О дорожно-транспортных происшествиях
Следственные ситуации, наиболее типичные для дорожно-транспортных происшествий, определяют комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых следователем и оперативными работниками на первоначальном этапе расследования. Все следственные ситуации, в зависимости от наличия на месте происшествия виновного лица, можно подразделить следующим образом:
- виновник ДТП находится на месте происшествия;
- виновник скрылся с места происшествия, бросив там автомобиль;
- виновник ДТП скрылся с места происшествия вместе с автомашиной, но о его личности имеются какие-либо сведения;
- виновник ДТП скрылся с места происшествия и о его личности ничего не известно;
- оба участника ДТП находятся на месте происшествия, но на первоначальном этапе не известно по чьей вине произошло ДТП.
При самой неблагоприятной следственной ситуации, когда преступник скрылся с места происшествия вместе с автомашиной, и о нем нет никакой информации, работа следователя начинается с выезда на место происшествия и его осмотра, допроса потерпевшего, если его состояние позволяет это сделать. Дается отдельное поручение оперативным работникам по установлению очевидцев происшествия, и в дальнейшем они допрашиваются. Если в результате ДТП имеются пострадавшие, то сразу же, после осмотра места происшествия, назначается судебно-медицинская экспертиза в отношении потерпевшего (судебно-медицинская экспертиза живого лица или судебно-медицинская экспертиза трупа). В обязательном порядке провидится медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, с целью определения наличия у них алкогольного опьянения. В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, возникает необходимость в исследовании следов и вещественных доказательств, которые могут сузить круг поисков конкретного транспортного средства.
По результатам осмотра места происшествия назначаются экспертизы по тем следам и объектам, которые были обнаружены. Чаще всего это трасологические, автотехническая; химическая экспертизы; КЭМВИ (криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий из них).
Результаты экспертиз, помимо прочего, позволяют сделать выводы о месте совершения преступления и способе доставки трупа на место происшествия, если возникает сомнение в том, что труп на дороге оказался до ДТП и преступление совершено в другом месте. На одежде потерпевшего могут остаться микрочастицы от транспортного средства, совершившего наезд (осколки стекла, частички краски и т.п.).
При получении данных о типе, марке скрывшегося транспортного средства, о возможных повреждениях на нем, работникам ГАИ и уголовного розыска дается отдельное поручение на установление и проверку транспортных средств могущих иметь отношение к данному ДТП. Если имеются данные о номере транспортного средства, то через ГАИ устанавливается и затем допрашивается владелец машины. Данное транспортное средство проверяется по криминалистическим учетам, чтобы выяснить, не является ли оно угнанным. В ходе допроса владельца автомашины обязательно выясняются обстоятельства угона, если о нем было заявлено, и факт хищения из автомашины личных вещей владельца.
Такие же проверки проводятся, когда виновный водитель скрылся, а транспортное средство обнаружено брошенным. Само транспортное средство осматривается, по следам и вещественным доказательствам, обнаруженным в ходе осмотра, назначаются экспертизы. Это дактилоскопическая экспертиза по следам пальцев рук; биологическая экспертиза по слюне на окурках, по крови, обнаруженной, как в кабине водителя, так и на наружной поверхности автомашины. Могут проводиться и другие экспертизы, в зависимости от того, какие следы оставило данное преступление.
Задержанное виновное лицо допрашивается и, при необходимости, с ним проводятся очные ставки. Как правило, в ходе расследование дорожно-транспортного происшествия на первоначальном этапе возникает необходимость проведения следственного эксперемента.
Осмотр места происшествия.Осмотр места происшествия по дорожно-транспортным происшествиям вызывает определенные трудности. Во-первых, это связано с дефицитом времени при производстве осмотра, во-вторых, с работой следователя в очень напряженной обстановке. Чаще всего ДТП происходит на автотрассе с интенсивным движением транспорта. Необходимость сохранения следов, требует перекрытия движения транспортных средств на определенных участках дороги. Это влечет за собой создание «пробок» транспортных средств, присутствия на месте происшествия большого количества людей. Наличие трупа на дороге создает еще большее напряжение, заставляет следователя действовать быстро, что, в свою очередь, может повлечь за собой некачественное проведение осмотра места происшествия, непринятие должных мер к выявлению следов, важных деталей происшествия, неточное составление планов и схем. Большее влияние на качество осмотра места происшествия оказывают погодные условия. Непогода затрудняет проведение осмотра, и это создает угрозу утери следов.
