Развитие процессов защиты информации в России в Екатерининские времена
Традиции Петра 1 продолжила Екатерина 2. Она уделяла большое внимание литературному творчеству. Т.о. важнейшими способами достижения внешне-политических целей являлись:
1. Предварительная психологическая обработка союзников и противников, возглавляемая Екатериной.
2. Разрушение противника изнутри, путем использования внутренних противоречий.
3. Личное участие в управлении информационным воздействием на дипломатов, авторитетных деятелей и населения других стран.
4. Использование контрразведывательных средств в пресечении антироссийской пропаганды.
5. Издание и распространение различных печатных средств.
13. вопрос
* Совершенствование государственного управления, 3 отделение С.Е.И.В.К.
* Центральные учреждения, осуществляющие функции ЗИ:
* МВД. Министерство полиции
* МИД
* Военное министерство (секретное делопроизводство в военном министерстве)
* Органы цензуры
* Правовая ЗИ
* Развитие предпринимательства
* Защита интеллектуальной собственности
8 сентября 1802 г. – издание манифеста об учреждении министерств (при Императоре Александре 1). Всего их было 8:
* Военно-сухопутных дел
* Военно-морских дел
* Иностранных дел
* Внутренних
* Коммерции
* Финансов
* Народного просвещения
* Юстиции
Манифест определял общую структуру всех министерств. Все министры составляли комитет министерств.
Структура Государственного аппарата
25 июля 1811 г. – общее учреждение министерств (Александр I). Применялся до революции октября 1917 г. Была установлена система делопроизводства как секретного, так и нет.
Структура органов ЗИ |
Внешняя разведка | Внутренняя разведка | Военная разведка |
Министерство Иностранных Дел | Особенная канцелярия | Экспедиция секретного делопроизводства военного министерства |
| Министерство Внутренних ДелОсобая канцелярия Министерства Полиции | Особенная канцелярия военного министерства |
| 3-е отделение С.Е.И.В.К. | |
С.Е.И.В.К. имела 6 отделений:
1. Личная канцелярия императора. Инспекторский департамент – контроль над чиновниками.
2. Совершенствование законодательства.
1826 г. – после ликвидации особенной канцелярии МВД. Орган государственной безопасности, главная спецслужба
3. 3-е отделение имело 5 экспедиций:
a. Особо секретная. Задача и функции:
i. Контроль над государственным аппаратом
ii. Над местной администрацией
iii. Деятельности общественных движений и деятелей
iv. Рассмотрение политических преступлений
b. Кадровая служба всего отделения. Должностные преступления. Этому отделу подчинялись государственные тюрьмы. Функции:
v. Предупреждение экономических преступлений
vi. Сбор сведений об изобретателях и открытиях
c. Контрразведка. Предупреждение шпионажа, контроль иностранных граждан.
d. Вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями
e. Орган цензуры, в котором находились два секретных архива (секретный и агентурный)
4. Благотворительные учреждения
5. Подготовка крестьянской реформы
6. Разработка реформы в Закавказье
Отраслевые центральные учреждения.
МВД.
1802 г. – МВД. Упраздняется тайная экспедиция сената, ее функции стало выполнять МВД.
1806 г. – включен почтовый департамент по защите государственной тайны в МВД. Основная функция – перлюстрация писем.
Особенная канцелярия – орган по защите МВД. Включал в себя секретную часть (орган политической полиции) и 3 стола:
* Контроль над иностранцами, предупреждение шпионажа
* Цензура
* Контроль общественных движений, религиозными сектами.
1810 г. – из МВД выделилась полиция. Особая канцелярия переименуется в министерство полиции.
1819 г. – объединяются снова, сохраняется особая канцелярия МВД.
1826 г. – функции канцелярии передаются в 3-е отделение
МИД.
1802 г. – канцелярии, отвечающие за сохранность шифров, цифирная экспедиция – ведение шифрованной переписки, криптографическая служба.
