Структура и функции коммуникации
Во многих общественных, естественных и технических науках К. понимается как движение, передача информации от одной системы, субъекта, стороны другой, что отражается на нижеследующей схеме:
Рис. 1.Элементарная схема (модель) коммуникации.
Здесь коммуникация содержит три элемента:
1) коммуникант (отправитель, передатчик)[1]
2) сообщение (передаваемый объект)
3) реципиент (адресат, приемник).
· Первым, кто, по сути (хотя и не в таких терминах как это представлено на рис. 2), предложил структурную модель коммуникации был древнегреческий философ Аристотель. В своей «Риторике» он указал,
что любое общение предполагает по крайней мере три элемента: говорящего, производимое им сообщение и того, кому это сообщение предназначено.
Рис. 3. Аристотелевская модель коммуникации.
В теории К. существуют и др. структурные модели К., которые различаются а) количеством стадий и элементов коммуникативного процесса, б) характером связи между ними и в) др. типологическими особенностями. Наибольшую известность и влияние долгое время имела модель К., разработанная американ. социологом Гарольдом Лассуэллом (англ. Harold Dwight Lasswell, 1902—1978) в виде следующих пяти вопросов:
Рис. 4. Модель коммуникации Г. Лассуэлла
Иначе говоря:
1. Who says? кто (говорит, информирует)
2. what to?что (говорит)
3. whom in? кому (говорит)
4. which channel? как (говорит)
5. with what effect? с какимэффектом (говорит)
Разработанная в 1939-40 гг. и опубликованная в 1948 г. модель Г. Лассуэлл называется линейной, "однонаправленной", бихевиористской (коммуникация понимается как прямое воздействие на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул-реакция). Эту модель-формулу критиковали не только за "линейность", "направленность" в одну сторону, отсутствие обратной связи, но также и за отсутствие в ней такого важнейшего элемента, как цель К.
Несмотря на свои недостатки, модель Лассуэлла оказалась очень популярной и востребованной для объяснения и анализа самых различные видов и форм коммуникации. Дело в том, что она отражала важнейшие структурные элементы коммуникативного процесса и была одинаково пригодна для исследования процессов и межличностной, и массовой коммуникации, как в сфере политики, культуры, так и любых других областях общественной жизнедеятельности. В соответствии с ней можно выделить следующие параметры исследования коммуникации:
1) коммуникатор - анализ отправителя (коммуниканта, инстанции, организующей и контролирующей процесс К.);
2) сообщение - анализ содержания сообщения;
3) каналы, средства К. – анализ каналов и средств К.;
4) аудитория - анализ аудитории/получателя);
5) результаты - анализ изменений в сознании/поведении аудитории.
Следует отметить, что в 1967 г. на одной международной конференции Г. Лассуэлл дополнил эту свою знаменитую "пятивопросную" формулу-модель коммуникативного процесса такими элементами, как:
· коммуникативные намерения (цель),
· ситуация коммуникации
· используемая стратегия.
В 1949 году американские ученые Клод Шеннон и Уоррен Уивер предложили математическую модель коммуникации (рис. 5).
Рис. 5. Модель коммуникации Шеннона – Уивера.
По содержанию модель Шеннона - Уивера близка модели Г. Лассуэлла и является своего рода ее графическим аналогом. Она основана на аналогии с телефонной связью. В данной модели:
1) источник — это тот, кто делает звонок (передает сообщение);
2) передатчик — телефонный аппарат, кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы;
3) сигнал - сообщение, передаваемая информация;
4) приемник - второй телефонный аппарат, декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны;
5) получатель — человек, которому адресовано сообщение;
6) шум - любые искажения или помехи, возникающими на линии связи.
Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера, как и аналогичные ей модели, имеет и ряд ограничений и недостатков:
· она механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации;
· человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;
· она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;
· коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.
Практически тот же тип телеграфно-телефонной, или технической коммуникации представлен на рис. 6. В ней использована немного другая терминология, и она уже включает в себя девять элементов (компонентов) К.:
1) отправитель (источник) информации (сообщения),
2) процесс кодирования,
3) передатчик,
4) сообщение,
5) передающий канал,
6) приемник,
7) процесс декодирования,
8) потребитель информации,
9) шумы и помехи.
Рис. 6. Телефонно-телеграфная модель коммуникации.
Все рассмотренные ранее модели К. однотипны, несмотря на имеющиеся в них различия: они носят статичный линейный и однонаправленный характер и отражают не столько процесс К., сколько отдельный коммуникативный акт, действие.
Новый тип, или класс структурных коммуникативных моделей образуют те из них, в которых представлен такой элемент, как обратная связь. Такие модели коммуникации получили название – интерактивной (при однократной смене ролей коммуниканта на реципиента)и трансакционной (при многократной смене, напр., во время диалога). Обратная связь дает коммуникатору возможность лучше приспособить свое сообщение к коммуникационному каналу для повышения, эффективности передачи информации и увеличения вероятности, соответствия между отправленным и принятым значениями.
Рис. 7. Интерактивная модель коммуникации с обратной связью.
Примерами таких моделей К., в которых учтен основной недостаток линейных моделей — отсутствие обратной связи – являются такие, как модель французского социолога М. де Флера, циркулярная (циклическая) модель американцев У. Шрамма и Ч. Осгуда, двухканальная модель речевой коммуникации российского психолога В.П. Морозова и др.
Рис. 8 Циркулярная модель коммуникацииУ. Шрамма и Ч. Осгуда.
Циркулярная модель коммуникации, в которой отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной
связи, особенно наглядно показывает, что обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать
свои действия и цели. У. Шрамм полагал, что было бы слишком большим заблуждением рассматривать коммуникацию как линейный процесс, у которого есть начало и есть конец. В действительности это процесс бесконечный; чтобы исправить неточность линейных моделей, необходимо подчеркнуть циклический
характер коммуникации, когда ее участники (источник и получатель) периодически меняются ролями.
Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда и отправитель, и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами).
Особое внимание авторы модели обращали на проблему интерпретации сообщения. Если механистические, линейные модели (например, Шеннона—Уивера) в первую очередь были нацелены на исследование точности передаваемых сигналов, достигаемой минимизацией технических шумов в канале, то в циркулярной модели основной акцент переносится на интерпретацию сообщения. Поскольку каждый участник коммуникации подходит к расшифровке
смысла передаваемого сообщения со своими критериями, то в коммуникационном процессе возникает «семантический шум». Минимизировать его последствия и сделать коммуникацию более эффективной (результативной) можно лишь посредством механизма «обратной связи».
Говоря о К., важно иметь в виду ситуацию в условиях которой она происходит, ее мотивы и цели.
Классификация коммуникации зависит от критерия, по к-рой она производится.