Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений

Контроль занимает особое место среди факторов, обеспе­чивающих выполнение принятых решений, в том числе по силе своего социально-психологического воздействия. Психологию поведения необходимо учитывать как в отношении проверяемо­го, так и исполнителя.

В ходе проведения контроля нередко об­наруживаются трудности:

- сложность добраться до истины, избежать предвзятости, субъективных толкований;

- влияние обычных человеческих «слабостей», проститель­ных в других случаях: излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь «обидеть» слишком глубоким изучением уважаемого лица, желание оправдать ожидания старшего на­чальника,

- недостаток компетентности;

- ограниченность времени для глубокого анализа;

- отсутствие гражданского мужества сказать правду.

Что дает контроль подчиненным? Он призван информиро­вать исполнителей о ходе работы, ее соответствии замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинст­ву. Признание служит дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе, тем более уважаемых людей, признанных авторитетов. Сам факт контроля (в деликатной форме) служит аргументом, повышающим престиж выполняемой исполнителем задачи, прибавляет самоуважения, уверенности в своих делах.

Соблюдение некоторых условий психологического свойства повышает эффективность контроля. А именно: когда человек работает увлеченно, самозабвенно и верно, не стоит отвлекать его, так как внутренне он примет контроль как помеху. Осущест­влять контроль следует в ситуации, когда работник испытывает сомнения, либо когда выполнен некоторый этап работы и он сам готов поделиться результатами. Вопросы, часто контролируе­мые, отражают особое значение в сознании исполнителей. То, что выпадает из внимания контролеров, уходит в тень и у испол­нителя. Поэтому проводить контроль следует системно. Все должно проверяться, хотя и не одинаково глубоко.

Рациональная организация выполнения управленческих решений и систематический контроль за соблюдением норм и условий качественного осуществления - реальная предпосылка обеспечения их эффективности.




СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи курса

2. Функции решения в методологии и организации процесса управления

2.1. Сущность управленческих решений

2.2. Иерархия функ­ций, процедур и операций под­готовки и реализации УР

3. Типология управленческих решений и требования предъявляемые к ним

Классификация управленческих решений

Типология решений

3.3. Требования к управленческим решениям

4. Условия и факторы качества управленческих решений

4.1. Организационно-психологические предпосылки качества решений

4.2. Искажение информации на предприятии и качество управленческих решений

5. Целевая ориентация управленческих решений

6.Технология подготовки и реализации управленческих решений. Анализ альтернатив действий

Анализ ситуаций, обеспечение полноты и достоверности информации

6.2. Прогнозирование состояния внешней и внутренней среды

Методы анализа ситуации

6.3.1. Анализ ситуации путем личного наблюде­ния и проведения эксперимента

Анализ ситуации на основе имеющегося опыта и аналогов

6.3.3. Использование интервью и личного опроса лиц, у кото­рых имеются конфиденциальные сведения по данному вопросу

Анализ деловой ситуации на основании информации, полученной анкетированием

6.4. Организация разработки управленческих решений

6.4.1. Методы экспертных оценок

6.4.1.1. Оценка качеств эксперта

Экспертные оценки и способы измерений

6.4.2. Методы моделирования

7. Подготовка и реализация управленческих решений в условиях неопределенности и риска

7.1. Правила принятия решений в условиях неопределенности

Правила принятия решений в условиях риска

Реализация решений

8. Психологические аспекты принятия решений

8.1. Психологические феномены процесса принятия решений

8.2. Групповое решение

8.3. Стиль руководства в процессе принятия решения.

Влияние темперамента человека на ПРУР

8.5. Влияние пола на управленческую деятельность

Особенности японской процедуры принятия решении

Значение, функции и виды контроля исполнения управленческих решений

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ “Крылья”,2000.

2. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

3.Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. - М.: Дело, 2001.

4. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. - М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез””, 1999.

7. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

8. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. - М.: Издательский дом “Дашков и Ко”, 1999.

Наши рекомендации