Структура МИД 1823 г.
Структура МИД 1846 г.
Цифирный комитет – научно-производственный орган при министре. Задача:
* разработка шифров
* организационно-методологическое обеспечение криптографической деятельности
* установление сроков использования шифров
* контроль над применением
* аналитическая работа
Только в МИДе была криптографическая служба (в первой половине 19в.)
Военное министерство.
1802 г. – Министерство военно-сухопутных сил
С 1808 г. – Военное министерство
1810 г. – создается центр организации военной разведки (экспедиция секретных дел при военном министерстве).
27 января 1812 г. – экспедиция переименована в особенную канцелярию при военном министерстве. Функции:
* Высший орган военной разведки
* Подготовка выходных документов разведки (отчетов)
* Составление военных планов
* Разработка секретных подготовительных мероприятий
В посольствах и миссиях России за рубежом появилась должность адъютант
1856 г. – военные агенты
1856 г. – Инструкция агентам, посылаемым за границу.
В военном министерстве был орган цензуры.
Военно-ученый комитет. В его составе была должность – главный цензор, он нес ответственность персонально.
Органы разведки и контрразведки в армии.
27 января 1812 г. – закон «Учреждения для управления большой действующей армией», включал три структуры:
* Квартмейстерская часть
* Разведка
* Контрразведка
* Ведение секретного делопроизводства
* Обеспечение безопасности армии
* Дежурство армии
* Служба охраны и обеспечения безопасности
* Ведение открытого делопроизводства
* Организация курьерской службы (секретной и явной)
* Хранение паролей
* Высшая воинская полиция
* Военная контрразведка
Деятельность регламентировалась секретными дополнениями к закону.
Воинская полиция.
Ее функции:
* Надзор за местами расположением армии, органами гражданской полиции, местной администрацией, происходящим в войсках
* Ведение списочного учета армии
* Контроль доступа на охраняемую территорию
* Сбор сведений об армии неприятеля
1815 г. - прекратила свою деятельность
Организация секретного делопроизводства в военном министерстве
27 января 1812 г. - закон "учреждения для управления большой действующей армией"
1832 г. – "Общее начертание порядка производства дел в канцелярии военного министерства и обязанности чинов оную составляющих"
1836 г. – положение "о порядке производства дел в военном министерстве"
Впервые разделяется открытое и закрытое делопроизводство. Устанавливается централизованная система секретного делопроизводства, то есть в структурных подразделениях не создаются собственные службы СДП. Централизованной службой СДП является 6 отделение канцелярии.
Вводились специальные формы учета секретных документов:
* Журнал входящих секретных бумаг
* Дата
* Номер документа
* Содержание
* Резолюция
* Когда/куда передано к исполнению
Когда исполнено:
* Журнал исходящих секретных бумаг
* Дата
* Номер
* Содержание
* Номер по входящему журналу бумаги, на которую дан ответ
* Номер ведомости об отправке
Относительно этих документов использовался гриф "секретно".
Существовало два вида бланков:
ОрганизацияСтруктурного подразделения_________Гер.№___________СЕКРЕТНО | | | СЕКРЕТНО ОрганизацияСтруктурного подразделения________________ №_________________ |
| | |
Сопроводительное письмо к документу имело ту же степень секретности, что и документ, даже если в нем не было секретных данных. Отметка о поступлении секретного документа проставлялась в верхнем углу. При наличии грифа – ниже, вместе с фамилией и должностью получившего, а также датой поступления.
При пересылке использовались следующие пометки (использовались только на пакетах):
* Литера «А» - то есть информация, известная только императору и военному министру
* Литера «Б» - информация о вооруженных силах
Секретные пакеты учитывались в ведомости секретных бумаг (современный аналог - реестр на отправку). При доставке корреспонденции курьером - в пакет вкладывалась расписка, в которой было указано время отправление курьера, получивший письмо подписывал расписку, указывая время доставки и время обратного отправления курьера.
