Принципы информационного права
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Система инф. права общая и особенная части.
Общая общие нормы, система законодательства, нормы определяющие общий правовой статус, нормы, которые определяют общий правовой режим информации.
К особенной части относятся: институт по поводу использования информационных ресурсов\ нормы определяющие правоотношения по поводу различных видов информации\Институт, содержащий в себе нормы, регулирующие информатизацию и создание информационных систем\ институт – отношения по поводу телематичеких услуг(телекоммуникационные отношения), так называемые сетевые отношения.\институт – правовые нормы и законы по поводу информации ограниченного доступа.\институт, связанный с защитой интересов в информационной сфере и защитой информации.
Международное информационно е право включает нпа регулирующие межгосударственные отношения, возникающие по поводу передачи информации.
Принципы информационного права
Понятие принципов информационного права: принципы ИП это общие начала, руководящие идеи, которыми руководствуются юристы для правового регулирования и толкования общественных отношений в информационной сфере.
Идеи(правовые идеи) – идеология права. Историческое идеи возникновения права, его развития, такие как справедливость, защита слабого от сильного пришли из средневековья.
Общие начала формирования права и правовые положения – свобода информации. Когда норма права не хватает или они противоречат друг другу юрист руководствуется принципами права. Международные принципы также являются руководящими началами на территории РФ.
Идеи лежат в основе философского понимания права, то принципы имеют прямое действие. Конституционный суд часто руководствуется принципами права. Конституционный суд на основании принципов вправе давать толкование норм.
Конституционные принципы информационного права:
1. Пр-п свободы информации. Доступ к информации ограничивается только в исключительных случаях предусмотренных федеральным законом. П4ст29 Конституции. С точки зрения философии свобода должна пониматься не как всеобщая вольность, а следует понимать в пространственном и волевом измерениях. В пространственном измерении свободу следует понимать как нахождение человека в определённом пространстве. В пространстве других лиц не бывает человека абсолютно единого на всей земле. Человек должен сопоставлять себя с пространством других людей. Пространство одного человека всегда ограничено волевым измерением (действия). В волевом начале человек должен соизмерять свои действия с действиями других. ТК у «другого» тоже есть права и свобода. Выбирая модель своего поведения человек должен соизмерять эти действия с правами и свободами другого. Информационная сфера проникнута высокими технологиями. Она дает возможность человеку на большом расстоянии и с высокой скоростью получать и распространять информацию. И когда злоумышленник распространяет вредоносную информацию, он злоупотребляет своими правами. Это природа всех информационных правонарушений. Сфера и среда сегодня благоприятная для совершения правонарушения.
2. Принцип законности. Верховенство закона и территориальное измерение (единство вне зависимости от территории)
3. Принцип неприкосновенности частной жизни в информационной сфере. Частная жизнь это жизнь человека вне трудовой сферы, вне политической и вне общественной сферы. Конституция в 23,24 закрепляет запрет на нарушение частной жизни. Частная жизнь это информация по которой человек идентифицируется от других людей.
Продолжить конспект, найти НПА, где эти принципы реализуются
Отраслевые принципы
1) Принцип баланса интересов. Равновесие интересов. Существует три группы интересов: личности, общества и государства. Все эти три круга интересов должны быть уравновешены. Ст 6 фз о государственной тайне. «при отнесении сведений к составу государственной тайны законодатель должен соблюдать баланс интересов». В информационной сфере должно быть равновесие.
2) Принцип свободы доступа к информации. Доступ это возможность ознакомления с информацией. Доступ обеспечивается тремя видами мер: организационные, правовые и технологические. Организационные – на уровне административного ресурса. Правовые – установление норм права. Технологические – когда используется техника и технологии для ознакомления с информацией.
3) Достоверность информации. Соответствие сведений той жизни, в которой они отражаются. Когда мы получаем информацию через посредника, в этом случае бывает недостоверная информация. СМИ могут искажать информацию. Недостоверную информацию может также создавать реклама.
