Цели и функции ПР в условиях демократического государства

Правовое демократическое государство должно постоянно поддерживать отношения с общественностью на основе взаимопонимания и обмена информацией по всем аспектам жизни общества. Поэтому методы и технологии связей с общественностью в органах государственной власти гораздо разнообразнее, чем в других областях, что требует от специалистов этих служб не только высокого профессионализма, но и широкого спектра умений, навыков.

Коммуникационные возможности государственной власти заключаются не только в наличии эффективных информационных каналов, но и в способности общаться с населением, объяснять обществу свои решения, слышать запросы различных социальных групп. Отсутствие «прозрачности» в деятельности государства и своевременного информирования населения о ближайших перспективах, ожидаемых результатах создают предпосылки отчуждения населения от институтов власти, вызывает недоверие к правительственным программам и решениям.

Органы государственной власти – это не только средство информирования общества, но и в известной мере воспитания основных слоев населения с целью стимулирования к деятельному и продуктивному участию в решении проблем локального и общенационального масштаба. В основе взаимодействия общественности и органов власти лежит принцип коллективной ответственности, требующий делового партнерства и сотрудничества между населением, народными избранниками и органами исполнительной власти. Главная цель этого взаимодействия – развитие гражданского сознания и создание благоприятного общественно-политического климата.

Связи с общественностью как важный компонент государственной управленческой деятельности имеют четко очерченный комплекс функций.

Как функция управления связи с общественностью включают в себя набор работ по обеспечению руководства государственных организаций информацией об общественном мнении, оказанию ему помощи по информационному обеспечению различных направлений государственной деятельности. Конкретные направления при решении задач служб по связям с общественностью в органах государственной власти определяются в первую очередь основными функциями государственной власти.

Одной из основных функций государства является защита суверенитета страны и общенациональных интересов.

Здесь имеют значение воспитание чувства гражданского достоинства и патриотизма у жителей страны, формирование уважительного отношения к армии и флоту, к государственной символике. Граждане должны испытывать законное чувство гордости за страну, в которой живут и работают.

Люди могут смириться с лишениями и невзгодами, но никогда не простят властям нерешительность и непоследовательность в отстаивании их права на суверенитет и независимость.

Что касается патриотического воспитания, то, например, в СССР это направление являлось приоритетным. На решение этой задачи были направлены усилия многочисленных творческих союзов. Писатели работали над книгами, где главными действующими лицами были героические личности, известные военачальники, офицеры и солдаты Гражданской и Великой Отечественных войн. Кинематографисты снимали ленты на патриотическую тему («Чапаев», «Истребители», «Парень из нашего города», «Чкалов»). Благодаря этим произведениям удалось сформировать у молодежи положительный образ защитника отечества и поднять престиж воинской службы.

Сегодня задача патриотического воспитания молодежи играет не менее важную роль. По мнению аналитиков, экспертов и в ХХI веке решение межнациональных, межгосударственных проблем будут носить по преимуществу силовой характер. Поэтому деятельность государства в данном направлении должна сохранять приоритетное значение, но с учетом новых реальностей.

Внешнеполитическая деятельность любого государства не может быть осуществлена без доведения до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о его позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях. Формирование за рубежом позитивного отношения к государству, дружественного отношения к нему не может быть обеспечено без информирования о достижениях этой страны в области науки, культуры и интеллектуального творчества.

Актуальным становится расширение влияния на общественное мнение за рубежом через глобальную систему Интернет, которая фактически уже стала фактором политической действительности.

Второй по значению функцией государственной власти является сохранение в стране политической стабильности. В политологии существует немало теорий, которые считают главной причиной появления государства необходимость решения вопросов политической стабильности.

Социально-политическую стабильность можно определить через понятие функциональности: социальная система тогда считается стабильной, когда взаимодействие ее компонентов обеспечивает нормальное функционирование системы и приводит к ее воспроизводству. Таким образом, политическая стабильность представляет собой систему связей, в том числе общественных и информационных между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовать возложенные на нее функции.