В военном министерстве проводилось два вида проверок наличия секретных документов:
* квартальный
* ежемесячный
Эти проверки проводил лично начальник 6 отделения канцелярии (В наше время такие проверки проводит специальная комиссия).
В военном министерстве создается новый архив секрет документов, впервые создается система выделенного хранения секретных карточек. Документы хранились в опечатываемых шкафах и сейфах, исполнители хранили документы в специальных портфелях. В архиве составлялся список лиц, которые имели доступ к секретным документам, разрешение на доступ давал руководитель архива.
Органы цензуры
Цензура как государственный институт возникает только в начале 19 веке, что связано с законом "О цензуре" и созданием специальных учреждений, осуществляющих такую цензорскую деятельность.
1804 г. – устав о цензуре, который ввел предварительную цензуру всех изданий. Она осуществлялась министерством народного просвещения
1811 г. – создается особый комитет при министерстве полиции, который осуществлял цензуру уже выпущенных изданий и надзор за цензорами
1817 г. – децентрализация цензуры (ведомственная цензура)
1826 г. – второй цензурный устав (применялся два года, вводил слишком мелочную регламентацию цензуры, сложность применения на практике).
1828 г. – третий цензурный устав, который включал закон об авторском праве
Правовая защита информации
С целью упорядочивания законодательства в России издается "полное собрание законов Российской Империи", которое включило документы, начиная с соборного уложения. Параллельно издается "Свод законов Российской Империи" в 15 томах, который включал только действующие законы, расположенные по тематическим разделам. Наиболее интересующие нас тома посвящались:
* 1 том – основные государственные законы, о высших и центральных учреждениях
* 3 том – о службе чиновников
* 4 том – цензура полиция
1838 г. – свод военных постановлений
15 августа 1845 – положение "О наказания уголовных и исправительных"
Военно-уголовное законодательство
1812 г. – полевое военное уложение для большой действующей армии, в котором упомянуты следующие преступления:
* переписка с кем-нибудь из неприятельской армии без разрешения
* разглашение тайны или пароля
* передача ложного пароля сослуживцам
* сокрытие с преступной целью сведений и известий
* шпионство
Правовая защита коммерческой тайны
Промысловая тайна включала 3 составляющие:
* тайна торговых книг
* промышленная или фабричная тайна
* деловая или коммерческая торговая
Тайна торговых книг
1800 - банковский устав впервые закрепил понятие торг книг
1832 - положение о маклерских и купеческих книгах (определял порядок управления)
Их были обязаны вести, как и соотечественники, так и зарубежные купцы, ведущие как внешнюю, так и внутреннюю торговлю
14 июня 1834 – закон "о торговых книгах", который определял:
* их как тайную информацию
* их неприкосновенность
* определял исчерпывающий перечень случаев, когда книги могли быть представлены в государственные учреждения:
* признание несостоятельности предприятия
* во время уголовного процесса, как доказательство
* во время фискальные проверки
Чиновники должны хранить профессиональную тайну
Фабричная тайна
Тайна процессов производства благ, ее разглашение влекло к заключению до 8 месяцев
Признаки фабричной тайны:
* Необходимость содержать в тайне средства изготовления
* Средство или технология должны быть вверены сотрудникам как тайна, то есть он должен быть извещен о том, что это тайна.
* Добровольность принятия и сохранения тайны
* Разглашением тайны должен быть нанесен прямой ущерб
Различие патента и фабр тайны, заключалось в том, что в первом случе существовала абсолютная новизна, а во втором – отрицательная.
Деловая тайна
Тайна распределения благ.
Любые особенности производства (место закупки, списки клиентов, величина и составные части капитала, доходы и расходы)
Ответственность устанавливалась только в случае "подрыва кредита хозяина", ответственность - от 3 до 8 месяцев, или штраф до 200 рублей, лишение права на торговлю
Развитие предпринимательства
1 августа 1805 - указ о введении или установлении принципа ограничения ответственности акционеров по делам компании стоимостью принадлежащих им акций
1 января 1807 - манифест о дарованных купечеству новых выгодах отличия преимуществах и новых способах к распространению торговых предприятий.