4) Технологической обусловленности. При формировании норм права очень часто и много употребляется технологических знаний. Зависимость формирования права от знаний в области математики, физики, техники итп. Сложности технологической среды информационного права находят отражения в законах. (о связи, о электронной подписи, и о ащите детей отсоциально-вредной информации)
Определяет субъектов:
Абонент\ оператор – (оператор универсального обслуживания, оператор обязательных общедоступных каналов или)\ организация связи\пользователь радиочастотного спектра.
Определяет основные объекты связи.
Устанавливает нормы направленные на защиту сетей связи и сооружений связи.
Определяет правовое положение сетей связи.
Определяет условия международного сотрудничества.
ФЗ от 22.12.2008 №262-фз «об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ»
Этот закон регулирует отношения связанные с обеспечением доступа пользователей к судебной информации. При этом закон определяет, что такое запрос, дает понятие информации о деятельности судов, дает определение пользователей информации, определение судебного акта, дает определение судов, дает определение единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Закон определяет основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов и среди этих принципов называет.
С принятием этого закона повысилось качество судебных актов.
Закон определяет информацию о деятельности судов доступ к которой ограничен, определяет способы обеспечения информации о деятельности судов, права пользователей информации, отд. глава посвящена предоставлению информации о деятельности судов, отд. глава – взаимодействие органов суд власти с редакциями СМИ.
ФЗ от 09.02.2009 № 8-фз «Об обеспечении доступа к информации о деятельности ОГВ и ОМС»
В законе закреплены нормы регулирующие общественные отношения связанные с обеспечение доступа граждан и организаций к официальной информации о деятельности ОГВ И ОМС.
В ст 1 закон дает след. Понятие: - Информации о деят. ОГВ И ОМС.
Раскрывает понятие государственных органов.
Дает понятие пользователей информации, дает понятие запроса, и дает понятие официального сайта государственного органа или ОМС.
В ст 4 раскрывает принципы обеспечения доступа к информации. Структура аналогична структуре закона об обеспечении доступа к информации о деят. Судов.
Отд. Глава посвящена ответственности за нарушения порядка доступа к информации о деят. ОГВ и ОМС.
ФЗ от 06.04.2011 № 63-фз «об электронной подписи»
Регулирует отношения в области использования электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок, оказания государственных и муниципальных услуг, исполнении гос и муниц функций, а также при совершении иных, юридически значимых действий.
В соотв с этой стратегией к 2015 в нашей стране должно сформироваться информационно общество.
Закон определяет основные понятия в области использования электронной подписи (ст 2)
Электронная подпись, сертификат ключа электронной подписи, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, ключ электронной подписи, владелец сертификата ключа проверки эл. Подписи, удостоверяющий центр, участники электронного взаимодействия.
Определяет правовой статус субъектов информационных отношений в области испольвания электронной подписи.
Определяет полномочия ФОГВ, правовой статус удостоверяющего центра, обязанности участников электронного взаимодействия, правовой статус аккредитованного удостоверяющего центра.
Закон называет следующий круг субъектов:
Участники электронного взаимодействия
ФОГВ
Удостоверяющие центры
В зависимости от характера деятельности используются след. Виды эл. Подписи: простая, усиленная, усиленная-квалифицированная электронная подпись.
Закон РФ 27,12,1991 № 2124-1 «О СМИ»
Статья 1 «свобода массовой информации» Закон о СМИ регулирует отношения связанные с поиском, получение м, производством и получением массовой информации, регламентирует организацию деятельности СМИ, устанавливает порядок распространения массовой информации.
Закон и СМИ является комплексным нормативным правовым актом.
Закон о СМИ содержит нормы преимущественно дозволительного характера. Поскольку именно эти нормы определяют климат гражданского общества. Закон содержит систему норм. Обеспечивающих юр ответственность за злоупотребление свободой информации.
Закон дает понятия:
Массовая информация, СМИ, распространение массовой информации, дает определение журналиста, редакции СМИ, Главного редактора СМИ, дает определения распространения, дает определения радио и теле-каналов, вещания, дает определения сетевого издания.
