Алгоритм работы в каждой вкладке строится по схеме:
Концептуальные основы
Электронного портфолио школьника
Электронное портфолио — веб-технология визуализации пространства реального действия школьника, его личных достижений в творческой, спортивной, социальной и интеллектуальной деятельности.
Цель электронного портфолио – стимулирование мотивации школьника к самопознанию, саморазвитию и самоопределению посредством формирования навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
Задачи электронного портфолио:
- формировать компетенции по владению методами конструирования личного плана развития (навыки планирования, целеполагания, рефлексии);
- формировать устойчивую мотивацию к самообразованию, в том числе в интересующей профессиональной сфере деятельности;
- формировать компетенцию соотносить свои потребности и возможности, способность действовать в условиях выбора;
- формировать достаточный уровень функциональной грамотности, позволяющей легко входить во взаимодействие с окружающим миром и адаптироваться к нему.
Электронное портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному школьниками в ходе учебной, творческой, социальной и других видов жизнедеятельности.
Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания и ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности школьников, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату жизнедеятельности, обеспечивает школьникам возможность видеть эти результаты, получать положительную оценку и признание своих достижений.
Основным механизмом реализации электронного портфолио ученика Пермской школы является обеспечение качественно нового процесса документирования и оценивания индивидуальных достижений школьника, предполагает наличие возможности внутренней и внешней оценки, оценки качественной и количественной. Данные возможности обеспечиваются за счет:
1. Нормативного закрепления возможностей реального использования ресурса – электронного портфолио – участниками образовательного процесса с указанием категории доступа.
2. Методического закрепления возможностей портфолио (четкое описание алгоритма работы с портфолио).
3. Аутентичного оценивания личностных достижений учащегося по индивидуальной траектории саморазвития и самообразования.
4. Инициирование интереса к работе в электронном портфолио, как способу проявления самореализации и самовыражения, самоанализа деятельности и прогнозирования своего конечного результата.
5. Активное информирование о системе работы в портфолио всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов и иной общественности).
Общие принципы разработки электронного портфолио:
1. Универсальность (алгоритм работы в портфолио един для начальной, основной, старшей школы).
2. Интерактивность (аудиовизуальные образы).
3. Однозначность применяемых обозначений (терминов).
4. Компилятивность оценивания.
5. Конкурентность (наличие общего рейтинга учащихся класса, школы, города).
Общие принципы заполнения электронного портфолио:
1. Оперативность и системность – заполнение вкладок портфолио с установленной регулярностью.
2. Академическая честность – за достоверность и однократность размещения материалов в портфолио отвечает автор.
3. Актуальность информации – добавление сведений, информации о достижениях за текущий учебный год.
4. Необходимость и достаточность – объем представляемой в портфолио информации отвечает на вопросы: Что? Где? Когда?
5. Возможность участия в общем публичном рейтинге.
Структура и содержание электронного портфолио
Портфолио разработано для каждого уровня обучения (начальная*, основная, старшая школа) и построено по водопадному принципу: каждый следующий уровень является продолжением предыдущего с увеличением количества вкладок.
Кнопки портфолио СЕЛФИ, КАПИТАЛ, ПРОФИ определяют основные направления самореализации школьника.
Кнопка СЕЛФИ – самоидентификация (самопредставление); содержит вкладки «Аватар», «Мой мир», «Паблик-стена».
Кнопка КАПИТАЛ – саморазвититие, самопродвижение; содержит вкладки «Спорт», «Творчество – художественное, техническое», «Интеллект».
Кнопка ПРОФИ – самоопределение; содержит вкладки «Курсы по выбору», «Профпробы и практики», «Профстратегия».
Каждая вкладка содержит разделы.
Алгоритм работы в каждой вкладке строится по схеме:
1. СДЕЛАЛ – сфотографировал – прикрепил - заработал баллы.
2. ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ – сфотографировал-прикрепил-заработал баллы.
3. ПОБЕДИЛ – сфотографировал (отсканировал) диплом, грамоту, сертификат, проект-прикрепил-заработал баллы.
Формальным итогом работы школьника в электронном портфолио станет максимальное количество баллов, которые он набрал за учебный год. Набранные баллы являются итогом качественного заполнения разделов и вкладок портфолио.
Накопленные баллы подсчитываются общей суммой ежегодно в период с 20 по 30 августа, с 1 сентября подсчет баллов начинается вновь.
За весь период заполнения школьником портфолио накопленные им за каждый год баллы суммируются и фиксируются.
Возможно увеличение количества баллов за счет бонусов.
*Рекомендация: заполнение портфолио учащимися 1-4 классов осуществлять совместно с родителями.