Определялись организационно правовые формы торговых компаний
1803 г. – беломорская торговая компания
1806 г. – компания одесской страховой компании
1823 г. – российская юго-западная судоходная компания
1823 г. – одесская страховая контора для застрахования судов и товаров
В начале века преобладают страховые и транспортные компании, а с 30-х акционерное предпринимательство распространяется на фабрично заводские предприятия.
Форма поддержки государством акционерных обществ
* Отдельные компании получали права на временную монопольную деятельность
* Освобождение от налоговых сборов, выделялись субсидии.
* Государство выкупало пакеты акций, которые впоследствии передавались в пользу компании
* Особая таможенная политика - низкие пошлины для ввода товаров необходимые для промышленности.
* Акции рекламного характера в печати - цель - поощрение отечественного предпринимателя (премии награды, знаки отличия)
Негативные явления – в 30-е годы появилась спекулятивная перепродажа акций
6 декабря 1836 – Император Николай 1 издал положение "о компаниях на акциях" (единственный закон в своем роде) (прим. такой же закон в Англии - 44, Франции - 56)
Цель издания закона:
* развитие при помощи акционерных компаний предпринимательской активности населения
* создание крупных промышленных транспортных предприятий в акционерной форме
* государственное попечительство о промышленности
* предупреждение спекулятивных сделок
* образование эффективных компаний
* сохранение за правительством эффективных средств контроля за развитием акционерного учредительства
После принятия закона правительство ограничивает акционерное учредительство, разрешая создавать только те компании, в которых правительство заинтересованно
1828 г. – при департаменте мануфактур и внутренней торговли министерства финансов создаются мануфактурные советы
1829 г. – коммерческие советы (члены крупные фабриканты, заводчики) функции - сбор сведений о честном предпринимательстве, содействие развитию, предупреждение недобросовестной конкуренции
Защита интеллектуальной собственности
22 апреля 1828 – Устав о цензуре. 1 раздел – цензура, 2 часть в сочинениях и издателях книг. Первый в истории России закон об авторском праве, включал 5 статей:
* Регистрация авторского права осуществлялась в форме разрешения цензурных органов не издание
* Несоблюдение цензурных правил вело к потере авторского права
* Сочинитель пользовался исключительными правами на свое произведение, как имущество
* Наследники также пользовались исключительными правами в течение 25 лет после смерти автора.
Дополнение: от 15 апреля 1857 г продлило срок до 50 лет
* По завершению срока, произведение становилось собственностью публики
Дополнение: от 8 января 1830 г. – Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей.
Если правопреемник переиздавал произведение за 5 лет до истечения срока действия авторского права, то этот срок продлевался еще на 10 лет.
В случаях контрафакции ущерб возмещался, конфисковались незаконно изданные произведения и передавались в пользу издателя (от денег 2/3 – автору, а оставшаяся треть шла в казну).
Патентное право
17 июня 1812 – Манифест о привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах. Первый в истории России закон о патентном праве (привилегия = патент).
Привилегия – свидетельство, удостоверяющее подлинность собственника. Выдавались на срок 3, 5, 10 лет. По явочной системе, без предварительной экспертизы заявок через МВД. В МВД этим занимался департамент торговой промышленности.
1819 г. – этот департамент переведен в министерство финансов.
Уже с 1219 года до революции только министерство финансов занималось этими вопросами
Приоритет на изобретение давался с момента выдачи привилегии. Предусматривалось право доказывать в суде факт более раннего изобретения, ровно как и выдачу привилегий тоже можно было оспаривать в суде. Пошлина взыскивалась – 300, 500, 1500 рублей. Описание составлялось в произвольной форме Вся процедура выдачи привилегии являлась формальной.