Учитывая всю специфику расследования данной категории дел, создаются специальные следственные подразделения, группы следователей, или просто ведется специализация следователей для расследования дорожно-транспортных происшествий. Как правило, следователи, ведущие расследование преступлений данной категории, сами являются водителями, хорошо разбираются в автотехнике и обладают определенными психологическими качествами. Так, следователю проводящему осмотр места происшествия по ДТП, необходимо иметь хорошую выдержку, не поддаваться панике, уметь сосредоточится на проведении конкретного следственного действия, быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и уметь быстро принимать правильные решения. Кроме этого, для качественного расследования ДТП следователь должен иметь определенный опыт расследования таких преступлений.
До выезда на место происшествия следователь должен подготовиться как с технической стороны, так и психологически. В наличии у него должны быть измерительные приборы, специально подготовленные бланки схем осмотра места происшествия и т.д. Провести качественно и быстро осмотр места происшествия автотранспортного происшествия одному человеку практически невозможно. Поэтому для участия в осмотре привлекаются сотрудники ГАИ. В сложных случаях с тяжелыми последствиями к участию в осмотре места происшествия следует привлекать эксперта-автотехника, эксперта-криминалиста, при наличии трупа – судебного медика.
Осмотр целесообразно проводить с участием водителя или водителей (при столкновении транспортных средств), которые в ходе осмотра могут в случае необходимости давать свои пояснения.
Понятыми для осмотра места происшествия по дорожно-транспортным происшествиям так же целесообразнее приглашать лиц, хорошо разбирающихся в автомашинах.
По прибытию на место происшествия, если имеются пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи, необходимо отправить их в медицинское учреждение. С целью установления обстоятельств произошедшего опрашиваются очевидцы, водители транспортных средств, работники милиции, первыми прибывшие на место происшествия. Если до прибытия следственно-оперативной группы на месте происшествие не было перекрыто движение транспорта, не приняты меры к охране места происшествия и сохранению следов, то все это следует сделать до начала осмотра.
Осмотр места происшествия начинается с его обзора, определения границ и направления осмотра. В результате общего осмотра следователь получает представление о характере места происшествия (улица, шоссе, проселочная дорога, трамвайные пути), о его профиле (дорога горизонтальная, спуск, подъем), о размере проезжей части, о типе покрытия (цементо-бетонное, асфальтовое, грунтовое и т.д.), о наличии разметки (количество разделительных полос, их характер), переходов, светофоров и дорожных знаков, о состоянии проезжей части (сухая, мокрая, гололед, заснеженная, с выбоинами).
Устанавливается также расположение на месте происшествия причастных к ДТП транспортных средств, следов и вещественных доказательств. При переходе к детальному осмотру места происшествия следователь определяет способ осмотра (концентрический, эксцентрический или линейный). Для осмотра места происшествия по ДТП чаще всего используется линейный способ, как наиболее удобный в конкретных условиях. Если на месте происшествия имеется труп, то детальный осмотр целесообразней начинать с фиксации его положения относительно неподвижных ориентиров, транспортных средств, пешеходных переходов и других ориентиров. Осмотр трупа на месте ДТП позволяет собрать очень важную информацию о механизме происшествия, о транспортном средстве, совершившем наезд и других обстоятельствах, имеющих большое значение для расследования преступления.
Следует отметить, что осмотр трупа по ДТП проводится по общим правилам осмотра трупа на месте происшествия, но при этом имеются определенные особенности. При осмотре трупа следует обращать внимание на наличие или отсутствие на нем повреждений, характерных для транспортных происшествий (обширные ссадины, скальпированные раны, многочисленные, характерные переломы и т.п.). Наличие, характер и расположение повреждений на теле погибшего позволяют восстановить положение пострадавшего в момент аварии. Переломы в верхней трети бедра чаще всего возникают в результате удара бампером грузовой машины. Повреждения голени, в том числе переломы большой и малой берцовых костей, характерны для удара бампером легковой автомашины. Переломы ног от удара бампера имеют специфические признаки, которые в совокупности с другими доказательствами позволяют судить о направлении удара, ширине бампера и т.п.
На теле и одежде могут быть обнаружены следы транспортного средства (отпечаток протектора шины, частицы краски и горюче-смазочных материалов). В складках одежды, в карманах и под одеждой могут быть обнаружены осколки стекла. Осмотр одежды способствует установлению обстоятельств происшествия.
Все повреждения на теле и одежде фотографируются и фиксируются в протоколе осмотра. Одежда потерпевшего изымается и приобщается к материалам уголовного дела для дальнейшего исследования, т.к. имеет большое доказательственное значение. Изъять одежду следует сразу же на месте происшествия или вскоре после помещения потерпевшего в лечебное учреждение.
