Тактика избирательной кампании

Планирование, стратегия и тактика подготовки выборов. Основные элементы организации региональной избирательной кампании.

Разработка стратегии включает в себя:

1.Анализ обстановки, целью которого является предварительное определение адресной группы кампании и типа предстоящей кампании. Анализ обстановки очередь, включает:

- определение основных характеристик округа, включая его проблемы (проблемное поле) – то есть, на основе изучения электорального паспорта (социально-демографических, социально-экономических показателей) очерчивается круг проблем, на основе которых можно построить агитацию кандидата.

- определение электоральных предпочтений избирателей –- определение на основе информации с прошлых выборов числа активных избирателей, определение политически-ориентированных и личностно-ориентированных избирателей, а также определение подвижных (неопределившихся) избирателей;

- оценку тенденций изменения электоральных предпочтений – таких тенденций обычно две – это либо тенденция к «политизации» электората – то есть нарастание какой-либо социальной проблемы, вокруг которой начинает сосредотачиваться и политическая жизнь, либо это тенденция к «деполитизации» - когда к выборам интерес теряется, электорат размывается (то есть увеличивается количество так называемых «подвижных» избирателей).

- оценку стартовых позиций конкурентов – то есть определение размеров электората конкурентов, его рейтингов/антирейтингов, а также оценка ресурсов конкурентов

2. Выявление основных проблем предстоящей кампании. Здесь отвечают на вопросы о том, насколько велика подвижность избирателей (то есть, устоявшийся ли в своих мнениях избиратель, или он обладает повышенной подвижностью), анализ того, не является ли конкурент ярко выраженным лидером в предстоящей кампании, насколько велика возможность использования административного ресурса против кандидата и др.

Определение положительного образа кандидата, который следует предъявить избирателям.

Формирование положительного образа кандидата связано с построением имиджа кандидата. Чтобы сформировать образ, необходимо «наложить» черты кандидата на избирательные предпочтения: определить, какому из стандартных типажей в наибольшей степени соответствует его личность и биография. Определение таких, действующих, типажей в районе выборов – дело достаточно сложное и производится оно за счет анализа личностных черт и программ кандидатов, имевших успех в прошлые выборы. Такие черты (типология этих черт может быть разнообразной - разделение на сильных, умных, хозяйственников, агитаторов, пострадавших за правду и т.д.).

Расширение положительного образа и компенсация антиобраза

Расширяют образ кандидата за счет приобретения дополнительных голосов через завоевание разных групп избирателей. Существует прямое расширение (то есть дополнение существует образа положительными чертами, не вошедшими в основной набор для базового электората – важно не переборщить и не размыть образ кандидата) и расширение через положительную динамику – так происходит завоевание голосов подвижных избирателей (за счет приведения сводок о рейтингах кандидата, его освещаемыми встречами с избирателями, демонстрации его активной профессиональной деятельности, назначение на новую более перспективную должность)

Определение стратегии по отношению к конкурентам.

Действия по отношению к конкуренту реализуются как правило за счет использования двух инструментов – 1) критика, направленная на ослабление положительного образа конкурента (например, за счет демонстрации фактов несоответствия построенному образу.и 2) подчеркивание (постоянное дополнение) антиобраза конкурента.

6. Формулировка тем кампании.Темы кампании могут быть самыми разнообразными – их типология также является самой разнообразной. Главное правило при формулировании темы кампании – это то, что тема кампании должна соответствовать образу кандидата, а значит и его личностным характеристикам. Например, для сильной личности темой кампании может являться наведение порядка, борьба с преступностью, коррупцией. Для самого умного это может быть яркое, иллюстрированное изложение своей программы – не важно, что мало кто что-нибудь поймет – но на это будет интересно смотреть если кандидат будет использовать юмор – это значительно больше привлечет электорат.

Тем кампании как правило несколько, но их не должно быть много (не более 5-6) – одна тема является главной, преобладающей, на ней сфокусированы все программные заявления кандидата (4 «И» Медведева). Каждая из тем оформляется в отдельный речевой модуль, для пояснения, ответов на вопросы и т.д., также все темы объединяются в посланиях избирателям – в них отражаются все выбранные темы при преобладании главной темы.

Тактика избирательной кампании.

В ходе разработки тактики избирательной кампании устанавливается полный перечень мероприятий кампании, сроки их проведения и затраты на них – тактика избирательной кампании является детальным планом проведения различных (главным образом, рекламных) мероприятий.

Проектирование тактики сводится к последовательному решению следующих задач:

  1. Определение тактического рисунка кампании – выделяются направления кампании, ее основные мероприятия, этапы
  2. Агитационно-рекламное направление, включающее формирование имиджа кандидата, разработку фирменного стиля кандидата, подготовку агитационных материалов, подготовку прямой и косвенной рекламы в СМИ.
  3. Непосредственная работа с избирателями – сюда относится формирование команды агитаторов, сбор подписей в поддержку кандидата, программы адресной рассылки, телефонной агитации, наружная реклама, встречи с избирателями, массовые мероприятия и контроль за голосованием в день выборов.
  4. Информационно-аналитическое обеспечение – сюда относятся все методы, технологии, которые мы рассматривали в рамках соответствующей лекции
  5. Юридическое обеспечение
  6. Финансовое обеспечение
  7. Техническое обеспечение

Как правило, избирательная кампания проходит в 4 этапа:

1 этап – подготовительный. Разрабатываются стратегия и тактика кампании, фандрайзинг, разрабатывается фирменный стиль кампании, основные агитационные материалы.

2 этап – происходит сбор подписей, одновременно происходит изготовление агитационных материалов

3 этап – происходит агитационная кампания

4 этап – завершающая часть кампании (наиболее сильная реклама, массовые мероприятия)

Коваль Л.В. приводит более подробно основные элементы (или миниэтапы) организации региональной избирательной кампании (пошаговая технология) онавключает следующие условно-последовательные шаги:

1. Формирование избирательного штаба.

2. Выдвижение и регистрация кандидата или списка.

3. Диагностика избирательного округа.

4. Определение ресурсов кандидата.

5. Анализ структуры электората и определение целевых групп (сегментация электората).

6. Разработки предвыборной программы и платформы.

7. Разработка концепции (темы) избирательной кампании.

8. Формирование имиджа кандидата или объединения.

9. Разработка стратегии и тактики избирательной кампании.

10. Разработка стратегии и плана рекламной кампании.

11. Создание основной речи кандидата (включающей основные темы избирательной кампании).

12. Разработка план-графика избирательной кампании.

13. Разработка финансового плана кампании.

14. Работа в день выборов.

15. Выполнение обещаний, данных избирателям во время выборной кампании.

16. Установление отношений с общественностью.

Наши рекомендации