Внимание младших школьников характеризуется небольшой устойчивостью и сравнительной слабостью произвольного восприятия. Ученики 1 класса в силу своего возраста еще не могут долго заниматься однообразной работой, особенно, если она им не по душе. Они легко отвлекаются и не имеют достаточного волевого опыта, чтобы регулировать свое внимание. В тоже время непроизвольное внимание у детей младшего звена развито практически совершенно. Они быстро реагируют на все яркое, неожиданное, сразу замечают интересные объекты, не прикладывая для этого никаких усилий. Иногда малыши упускают важные моменты учебного материала и концентрируют внимание на несущественных в данное время деталях, которые просто привлекают их внимание. Очень важно чтобы учитель начальной школы сумел правильно провести работу по организации внимания. В противном случае процесс совершенствования произвольности внимания затянется на долгое время и станет препятствием к своевременному полноценному усвоению знаний. Нельзя отрицать важнейшего фактора для развития внимания – взросления. Вместе с тем, как расширяется кругозор ребенка, появляются новые интересы и ответственность, происходит постепенное развитие и совершенствование всех психический процессов. Кроме того, внимание развивается во время самого процесса учения, вместе с постепенным приучением к систематическому учебному труду.

Огромное значения для развития внимания школьника имеет уровень его развития у других детей. А значит, внимание развивается и совершенствуется под воздействием обучения и воспитания малыша в школе, семье, обществе.

Как развивать внимание у школьника. В первую очередь стоит отметить, что внимание не является самостоятельным процессом, оно всегда взаимосвязано с другими психологическими процессами. Примером, памятью, мышлением, воображением и др. Поэтому, вместе с развитием внимания развиваются и сопутствующие процессы. Если организовать развитие правильно, со временем внимание преобразуется во внимательность, черту, которая просто необходима человеку в повседневной жизни. Внимательность вместе с памятью и мышлением позволяет выделять главное, анализировать и делать выводы.
Благодаря вниманию человек способен размышлять. Совокупность психических процессов является основой формирования собственного взгляда на мир, людей и виды деятельности. Внимательный человек всегда все знает, имеет цель и обязательно достигает ее. В то время как не внимательного человека легко можно обмануть или сбить с толку. Все вышеперечисленные, а также другие факторы являются прямым доказательством неимоверной важности внимания для каждого школьника. Поэтому учителя и родители должны всецело объединить свои силы и всячески способствовать развитию психических процессов с самого детства.
Во время учебного процесса внимание школьника в большой мере развивается во время самих занятий. Главное правильно подобрать методы и приемы, которые в интересной форме будут способствовать развитию. Также упражнения для внимательности можно проводить в промежутках между основными блоками подачи знаний или на классном часу. Непосредственно работой над развитием психических процессов у детей занимается школьный психолог
Самое первое, попросить рассказать, как пройти от дома ребенка к школе со всеми подробностями. Такое упражнение хорошо развивает не только внимание, но и память. Можно также предложить задание для всей группы детей, например, рассказать, как пройти от школы к какому-либо всем известному месту (музею, музыкальной школе и т. д. ) . Пускай кто-то начнет, другой дополнит, третий и остальные вспомнят все то, о чем забыли первые. Такое упражнение поспособствует внимательности ребят в дальнейшем, а наблюдательность заинтересует их как вид деятельности. Можно предложить детям задание обратить внимание на то, что они увидят по пути к школе в следующий день. На уроке или классном часу можно проверить, как малыши справились с заданием.

На уроке, в виде отдыха от учебной деятельности можно провести очень простую и многим известную игру, которая прекрасно развивает умение вовремя переключить внимание. Очень простое упражнение на внимание, которое прекрасно подойдет для детей 1-2 классов – это игра «Найди отличия».


Наши рекомендации