Дополнение от 19 октября 1814 года вводило систему официальных публикаций об изобретениях, т.е. отменяется процедура произвольного описания.
22 ноября 1833 г. – Положение о привилегиях (Подготовлено МВД и министерством финансов). Вводилась предварительная экспертиза заявок, возможность практического применения изобретения. Привилегии выдавались только на те сферы деятельности, в которых заинтересованно правительство.
1 января 1846 г. – Положение о собственности художественной. Авторское право распространяется на музыкальную и художественную продукцию
Организация защиты информации во второй половине 19 века.
* Реорганизация 3-ого отделения С.Е.И.В.К. и создание департамента полиции
* Совершенствование системы ЗИ в военном министерстве и МИД. Организация секретного делопроизводства
* Организация цензуры
* Развитие предпринимательства. Организационно-технические мероприятия по защите коммерческой тайны в акционерно-кредитных учреждениях.
Причины реорганизации
Подъем аппозиционных движений правительства 3-е отделение перестало справляться со своими обязанностями.
Во второй половине 19 века третья экспедиция преобразовывается в орган наблюдения за оппозиционными революционными движениями (ранее из органа наблюдения за иностранцами в России). 4 экспедиция – 1872 г. Упраздняется
1865 г. – функции 5 экспедиции (орган цензуры) передаются в министерство внутренних дел (МВД).
В 1878 году создается особое совещание для изыскания мер и лучшей охраны спокойствия и безопасности в империи в него входили 3 министра: внутренних дел, военных дел и министр юстиции. Задачи, стоявшие перед ними:
* Усиление цензуры
* Усиление органов полиции
* Совершенствование разведывательных и контрразведывательных дел
* Контроль над учебными заведениями
1880 г. – Верховная Распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия.
Главная задача: подготовка реорганизации 3-го отделения С.Е.И.В.К.
Август 1880 г.- 3-е отделение упраздняется
6 августа 1880 г. – в структуре МВД создается департамент государственной полиции
1883 г. – департамент полиции
Органы ЗИ |
Внешняя разведка | Контрразведка | Военная разведка |
МИД | 3-ье отделение С.Е.И.В.К. | Главное управление генштаба |
Военное министерство | Департамент государственной полиции | |
Департамент полиции | Департамент полиции | |
Департамент полиции
Задачи:
* предупреждение и пресечение наиболее опасных государственных преступлений (политических)
* Охрана государственной безопасности
* Предупреждение шпионажа
* Разведывательная деятельность (внешняя)
* Криптографическая деятельность
Департаменту полиции подчинялись:
* Охранные отделения
* Полицейские учреждения
* Градоначальники
* Фабричная полиция
* Органы сыска
* Адресные столы
* Пожарные отделения
1882 г. – создается штаб заграничной агентуры (в Париже)
Внутренняя структура департамента полиции
Всего 6 делопроизводств.
1. Распорядительное. Имело административно – хозяйственные функции, кадровые вопросы, общие полицейские дела.
2. Законодательное. Разработка нормативный документов (циркуляров, инструкций, положений).
3. Секретное. Это был орган контрразведки России. Его задачи – создание и управление агентурной сетью (внутренней и внешней), обеспечение безопасности императора, его семьи, высокопоставленных должностных лиц, наблюдение и пресечение оппозиционных движений, перлюстрация корреспонденции (через черные кабинеты). В 1898 году в департаменте полиции создан особый отдел. Функции 3 делопроизводства переходят в этот особый отдел. До революции он являлся главным органом контрразведки. 3 делопроизводство сохраняется, но в его ведении остаются второстепенные финансово-счетные дела. (но это уже не секретное делопроизводство).
4. Наблюдение за ходом следствия по особо опасным государственным преступлениям.
5. Осуществляло гласный и не гласный надзор.
6. Осуществляло контроль за изготовлением, хранением и перевозкой взрывчатых веществ. Также занималось вопросами совершенствования фабрично-заводского законодательства.