Особое внимание обращается на отсутствие каких либо частей одежды и обуви. При наезде нередко предметы одежды от сильного удара отлетают на значительное расстояние. На подошве обуви могут быть следы скольжения, которые возникают чаще всего от трения подошв о покрытие дороги при движении тела пострадавшего вперед после удара транспортным средством. Выраженность следов зависит от материала подошвы, покрытия проезжей части дороги и места приложения силы. При длительном скольжении тела пострадавшего по поверхности дороги на его одежде, в особенности кожаной, и на отдельных ее деталях (пуговицах, пряжках), возникают обширные участки стертости материала в виде множественных параллельных полос. Все эти следы описываются в протоколе осмотра места происшествия.
После осмотра трупа приступают к детальному осмотру проезжей части дороги. При этом фиксируется длина следов торможения, имеющих особое значение. Отдельно замеряются следы левых и правых колес. Если длина их тормозного пути различна или тормозной путь не сплошной, то фиксируется длина каждого отрезка и расстояние между ними. Длину тормозного пути замеряют от видимого отпечатка протектора, а при его отсутствии – от следа скольжения до окончания четко видимого следа протектора или следа скольжения. Точное знание длины тормозного пути имеет существенное значение, так как эта величина является исходной при вычислении скорости движения автомашины в момент аварии, определения полного остановочного пути и установления технической возможности предотвращения наступления вредных последствий. Если транспортное средство скрылось, то тщательно ведется поиск отделившихся при ударе деталей транспортного средства, осколков фар, предметов, относящихся к грузу, перевозимому автомашиной и т.д.
По расположению следов колес, ширине колеи, рисунку протектора и обнаруженным на месте происшествия предметам и иным следам можно сделать вывод о типе и модели транспортного средства, причастного к происшествию, о направлении его движения, о действиях водителя перед происшествием (свернул в сторону, тормозил); о грузе, перевозимом этим транспортным средством, о дефектах автомашины, образовавшихся в результате ДТП (разбитая фара, течь масла или бензина).
В ходе осмотра места происшествия тщательно исследуется транспортное средство. Осмотр транспортного средства начинается с указания марки, модели, номерного знака, внешних повреждений, их точного расположения, размеров и характера. Обращается внимание на целостность фар, подфарников, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, других следов и вещественных доказательств (отпечатков пальцев, следов крови, мозгового вещества, волос, обрывков одежды, следов наслоения и отслоения краски). С этой целью внимательно осматриваются выступающие детали транспортного средства (крылья, подножки, бампер, болты и т.д.) и ходовая часть транспортного средства (колеса, рессоры, оси и т.п.)
В протоколе описывается рисунок протектора шин и степень их износа, характер груза и его вес, габариты и способ увязки. Словесное описание повреждений не дает полное о них представление, поэтому они должны быть сфотографированы.
Если водитель скрылся, то осматривается кабина водителя или салон автомашины с целью поиска следов пальцев рук на поверхностях, до которых он обычно дотрагивался управляя транспортным средством (рулевое колесо, рычаг переключения скоростей, ручка дверки), следов ног и т.д.
Транспортное средство осматривается также с целью установления его технического состояния. Для качественного его описания требуются специальные знания. Поэтому рекомендуется осмотр технического состояния автомашины проводить с помощью сотрудника ГАИ или соответствующего специалиста экспертного учреждения.
На месте происшествия составляется схема места дорожно-транспортного происшествия, которая прилагается к протоколу осмотра.
После окончания осмотра иногда целесообразно здесь же, на месте происшествия, назначить и провести криминалистическую и автотехническую экспертизы, для объяснения механизма образования следов по взаимному расположению объектов на местности и повреждениям на машине.
Допрос водителя.Особенностью личности водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, является то, что он, являясь заинтересованным в исходе дела лицом, стремится дать показания, которые бы смягчали его вину, или вообще освобождали бы от ответственности. Зачастую водитель в своих показаниях «уменьшает» скорость, с которой двигалась автомашина, расстояние, с которого он заметил пострадавшего на проезжей части. Зная эти особенности психологии водителя, следователю целесообразно как можно быстрее допросить его. Хорошую помощь в изобличении виновного лица может оказать специалист-автотехник, которого следует пригласить на допрос. Оцениваются показания водителя в комплексе с показаниями потерпевшего, свидетелей и результатов других следственных действий. Однако выдвинутые водителем версии о событиях дорожно-транспортного происшествия, должны приниматься к обязательной проверке. Иногда водитель является единственным очевидцем происшествия. Тогда его показания особенно тщательно проверяются в ходе следственного эксперимента и проведения экспертиз. Установление истины по делу зависит от правильно выбранной следователем тактики проведения допроса водителя.