Специфические законы социальной организации

Каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. Организация – это сложный механизм, в котором переплетаются и уживаются интересы личности, групп, между людьми возникают разнообразные отношения, большая часть которых стандартизирована в виде инструкций, уставов, правил и норм – это так называемые формальные отношения. Однако многие нюансы взаимоотношений людей в организации не могут быть отражены в нормативных документах. В отношениях между людьми возникают различные чувства, симпатии и антипатии, общие интересы и потребности. В каждой организации существуют свои традиции – это неформальные отношения. Формализация не в состоянии полностью охватить деятельность человека в организации. Руководителей большинства организаций больше заботят формальные отношения, они создают различную нормативную документацию, полагая, что этим можно ограничить процесс управления. Однако неформальными отношениями также необходимо управлять для того, чтобы добиться гармонии отношений в организации.

Формальными отношениями может управлять каждый руководитель, руководствуясь материалами учебников и справочников, а неформальными – лишь профессиональный руководитель с большим опытом работы и хорошей управленческой подготовкой. Гармония формальных и неформальных отношений дает возможность наилучшим образом реализовать потребности и интересы людей, что очень выгодно для организации.

Для лучшего управления организацией разработан ряд принципов:

1.
принципы организации организаций


– для каждой организации существует наилучшая только ей присущая организационная структура;

– для каждой организации существует минимальный коэффициент полезного действия, при котором организация должна быть ликвидирована;

– для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника (улучшается качество продукции), так и за счет большего изобретательства (повышается производительность труда);

2.
принципы организации людей


– для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности;

– процессы восприятия и запоминания необходимо приближать к процессу мышления;

– для эффективного осмысления нового необходимо иметь больше знаний по данной тематике;

– любой человек видит в тексте или слышит в беседе ту информацию, на которую он настроился или к которой приготовился;

– первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная о том же событии;

– доходчивость сообщений будет выше при использовании нескольких форм подачи одной и той же информации;

3.
принципы приоритета


– в системе цель-задача-функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее - функция (принцип приоритета цели);

– создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей (принцип приоритета функций над структурой при создании организации);

– в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие также постепенно появляются (принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях);

– при создании организации собственник или учредители должны подбирать под себя персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации (принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения);

– руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости (принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций);

4.
принципы соответствия


– каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач (принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами);

– у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных (принцип соответствия распорядительства и подчинения);

–для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами (принцип соответствия эффективности производства и экономичности);

– очень маленькие и очень большие организации работают менее эффективно, чем их промежуточные по размеру аналоги (принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления);

– производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций (принцип прямоточности);

– производственные и информационные процессы должны идти равномерно и по заранее заданным временным интервалам (принцип ритмичности);

– производственные информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания (принцип пропорциональности);

– среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений (принцип синхронизации).

Перечисленные законы и принципы организации будут эффективно работать, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделить главный на текущий момент закон и обеспечить подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

42.Принципы статической организации

ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ - Организация в пространстве и организация во времени

Принципы приоритета

Принцип приоритета цели: в системе цель—задача—функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция (конкретная работа).

Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: для конкретного набора функций создается набор структурных единиц. Если невозможно сформировать набор структурных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются варианты по принципу приоритета цели.

Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации.

Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости.

1.2 Принципы соответствия

Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач.

Принцип соответствия распорядительности и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных.

Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления: как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эффективно, чем их промежуточные по размеру аналоги.

Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций.

Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам.

Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания.

Принцип синхронизации (системный принцип): среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.

43.Критерии рациональной структуры управления

Условия (или критерии) рациональной структуры управления таковы:

o соответствие звеньев управления его функциям;

o возможно меньшее количество ступеней (звеньев) в иерархии управления;

o сосредоточение на каждой ступени необходимых функций управления;

o концентрация функциональных звеньев в функциональных узлах (например, все экономические службы объединяются под руководством главного экономиста или финансового директора);

o четкое выделение участия каждого функционального звена в едином процессе управления, исключение дублирования функций;

o наименьшее количество источников "приема" и "выхода" команд из каждого звена управления.

44.Принципы динамической организации

Принцип приоритета персонала: в системе «персонал-структура-функции-задачи-цель» наивысший приоритет имеет персонал, затем структура, функция, задача и цели. Любая организация создается людьми и для людей. Глобальная цель: максимально удовлетворить потребности личности и общества. При функционировании организации главное внимание должно уделяться управлению персоналом, стимулированию его деятельности. Человек является основным производителем прибавочного продукта. Поэтому необходимо формировать структуру, функции, задачи и цели, приемлемые для него. В случае возникновения проблем с персоналом необходимо откорректировать цели компании, набор конкретных задач, набор функций с воз­можным изменением организационной структуры (рис. 1.)
2.1.3.Принцип приоритета структуры над функциями: наивысший приоритет имеет структура в системе «функция-структура». В действующих компаниях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Таким образом, на каждый момент времени в любой компании имеются либо ненужные, либо недостающие в какой-то мере подразделения, которые через какое-то время будут или упразднены, или созданы без столк­новений и антагонизмов. Руководитель либо создает уникальную для своей организации структуру, либо полностью копирует структуру какой-либо образцовой, на его взгляд, организации с набором уже выполняемых функций (используя метод бенч-маркинга). Практика показывает, что 60-80% руководителей предпочитают копировать. Для сохранения этого благополучия имеется очень небольшой диапазон изменения этой структуры в виде ликвидации, расширения или создания отдельных звеньев. Изменения, которые происходят в структуре, сопровождаются введением новых или сокращением старых функций производства или управления. Широкое изменение функций производства и управления многими руководителями трактуется как большая гибкость системы управления. Однако при превышении этого диапазона компания может не справиться с новыми функциями.

Принцип приоритета объекта управления над субъектом: в действующей организации при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя, т.е. он должен подбираться под конкретные действующие структурные подразделения с учетом его совместимости с коллективом подчиненных, причем руководитель не должен уменьшать потенциал коллектива или быть хуже своего предшественника.

45.Понятия "культура" и "организационная культура

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии,культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям.

Наши рекомендации