При департаменте полиции было создано особе совещание. Оно занималось высылкой, ссылкой лиц, которые занимались революционным движением.
В 1898 году в Риме состоялась международная конференция спецслужб (служб безопасности). Рассматривались вопросы предупреждения международного терроризма.
Военное министерство.
1863 год – создается главное управление генерального штаба. Это специальный центральный орган управления военной разведкой (это такой же орган как особенная канцелярия при военном министре). С этого времени в России всегда существовали на постоянной основе такие органы.
В структуре ГУГШ вопросами защиты информации занималось военно-ученое отделении (или 3 отделение). Функции:
* Разведка в европейских странах
* Военная цензура, секретное делопроизводство
* Делопроизводство, связанное с деятельностью военных агентов.
2 отделение (азиатское) – это тоже орган ЗИ информации в структуре ГУГШ, но он занимал второстепенное положение.
В 1864 году военные агенты России получили официальный статус военных уполномоченных в составе дипломатического корпуса, они стали пользоваться военной дипломатической неприкосновенностью.
Эти изменения закреплены в положении о военном министерстве 1869 года. Положение установило ведущую роль военного министерства по отношению к другим военным ведомствам (например морское министерство).
Защита информации в военном министерстве и в министерстве иностранных дел. Организация секретного делопроизводства в военном министерстве.
С 1859 года в министерстве установилась децентрализованная система секретного делопроизводства. Делопроизводство осуществлялось в масштабе всего министерства 1 отделением канцелярии (секретным). Это была централизованная служба секретного делопроизводства. В каждом департаменте создается отделение секретного делопроизводства.
Технология работы с документами
Учет поступивших секретных документов разделяется на 2 этапа:
1. учет секретных пакетов
2. учет секретных документов.
Пакеты учитывались в книге учета пакетов. Она имела следующие графы: № пакета и гриф секретности; время поступления; фамилия курьера; автор документа.
Вводится предварительное рассмотрение секретных документов. Секретные пакеты передавались непосредственно министру. После документы возвращались в 1 отделение для регистрации. Все эти действия осуществлялись в присутствии начальника канцелярии. И затем при регистрации секретных документов присутствовали 2 сотрудника (т.е. осуществлялся взаимоконтроль). Недостаток – предварительное рассмотрение документов должно осуществляться только после их регистрации.
Определялся порядок оформления книг (журналов) учета секретных документов. В таких книгах листы нумеровались, книги прошивались и опечатывались на обороте последнего листа книги (журнала) с составлением заверительной надписи о количестве листов в журнале. Завершался такой лист подписью лица, который составил эту надпись. Такие книги получили особое название – шнуровые книги. Ежемесячно проверялась правильность ведения таких журналов. После проведения проверки в книге делалась запись о проведении проверки с подписями лиц, участвующими в ней (не менее 2 лиц). Каждый год книги или журналы закрывались после годовой проверки наличия документа с составлением также заверительной надписи о проведении годовой проверки. Неисполненные документы за прошедший год после закрытия книги перерегистрировались в новых журналах (шнуровых книгах).
Проверки наличия
Существовало три вида проверок:
* Ежемесячные
* Квартальные
* Годовые (новый вид)
Комиссия проводила годовые проверки, которые возглавлял начальник первого отделения канцелярии. Общая проверка делопроизводств и архива.
Порядок отправления документов во внешние организации. (источник – Правила отправления дел по департаментам военного министерства – 1859 г.)
Оформление секретного пакета:
* Гриф секретности
* Адресат с указанием Ф.И.О и должности получателя и автора.
Особенности делопроизводства в МИДе.
1863 г. – учреждение министерства иностранных дел (1868 г. – выход следующей редакции учреждения), до октябрьской революции больше не было изменений. Учреждение устанавливало децентрализованную систему СДП. Содержательные отличия:
* Поступившие документы регистрировались в канцелярии и департаментах.
