Методические рекомендации относительно проведения Дней здоровья и физической культуры

В соответствии с Регламентом проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в учебных заведениях, “Дни здоровья и физической культуры” должны проводиться в школах всех трех степеней один раз в семестр.

Планируя эти меры, необходимо во всех случаях выходить из их главного задания - способствовать укреплению здоровья и физическому развитию учеников, улучшению физической подготовке, повышению заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, обеспечении активного отдыха школьников.

Конкретные сроки проведения дней здоровья и физической культуры определяются каждой школой в зависимости от местных условий - климатических, наличия и состояния спортивной базы, местных и школьных традиций и др.

Дни здоровья и физической культуры можно организовывать одновременно для всех классов школы или отдельно для каждой степени (1-4, 5-9, 10-11). Подовженисть их, как правило, не должна превышать 2,5-3 часов для начальной; 3 - 4 часов для основной, 4,5 -5 часов для старшей. Для туристских походов, понятно, подовженисть может быть другой - в соответствии с установленными правилами.

Содержание дней здоровья и физической культуры может вмещать: подвижные и спортивные игры на местности, туристские походы (пешие, лыжни и т.д.), массовые соревнования, открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, и т.д.; другие виды традиционных и нетрадиционных соревнований; разные развлечения - катание на санях, коньках, лыжах и т.д. Во время планирования содержания не следует предусматривать напряженные соревнования, которые нуждаются в повышенном напряжении и большой подовжености. Все соревнования следует проводить по облегченной программе для того, чтобы вовлекать в участие всех школьников, которые имеют разрешение врача.

Для того, чтобы дни здоровья и физической культуры проходили организовано, интересно и результативно, необходимая соответствующая предыдущая работа. Во многом она похожая с работой по организации спортивных праздников (см. более высокое), но необходимо учитывать значительно больше количество участников. Ведь основным критерием оценивания дня здоровья и физической культуры является массовость. Поэтому при его проведении рекомендуется больше внимания уделять занятости школьников, активному участию всех учеников в запланированных для них видах программы. Временно освобожденные (врачом) от занятий физической культурой, ученики также должны находиться в составе класса на местах проведения мероприятий (за исключением походов), и, непосредственно не принимая участие у них, оказывать возможную помощь организаторам и классным руководителям в ходе соревнований, игр и других видах программы.

Учитывая массовость мероприятия, которое будет проводиться, в эту работу (как подготовки так и проведения) директору школы следует вовлечь весь педагогический коллектив.

Учителя физической культуры осуществляют непосредственную работу относительно подготовки запланированных мероприятий. Во время подготовки дней здоровья и физической культуры необходимо значительно активизировать деятельность членов школьного спортивного союза, вовлекая их и других активных учеников в подготовку и проведение мероприятия.

Определения организационного комитета, других ответственных комиссий, составления сценария, программы, положения и т.д. происходит как и во время организации спортивного праздника.

Успех проведения дней здоровья и физической культуры во многом зависит от четкой организации запланированных мероприятий, участия в их проведении всех работников школы; умелого взаимодействия ответственных лиц в осуществимые программы, что была запланирована.

Директор школы, его заместители совместно с учителями физической культуры, медицинским персоналом, обеспечивают общее руководство всеми мероприятиями и соблюдение техники опасности во время их проведения. Классные руководители обеспечивают организованное участие учеников своего класса. Учителя, какие свободные от классного руководства, могут быть задействованы в судействе отдельных видов соревнований и подвижных игр.

Во время проведения соревнований и игр организаторам необходимо осуществлять постоянное наблюдение по состоянию здоровья учеников, не допуская их переутомления и перезбудження.

Ориентировочное содержание дней здоровья и физической культуры

Осенью (сентябрь-октябрь), если погодные условия позволяют, пытаться проводить дни здоровья и физической культуры на свежем воздухе, а в южных районах, за возможности, - включать купание.

Можно рекомендовать прогулки для младших школьников; соревнования из отдельных видов программы “Старты надежд”, туристические походы, разные эстафеты для основной и старшей школы, а также ориентирования для старшеклассников. Всем ученикам можно в программу дней здоровья и физической культуры рекомендовать подвижные игры:

младшая школа основная школа старшая школа
“К своим флажкам” “Кто идет” “Совонька” “Волк в ривчаку” “Охотники и утки” “Кінникі-спортсмены” “Удочка” “Бечевка под ногами” “Перестрелка” “П”ятнашки маршем” “Охрана перебежек” “В четыре стики” “Бросай дальше” “Лапта с препятствиями” “Передал - садись” “Навстречу через сетку” “Вызов номеров” “Эстафета парами” “Обстрел чужого поля”

Если за окнами уже ноябрь, декабрьи погодные условия не позволяют выйти на свежий воздух в содержание дней здоровья и физической культуры можно вводить соревнование из гимнастических упражнений, разные упражнения у ловкости, силе, эстафеты и обязательно игры (как подвижные так и спортивные), которые обеспечивают связь с учебной деятельностью.

младшая школа основная школа старшая школа
“Через кочки и пеньочки” “Кто сильнее и быстрее” “Мяч капитану” “Гонки паровозов” “Двумя мячами через сетку”   “Разведчики и часовые” “Эстафета на полосе препятствий” “Перетягивание через черточку”   “Мяч капитану”, “Борьба за мяч”, “Подходит волейболистов”, “Эстафета с элементами волейбола”, “Ножной мяч в кругу”, “Везде защита соперника”

В зимние месяцы во время дней здоровья и физической культуры можно проводить катание на лыжах, санях, коньках, лыжные эстафеты, подвижные игры, соревнования из хоккея. Старшеклассники могут принимать участие в в однодневных лыжных походах или лыжных гонках.

младшая школа основная школа старшая школа
“Пройди и не коснись”, “Трамвай”, “Поменяй флажки”, “Будь внимательным”. “Сороконижки”, “Веяло”, “По местам”, “Зиґзаґи”, “Танки”, “В три ноги”, “Слалом на Динини”, “Тройки”, “Гонки за флажками”. “Тягач”, “Боевые гонки”, “Курьерские поезда”, “Финские гонки”, “Санитарные эстафеты”, “Поднять полки”, “Слалом”.

В весенние месяцы(март), если позволяют погодные условия, дни здоровья и физической культуры желательно проводить на свежем воздухе, проводя катание на лыжах, санях, коньках, лыжные эстафеты, подвижные игры, соревнования из хоккея, лыжные гонки. Если это уже невозможно, то организовывать в спортивном зале эстафет, подвижных и спортивных игр, соревнований из прыжков, акробатических упражнений. А уже в апреле мае соревнования дней здоровья и физической культуры должны вмещать больше легкоатлетических упражнений: соревнования из бега на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту, игры и развлечения.

младшая школа и основная школа старшая школа
эстафеты с ведением баскетбольного мяча, “С двумя мячами навстречу”. “Бросай дальше”, “Эстафета на полосе препятствий”. “Проведи мячи”, “Борьба за мяч”, спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч).

В апреле-мае в программу дней здоровья и физической культуры могут включаться соревнования из бега на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту из разбега, метания мяча, кросса, игры и аттракционы. Можно предложить

младшая школа основная школа старшая школа
“Мяч среднему”, “Стрелки”, “Два лагеря”, “Перестрелка”, “Красные и белые”, “Салки”, “Подвижная цель”, эстафеты с ведением и бросками “Защитник”, спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, ручной мяч)

Наши рекомендации