Закон определяет порядок регистрации СМИ, при этом отдельно определяется правовой статус учредителя СМИ, помимо статусу учредителя отдельно упоминается статус редакции, в ст.21 определяется статус издателя. 23 – правовой статус информационного агентства, ряд статей посвящён лицензированию деятельности СМИ. СТ 37 – определила особы статус эротических изданий. Отд глава посвящена отношениям СМИ с гражданами и организациями. Глава 5 определяет правовой статус журналистов. Глава 7 ответственность за правонарушения в обл. СМИ. Отд статья – порядок возмещения морального вреда.
Закон о государственной тайне, закон о коммерческой тайне и закон персональных данных
Названные законы устанавливают режим информации ограниченного доступа.
Закон РФ от 21, 07, 1991 «О Государственной тайне»
Дает понятия государственной тайны закон определяет носителей сведений сост. Гос. тайну. Дает понятия системы защиты гос. тайны. Дает два определения допуск и доступ к гос. тайне. Содержит определения графа секретности, определений защиты информации, определяет что такое перечень сведений составляющий государственную тайну.
Определяет полномочия ОГВ и их должностных лиц в области отнесения сведений к гос. тайн и их защите, отд. глава посвящена отнесению сведений к гос. тайне и их засекречиванию. Определяет принципы отнесения сведений к гос. тайне. В отд. главе порядок засекречивания сведений и их носителей. Отд. глава посвящена распоряжению сведений сост. Гос. тайну. Глава 5 защита гос. тайны- содержит нормы определяющие порядок допуска к гос. тайне. Определяет ограничения прав лиц, допущенных к гос. тайне.
Определяет порядок лицензирования, и контроля всех соотв. правоотношений.
ФЗ от 29,07, 2004 №98-фз « О коммерческой тайне»
Закон определяет понятии коммерческой тайны, дает определения информации сост. Коммерческую тайну, говорит – кто такой обладатель коммерческой инф., определяет, что такое допуск к инф. сост. коммерческую, тайну, определяет, что такое предоставлений информации сост. Коммерческую тайну, дает понятие разглашения информации сост. коммерческою тайну. Дает определение контр агента.
Закон регулирует: права на отнесение информации к инф. сост. Комм. Тайну., какая инф. не может сост. комм. Тайну.
Ст. 6 регулирует порядок предоставления коммерческой тайны.
Отд. Ст. посвящены порядку установления режима коммерческой тайны.
Устанавливает общие условия ответственности за правонарушения в области защиты коммерческой тайны.
ФЗ от 27,07, 2006 №152-фз «О персональных данных»
Определяет основные понятия в области защиты персональных данных, принципы и общие условия защиты перс данных, правовой статус субъектов перс данных, правовой статус оператора перс данных, правовой статус уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Дает понятия:
Персональные данные, оператор персональных данных, обработка персональных данных, информационная система персональных данных.
Принципы обработки персональных данных ст. 5
Закон определяет условия обработки персональных данных, определяет конфиденциальность персональных данных, определяет, что такое общедоступный источник перс данных, определяет биометрические персональные данные, глава 3 права субъекта персональных данных, глава 4 – обязанностям оператора персональных данных. Отд. Галва контроль за обработкой персонаяльных даных.
К базовым законам относятся фз «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»»
ФЗ от 29.12.1994 №78-фз «о библиотечном деле»
Фз от 22.10.2004 №125-фз «Об архивном деле в РФ»
ФЗ от 29.11.2007 № 282-фз «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ»
Специальные законы информационного права составляют систему НПА, направленных на регулирование отдельных областей информационной деятельности. К специальным законам относятся фз регулирующий общественные отношения по поводу специальных видов информации, нормы специальных законов регламентируют предметные отраслевые и межотраслевые общественные отношения возникающие по поводу отдельных видов информации, либо отдельных областей информационной деятельности.
Специальные виды информационной деятельности являются следствием массового применения информационно-телекоммуникационных технологий и направлены на повышение эффективности профессиональной деятельности и принятие управленческих решений
Закон о статистической информации
Специальные законы регулируют отношения связанные с отдельными видами информационной деятельности.
Отраслевые НПА (кодексы)
Часть 4 ГК секрет производства, базы данных – объект благо. Трудовой кодекс – персональные данные(глава 14). Среди отраслевых законов есть кодексы которые защищают интересы в информационной сфере – КоАП(более 100 составов), особенно в КоАП выделяется глава 13(28 составов). Уголовный кодекс – охраняет интересы в информационной сфере – содержит свыше 50 составов в информационной сфере. (нарушение частной жизни 137ст.)