Из данного определения ясно, что система общественных связей является определяющей для сохранения и поддержания политической стабильности в обществе.

Власть в демократическом обществе должна отчитываться перед народом. В информационных сообщениях о деятельности органов власти должна предстать достоверная картина о работе этих органов, целя и результатах их деятельности.

В конце ХIХ века и в начале ХХ у государственных структур появляется новая функция – координирующее воздействие на главные направления экономической жизни общества. Исследователи отмечают, что уже в середине ХIX столетия начинается процесс интеграции индустрии и политики. Именно тогда окончательно складывается мнение, что экономическое развитие должно одновременно приносить не только материальные блага, но социальную гармонию внутри страны и усиление могущества страны в мире. В этих целях государство стало стимулировать развитие серии мер по оказанию содействия в организации общественно-полезных работ, помощи в модернизации предприятий, а также для ориентирования средних слоев вкладчиков на продуктивные инвестиции.

Коммерческие структуры связаны с органами государственной власти на всех основных этапах в своем становлении и развитии – от планирования и организации товародвижения до окончательной реализации товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределами. И это в первую очередь касается таких важнейших функций, как оформление лицензий, акцизов, сертификатов соответствия и качества; подготовка сопроводительной документации и т.д.

Отношения коммерческих структур с органами государственной власти строятся как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и регионов – республик, краев, городов, областей и округов. В отличие от федеральных, местные органы власти более тесно и эффективно взаимодействуют с фирмами и компаниями своего региона.

Целью служб по связям с общественностью в местных органах власти должны быть создание высокой репутации данных органов власти, формирование общественного мнения, борьба с коррупцией, повышение результативности их деятельности.

Подводя итог вышесказанному, отметим следующее: многоплановая деятельность государственных структур по связям с общественностью может быть представлены в следующем комплексе функций, необходимых для достижения поставленных целей:

• информационно-аналитическая функция направлена на выработку информационной политики по конкретным направлениям государственной деятельности, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий по данным в динамике. Она включает тщательное изучение внешних и внутренних контрагентов, анализ конкретных ситуаций при осуществлении государственной политики, оценку общественного мнения, настроений, реакций населения, подготовку массива аналитических данных для принятия наиболее эффективных государственных решений.

• информационно-аналитическая функция предусматривает сбор и анализ информации об общественном мнении, настроениях, ожиданиях населения, продуцирование информации, аналитических работ, планирование и программирование PR-деятельности;

· информационно-коммуникационная функция предполагает работу по информированию населения, организацию и функционирование коммуникационных каналов «орган власти – граждане», оперативное реагирование на реакцию населения в связи с деятельностью органа власти и т.п.;

• консультативно-методическая, или консалтинговая функция заключается в консультировании руководства и работников властных структур по вопросам, относящимся к компетенции службы по СО;

• организационно-управленческая функция предполагает решение вопросов, связанных с организацией работы службы СО (планирование, ресурсное обеспечение, координация с др. подразделениями и т.д.).

Мнения специалистов

Автор, одной из первых диссертаций, посвященных рассматриваемой проблематике, вице-губернатор Нижегородской области О. Савинова отметила, что "функции государства с неизбежностью включают функции управления связями с общественностью порождают специальные государственные и муниципальные структуры, призванные оптимизировать эти связи, соотносить их с управленческими целями органов власти". Другими словами, связи с общественностью предстают органичным компонeнтoм государственного и муниципального управления, своеобразным политическим институтом, "сущностным, функциональным явлением, направленным на оптимизацию принятия и реализации политических решений".

По мнению О. Савиновой, управление, не обогащенное структурами и знаниями в области "паблик рилейшнз", инерционно воспроизводит типы и характер принятия политических решений в духе административно-командной системы. И наоборот: наличие таких знаний и структур в большой степени способствует созданию модели "открытой", "отзывчивой" бюрократии, обладающей высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям. Опираясь на службы по связям с общественностью, государственная власть в более полной мере исполь-зует свои "информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управ-ленческого процесса".