* Исходящие документы регистрировались в едином журнале входящих бумаг.
Журнал включал в себя 3 раздела:
* Высочайшие указы
* Другие документы
* Секретные дела
Недостаток заключался в формальности всех изменений.
В каждом департаменте для регистрации исходных документов велось три журнала:
* В адрес высших членов
* Переписка с другими учреждениями
* Секретные документы
Организация работы с шифрованной перепиской.
Шифры составлялись криптографами. Затем от руки переписывались секретарем. Каждому шифру составлялась докладная записка (содержание шифра и смета расходов на его составление). В канцелярии МИДа составлялась опись цифирей с указанием номера, языка, назначения. Цифирный комитет определил срок использования шифра, но не более трех лет.
Криптографические службы создаются в военном министерстве и МВД(полиция и жандармерия), до 1917 МИД лидировал в деле шифрования.
Шифры классифицируются:
* по языковому принципу шифрованного сообщения
* по отраслевому назначению
* военного министерства (включая императорские)
* жандармерии и департамента полиции
* МИД
* гражданских министерств
* агентурные шифры
* по степени секретности
* секретные
* не секретные (применялись для не секретных док в целях предупреждения их преждевременной огласки) хранение и обращение как с секретными
* специального назначения (секретные и не секретные), которые использовались для переписки с конкретными учреждениями и физическими лицами
Недостатки
* нарушение сроков использования
* раскрытые шифры применялись в других регионах
* выведенные из употребления шифры вводились позже без изменений
организационный недостаток – нарушения хранения
Организация цензуры
1865 - временные правила о печати. Расширялись права цензурных комитетов:
* выносить предупреждениям издательствам и редакторам
* после двух предупреждений можно было остановить издательство
* конфискация номеров, штрафы и судебные преследования
1865 - главное управление по делам печати в структуре МВД в целях надзора за издателями, редакторами и книжной торговлей
1873 - дополнения к временным правилам о печати, в котором министр МВД получал исключительные права приостановить любое издание, если это связано с обеспечением государственной безопасности
Развитие акционерного предпринимательства
После отмены крепостного права, активизируется предпринимательство, но первые 10 лет после реформы виден спад акционерного учредительства (существовала особая политика, направленная на укрепление действующих компаний)
Министерство финансов усиливает свой контроль, впервые создаются акционерно коммерческие банки.
1864 - петербургский частный коммерческий банк
В отличие от акционерных компаний, уставы обязательно утверждаются государственным советом, так как акционерным законом не были предусмотрены кредитные операции.
1883 - проект нового акционерного закона "Положение об акционерных обществах" (не был принят). Цель - переход от разрешительной системы акционерного учредительства к явочной (регистрационной) системе.
По проекту для создания акционерных компании не требовалось специального разрешения в высших органах власти, а требовалась формальная регистрация устава в местных, админ или судеб органах.
Страны западной Европы перешли к явочной системе в следующее время: 1862 – Англия, 1867 – Франция, 1870 – Германия
Особенности защиты коммерческой тайны в акционерно-кредитных компаниях
Органы управления акционерных компаний - общее собрание акционеров, правление, избираемое общим собранием, совет директоров, ревизионный комитет для контроля выборных органов
В отдельных компаниях создаются особые комитеты для решения секретных дел (имели права правления)
Функции по обработке дел осуществлялись экспедицией, канцелярией архив
Охрану осуществляли службы безопасности (собственные, частные, органы полиции)
Допуск персонала к тайне осуществлялся на основе приказа руководителя компании о назначении на должность
Доступ регулировался должностными инструкциями сотрудников и резолюциями на документе.
Требования о ЗИ ком тайны включались в устав.
Назначались ответственные лица, отвечающие за безопасность хранилищ и помещений.
Секретные документы хранились в сейфах и шкафах, которые опечатывались, и помещения тоже опечатывались.