Существует множество (более 2000) подзаконных НПА, где объектом выступает информация. ППРФ «о электронном взаимодействии» ППРФ «об электронном документообороте в ФОГВ» Отдельные постановления и указы президента регулируют отношения в области информационной безопасности.
ТАЙНЫ
Правовой режим тайн.
Понятие тайны. От корня «тай», в средние века на Руси часто употреблялись слова с корнем «тай» - отдаленное место. Скрытность, прикрытость.
Тайна имеет смысл только тогда, когда она закреплены в законе.
Охраняемая законом тайна это установленное законом состояние конфиденциальности информации об особо важных сторонах жизни и деятельности личности, общества и государства.
Признаки тайны:
1) Состояние конфиденциальности – наделение информации особыми признаками, которые создают состояние «укрытости» «прикрытости» недопустимости для третьих лиц. Этот признак вытекает из природы и сущности информации. состояние недопустимости это создание препятствия на пути отражения от жизни к сознанию. Это препятствие создается специально. – создание конфиденциального состояния. Тайна это не информация, это состояние информации. Конфиденциальность это совокупность маскирующих признаков.
2) Правовой характер защиты сведений, легитимность. Когда в законе указаны специальные меры , мероприятия –которые субъект обязан предпринимать для маскировки информации. Легитимность подчеркивает с одной стороны заинтересованность законодателя в установлении специального правового режима информации, исключительность правовой защиты.
3) Особая важность жизни личности, общества и государства. Отдельно взятые, жизненно важные стороны жизни. Если какой-то жизненно важный объект становится известным, то жизнь субъекта теряет устойчивость. Применительно к государству, речь идет о безопасности государства. Для организаций –коммерческая тайна. Для личности – семейная тайна.
Ст9 фз «Об информации …» устанавливает общие условия информации ограниченного доступа. В частности, ограничивать доступ к информации можно только посредством принятия ФЗ. Для государственной, для профессиональной тайны, для персональных данных формулирует общие условия.
Распространения может принести ущерб.
Сведения, составляющие гос. тайну, всегда носят исчерпывающий характер. Делятся на несколько групп:
1) Военная безопасность (планы применения ВС в военное время)О содержании документов, в которых и содержаться такие планы по приведений войск в военную готовность. О функционировании военных видов связи между войсками и штабами.
2) Из области внешней безопасности. Сведения о подготовке и механизм ведения переговоров.
3) Разведывательные, контрразведывательные и оперативно - розыскной деятельности. О борьбе с преступностью.
4) В области экономики, науки и техники. Сведения об экономической инфраструктуре рф, которые используются в оборонных целях, информация раскрывающая отдельные направления оборонных технологий. Бюджет обороны.
Порядок разработки сведений сост. гос. Тайну установлен правительством и президентом. Президент указ «об утверждении перечня сведений составляющих гос. Тайну»
Инициаторы – оборонный сервис. Разработчики вооружения, далее сведения подаются в межведомственную комиссию по гос. тайне в нее входят первые заместители министерств. Возглавляет председатель правительства, в его отсутствие первый заместитель. Данная комиссия рассматривает предложения, назначает специальную экспертизу, во время экспертизы комиссия смотрит экономическую целесообразность внесения этих сведений в состав тайны. Комиссия выносит решения лоб изменения перечня сведений или исключения из списка. Утверждает сведения президент РФ.
Ст. 6 фз «о гос. Тайне» предусматривает принципы законности, обоснованности, своевременности и баланса интересов.
Условия допуска к гос. Тайне:
Допуск к гос. тайне – это процедура оформления права граждан на ознакомление со сведениями составляющими гос. тайну. – строгая последовательность действий , связанная с оформлением доступа.
Процедура начинается с принятие на себя гражданином обязательства перед гос-вом о неразглашении, затем согласие гражданина на частичное и временное ограничение его прав, затем письменное согласие гражданина на проведение в отношении него проверочных мероприятий, затем определение вида, размера и порядка предоставления льгот, затем ознакомление гражданина с нормами о государственной тайне(нпа секретных хар-р), затем принятие решения (руководителем УФСБ по SРФ) о допуске, после чего с таким гражданином оформляется контракт, после которого человек может быть назначен на соответствующую должность.