Как утверждает А.Чумиков, государственное управление состоянием общественного мнения, мнением граждан в ходе PR-процесса в равной мере сопровождается воздействием общественности на государство через его структуры. Это обстоятельство представляется чрезвычайно важным именно потому, что такая обратная связь создает условия формирования и роста гражданского сознания в обществе в целом и у каждого его отдельного гражданина. Именно так возникает ощущение сопричастности отдельного гражданина ко всему происходящему в жизни всего государства, отдельного региона, города, поселка. От ощущения сопричастности возникают гражданские чувства, гражданская ответственность, формируется гражданская позиция.

В тех случаях, когда государственные PR-структуры по тем или иным причинам отступают от основных принципов организации и ведения PR-процесса нарушается баланс интересов. Наступление подобного дисбаланса, по сути, означает потерю взаимопонимания, и общество, лишившись возможности влиять на власть, соответственно, не может выстроить свою сколько-нибудь конструктивную линию поведения. В подобных ситуациях общество зачастую просто отворачивается от власти – падает уровень доверия граждан государственным структурам, снижается социальная активность населения.

Среди основных практических путей совершенствования государственного PR-процесса в данный момент одним из наиболее актуальных следует признать повышение профессионализма сотрудников PR-служб государственных структур. Проблема эта носит скорее объективный характер, определяемый недостаточным финансированием бюджетных структур и, соответственно, их сотрудников.

Серьезным ресурсом повышения эффективности PR-процесса государства является вовлечение в систему этих отношений максимального количества новых субъектов из числа общественных организаций. В настоящее время данный ресурс используется еще крайне слабо. Широкое участие именно этих субъектов в отношениях государства и общественности позволит максимально точно, паритетно представить интересы всех слоев общества и групп населения, создаст новые возможности для их регулирования и управления средствами PR-процесса. Задача эта, прежде всего, доступна для решения специалистам PR-служб госструктур, которые, понимая это ранее и глубже других, должны активно предлагать государству варианты такого вовлечения конкретных общественных организаций в эти отношения на местах.

Система отношений между PR-субъектом и обществом не только видоизменяет, формирует общественное мнение необходимым образом, но и вносит коррективы в сами отношения, жизнь и деятельность. Для сохранения благоприятного имиджа требуется умение идти на политические и экономические компромиссы, уступки общественному мнению. Следовательно, в обыденной политической и общественной жизни PR-процесс активно способствует расширению масштабов влияния граждан и их объединений на государственные, экономические и общественные структуры, политические силы и их лидеров, а соответственно, и на все принимаемые ими решения.

Таким образом, PR выполняет важнейшую функцию обратной связи и становится мощным рычагом воздействия общественности на государственную власть и руководство крупных политических и экономических структур. PR по самой его природе есть один из важнейших общественно-политических инструментов во всей инфраструктуре отношений общества с государством, политикой и экономикой.

Конкретные цели PR могут меняться в зависимости от профиля организации, но в целом обоснование деятельности правительственных PR покоится на двух фундаментальных принципах:

• правительство в демократической стране должно отчитываться перед гражданами о своей работе;

• для эффективного государственного управления требуется активное участие и поддержка правительства со стороны общественности.

«Даже наиболее упорные критики «государственной пропаганды» признают, что первый принцип более чем справедлив. Однако эффективное государственное управление иногда истолковывается критиками как защита бюрократизма любой ценой».

Деятельность правительственных PR, зачастую обозначаемая такими терминами, как работа с общественностью, информирование общественности, связи с общественностью, стала политическим и административным ответом правительства на активность общества и ставит своей целью достижение определенных организационных целей. Службы по связям с общественностью являются ключевым компонентом административной системы, целенаправленно созданной для ликвидации разрыва между популярным и бюрократическим правительством.

Наши рекомендации