В конце дня в специальном пенале ключи опечатывались и сдавались в службу безопасности, вскрыть могли только ответственные правители или управляющие
Угрозы: французская революция (главная идея – расширение пространства и господства; столкновение религиозное они хотели построить конституционную монархию, лозунг свобода, равенство, братство, крепостное право у нас еще было; самодержавие боролось против дворянства, а у Наполеона этот слой был властным), усиление Наполеона, Англия, Турция.
Франция: угроза влияния революции на сознание населения. Французская революция показала возможность населения свергнуть власть.
Французы стремились взять под контроль всю Европу. У Англии также была задача выбить Россию из первенства и превратить ее в источник ресурсов.
Опасность заговора (английское вмешательство – заговор против Павла I).
Наши знали о переговорах Наполеона (любовница-агент, агент - наш министр иностранных дел). Донесения разведки не всегда оценивались адекватно. Диверсионный отряд Дениса Давыдова – этого французы не ожидали.
Наполеон не просчитал мобилизационные возможности России (но они были слабые).
Наполеон предложил Александру Первому заключить мир: «на переговоры пойду тогда, когда он вернется за пределы России».
Численное превосходство русской армии было минимальным. То, что французы шли по разграбленной дороге сыграло свою роль (стратегия Кутузова впустить французов в Москву, диверсионные отряды – французы переходили на самоснабжение – это настраивало русский народ против французов)
Александр I - либерал: отменен запрет на выезд за границу, цензура сведена до минимума.
Идут послабления - на время прекращаются пытки.
Он знал французские идеи (воспитывал его республиканец)
19 век – важно, чтобы не повторился пугачевский бунт. Николай 1 считал необходимостью не повторения декабристов, отсюда его политика либерализации. Но тайные общества возникают и там.
60-е годы Александр 2, тайные общества (народнические и ненароднические), МИД – изменение, МВД, военное министерство.
Лекции Чувака
Особенности информационного противоборства в России 18-19 вв.
Бумажный этап информационного противоборства открыл широкие возможности для осуществления тайных информационных операций на международной арене, осуществляемых как правило под руководством первых государственных лиц силами разведывательных структур, это обусловило выделение борьбы с тайной пропагандистской и дезинформационной деятельностью в отдельную функцию контрразведки подразделений.
Постепенно пресса стала не только объектом но и субъектом контрразведывательной деятельности, оказывающая содействие государственным органам в информационном противоборстве с противником.
Сильные международные позиции российского государства в XVIII – начале XIX века во многом были обусловлены значительным влиянием его первых лиц и военоначальников к ведению открытого и тайного информационного противоборства с иностранными государствами, активно скрытом участии в нем российских разведывательных и контрразведывательных служб.
Снижение внимания высшего российского руководства к вопросам межгосударственного информационного противоборства в середине – конце XIX века, преимущественным направлением российских спецслужб на борьбу с пропагандистской деятельностью внутренних политических сил негативно сказалось на международном престиже России, а также были созданы будущим военным противником России благоприятные условия для оказания успешного информационного воздействия на российское население и армию.
В конце XIX в Россия проявила себя как наиболее нравственное государство, призвав международное сообщества к осуждению применения дезинформации в ходе международных военных действий и с этого момента выступление России против использования негативных методов информационного воздействия в международном отношении стало традиционным.
14 вопрос
ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА
Первые тайные общества появились в России на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер и их участники разделяли либерально- просветительскую идеологию.
Тайное общество декабристов - Союз спасения возникло в феврале 1816 г. Инициатором создания его был 23 -летний полковник генерального штаба А.Н. Муравьев. В общество первоначально вошли молодые гвардейские офицеры: Н.М. Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Свое организационное устройство общество получило через год, когда в него вошел П.И. Пестель. В феврале 1817 г. был принят Статут (устав) общества и оно получило новое название – «Общество истинных и верных сынов отечества». На протяжении своего существования численность его членов достигла около 50 человек. Основная цель общества - введение конституции и уничтожение крепостного права.