Условия проверочных мероприятий зависит от объема доступа. Проверяется дееспособность. Наличие неснятой судимости, за тяжкие преступления. Наличие медицинских противопоказаний (психических характер). Факт проживания близких родственников за границей.
Существует три формы сведений гос тайны
1) Особо важные
2) Совершенно секретные
3) Секретные сведения
По должности оформляют с должностным лицом отдельную форму. (прим. Форма №3) Форма №2 (руководители субъектов), форма №1 для руководителей ФОГВ.
Порядок допуска – инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан ППРФ 6.02.2010 она определяет порядок оформления, переоформления и все производные процедуры.
Исключения, с которыми не производится процедура: члены СФ, депутат ГД, судьи и адвокаты – только подписка о неразглашении.
Коммерческая тайна – специальный правовой режим тайны для коммерческого предпринимателя и носит в первую очередь экономическую природу.
Общий правовой режим и специальный.
Ч4гк. Ноу-Хау (секрет производства) с 2004 года установлен правовой режим коммерческой тайны. Правозащитные акты устанавливают ответственность.
Понятие. Коммерческая тайна это конфиденциалность информации позволяющая ее обладетелю в силу недоступность 3х лиц увеличить доходы избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров работ и к\услуг или получить иную коомерческую выгоду.
Признаки:
1) Конфиденциальность, недоступность для 3х лиц. 3и лица, это те структуры, которые захотели бы овладеть такой информацией.
2) Экономическая ценность это, когда обладатель сведений составляющих коммерческую тайну получает материальные, экономические преимущества. Преимущества разделяются на действительную и потенциальную ценность. Прямые затраты можно учесть и определить в определенной учетной сумме. Прогнозируемы цены, то етсь в этом же случае руководитель предприятий начинает делать расчёты, которая дает ему возможность уходить от лишних расходов. Нематериальный актив – это сумма коорая определяет разность м\у предприятием имеющим совокупность затрат и предприятием имеющим постоянный доход. Разность м\у покупной и продаваемой ценой это и есть деловая репутация.
3) Факт недоступности для третьих лиц, - устанавливается режимом коммерческой тайны. Совокупность организационных, правовых и технологических мероприятий. Организационные, совокупность мер. Обязательно должно быть. В состав организационных мер включается определение лиц, которые допускаются к этим сведениям. Установление ответственных за сохранность информации лиц. ПРАВОВЫЕ – разработка локальных нормативных актов, которые определяет правовой режим коммерческой тайны, туда же относятся правовые контракты. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ меры – разработка технологической основы для защиты информации(техника, оборудование)
Субъекты коммерческой тайны:
1) Обладатели – руководитель предприятия, но в состав обладателей могут входить собственники предприятия.
2) Пользователи – лицо, которое в силу своего служебного положения или трудового контракта имеет доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
3) Контрагент – лицо составляющее сторону гражданско-правового договора, если вместе с контрактом контрагенту передается часть сведений, чтобы он мог лучше использовать приобретенный объетк. Такие сведения передаются в виде приложения к договру. В гражданско правовом договоре обязательно оговаривается ответственность контсрагента за сохранность коммерческой тайны.
4) Государственные органы и ОМС. Ст 6 «о коммерческой тайне» все условия запроса сведений которые составляют коммерческую тайну. Кто может запрашивать такие сведения. Условия: уполномоченнсть, целесообразность запроса, мотивированность самого требования (указание оснований), безвозмездность, обязатльность сохранения режима конфиденциальнсоти.
В природе профессиональной тайны существует модель понимания проф. Тайны. ПРоф. тайна конфиденциальность сведений, коорые передает фз или организация, др. фл. или организации в связи с выполнением ими профессиональных функций в силу необходимости на условиях доверия. 3е лицо этогосударственны органы и ОМС, которые имеют право запрашивать сведения имеющие статус коммерсческой тайны. Другой круг субъектов и другие основания.
Читать доктрины (что такое информационная безопасность)