I.Психологические принципы методики обучения ИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ШКОЛЕ

ПЛАН

I.Психологические принципы методики обучения ИЯ

II .Понятие “общение”.

I.Психологические принципы методики обучения ИЯ

Принцип мотивации основан на понимании мотива как по­буждения к деятельности, связанного с удовлетворением потреб­ностей человека. Преподавателю важно знать мотивы, лежа­щие в основе деятельности учащихся, и уметь поддерживать мотивацию обучения на достаточно высоком уровне. Это дос­тигается за счет целесообразной организации занятий, в ходе которой максимально учитываются интересы учащихся, их воз­растные особенности, а также мотивы обучения (познаватель­ные, профессиональные и др.). С этой целью важно организо­вать эмоционально-положительное отношение учащихся к са­мому процессу занятий, что во многом зависит от сложившихся индивидуально-личностных представлений учащихся, от пове­дения преподавателя на уроке, от приемов обучения, которы­ми он пользуется (коллективные формы работы, ролевые игры, просмотр видеофильмов), а также от той внутренней мотива­ции, при которой деятельность учащихся направлена: а) на изу­чение содержания учебного предмета и овладение этим содер­жанием (познавательная мотивация); б) на использование языка в профессиональных целях (предметно-функциональная мо­тивация); в) на просмотр фильмов, знакомство с достоприме­чательностями (развлекательная мотивация); г) на использова­ние языка с целью повышения образованности (учебная моти­вация) и др.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Первая за­висит от окружающей среды (преподаватель, учебная группа, окружение). Вторая обусловлена значимостью информации о стране, культуре, истории страны изучаемого языка, важнос­тью языка для реализации потребностей. Преподавателю важ­но знать мотивы, которыми руководствуются учащиеся, он дол­жен стремиться поддерживать мотивацию учения на высоком уровне.

Принцип поэтапности в формировании речевых навыков и уменийопределяет динамику изменения структуры речевой де­ятельности в процессе обучения. Так как толкование принципа опирается на понятие деятельности, заимствованное методикой из психологии, то это обстоятельство позволяет рассматривать принцип в ряду психологических. Исходным моментом обуче­ния считается приобретение знаний (формирование языковой базы и языковой компетенции), а его конечным результатом -развитие на основе знаний и речевых навыков и умений комму­никативной компетенции, средством формирования которой являются учебная (в ходе ее учащиеся овладевают языком и у них формируются механизмы речи) и неучебная деятельность (когда речевая деятельность входит в другую, более широкую деятельность людей - познавательную, общественно-производ­ственную и др.). Здесь язык выступает в качестве средства об­щения для передачи разнообразной информации, выходя за рамки чисто учебной информации. Это обстоятельство послу­жило основанием для парадоксального, на первый взгляд, ут­верждения А.А. Леонтьева о том, что «...строго говоря, рече­вой деятельности как таковой не существует. Есть лишь систе­ма речевых действий, входящих в какую-либо деятельность -целиком теоретическую, интеллектуальную или частично прак­тическую» (Леонтьев, 2001).

При реализации принципа выделяют четыре этапа, состав­ляющих основу формируемой речевой деятельности: ознакомительный (сообщение знаний, введение речевого образца, грамматической модели, правила), стандартизирующий (фор­мирование речевого навыка в результате выполнения языко­вых упражнений), варьирующий (совершенствование речевого навыка и формирование речевых умений с помощью речевых упражнений в ситуациях учебного общения), творческий (раз­витие речевых умений, перенос приобретенных знаний, навы­ков, умений в различные ситуации общения не только учебно­го, но и неучебного характера).

Принцип учета индивидуально-психологических особеннос­тей личности учащихсяпредполагает необходимость учета в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в целях максимальной индивидуализации учебного процесса. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личност­ной, субъектной, индивидной.

При личностной индивидуализации в процессе занятий учитываются такие свойства личности учащегося, как его мировоззрение, сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, а также статус в коллективе. Отбор про­блем, ситуаций для обсуждения на занятиях, текстов следу­ет проводить в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Субъектная индивидуализация учитывает свойства учени­ка как субъекта деятельности. Ее цель - научить учащихся наи­более экономным и эффективным приемам работы по овладе­нию языком.

В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня памяти, мышления, восприятия учащихся, когнитивных стра­тегий, которыми они пользуются в процессе обучения.

Важным показателем индивидуально-психологических осо­бенностей учащихся является их способность к обучению, т.е. восприимчивость к усвоению новых знаний и способов их со­хранения. Основными показателями обучаемости являются темп продвижения по учебной программе, степень напряжен­ности при этом, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы. Для того чтобы получить представление об индивидуально-психологических особенностях учащихся, в методике используются специальные тесты.

Лучше учитывать особенности этого принципа обучения преподавателю позволит следование следующим правилам:

1) необходимо изучать учащихся, выявлять их индивиду­альные особенности, интересы и увлечения;

2) следует учитывать овладение учебным материалом от­дельными учащимися, оказывать индивидуальную помощь тем, кто в ней нуждается;

3) необходимо поощрять учащихся, успешно справляющих­ся с заданиями, поддерживать усилия отстающих и использо­вать преимущества обучения в сотрудничестве.

Принцип учета адаптационных процессоввпервые был пред­ложен А.И. Сурыгиным (2000). Он базируется на понимании адаптации как процесса приспособления человека к изменив­шимся условиям окружающей среды и жизнедеятельности. Можно говорить об адаптации физиологической (процесс при­способления организма человека к изменению условий жизне­деятельности), социально-психологической (процесс приспособ­ления психики человека к новым условиям жизнедеятельнос­ти), академической (процесс приспособления учащихся к условиям новой для них педагогической системы).

Результаты многочисленных исследований, проводимых в форме различных опросов и анкетирований, дают представле­ние о трудностях, с которыми сталкиваются учащиеся при пе­реходе на более высокую ступень образования (из школьной в вузовскую).

Учет принципа адаптационных процессов предполагает:

1) знание преподавателем особенностей процесса адаптации, что должно находить отражение в индивидуальном подходе к каждому учащемуся, в планировании учебного процесса. Созда­ние благоприятного психологического климата в группе, под­держание мотивации обучения на высоком уровне способству­ют возможно более быстрому преодолению трудностей, связан­ных с пребыванием учащегося в новой учебной среде;

2) использование специальных средств и методов педаго­гического воздействия с целью повышения эффективности про­цесса адаптации и сокращения его сроков;

3) организацию системы воспитательной и внеаудиторной работы, направленной на преодоление отрицательного воздействия, связанного с периодом адаптации, и стимулирующей поисковую активность учащихся в социальной сфере.

У методики существует тесная связь с психологией ( как наука , психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе. Предметом изучения психологии является изучение психики.) Объектом приложения сил М. являются учащиеся. Для М. важно знать , как происходит усвоение языка и речевого. материала, как уч-ся реагируют на те или иные приемы обучения, каковы закономерности усвоения 2-го или 3-го языка. На эти вопросы дает ответы психология и порожденная ею наука - психолингвистика

( раздел науки, изучающей процесс речи с точки зрения ее порождения и приема ) Из психологии методика обучения ИЯ черпает сведения о процессе усвоения ИЯ, о работе памяти , об особенностях формирования навыков и умений и пр. Психолингвистика позволяет лучше понять механизмы порождения и распознавания речи.

Наши рекомендации