Размышление над ситуацией

Урок 13 Родственные узы

Цель урока:углублять представление о ценности семьи.

Задачи:

– расширение знаний о понятиях «семья», «семейное счастье», «семейные традиции»;

– развивитие стремления проявлять ответственность в семейных отношениях;

– воспитание ответственного отношения к родным и близким.

Круг радости

Учитель приветствует учащихся и предлагает всем, взявшись за руки, поделиться друг с другом хорошими поже­ланиями. Затем он читает стихотворение В. Рождественского, обращённое к дочери.

* * *

Всеволод Рождественский

Наследница души моей крылатой,

Цветок, который выращен в груди,

Всё, чем я жил и чем пылал когда-то,

Прими, как дар, и вместе с ним иди!

Храни моё заветное наследство –

Отстой раздумий, горя и удач,

Люби наш мир, тебе вручённый с детства,

Что полдень твой был ясен и горяч.

Богатство наше не в годах, не в миге,

А в солнце честно пройденных дорог.

Когда-нибудь мои прочтёшь ты книги

И скажешь: да, он мир любил, как мог.

Но не вверяй неправой укоризне

Души своей, взращённой добротой,

И ты пройдёшь в колосьях этой жизни,

Как шёл я сам, – крылатою стопой.

Обсуждая содержание стихотворения, учащиеся с помощью учителя делают вывод, что в этом стихотворении звучит напутствие любящего человека к ребенку. Учитель обращает особое внимание на строчки: «…Люби наш мир, тебе вручённый с детства…», «Богатство наше не в годах, не в миге, А в солнце честно пройденных дорог», «Но не вверяй неправой укоризне Души своей, взращённой добротой». В этих словах заключена суть завещания отца, где главными ценностями являются любовь, честность, доброта.

Беседа

Учитель вовлекает учащихся в беседу, предлагая им ответить на вопросы, представленные в учебнике.

1. Как вы понимаете смысл выражения «родственные узы»?

2. Как влияет семья на становление человека?

3. Почему люди всегда с радостью и грустью вспоминают время, проведенное в семье, с близкими?

4. Какие добрые традиции сложились в вашей семье?

Отвечая на вопросы, учащиеся затрагивают ранее обсуждаемую на уроках тему. Это даёт учителю возможность составить представление об осознании учащимися ценности семьи и своего места в ней.

Чтение

Учитель предлагает нескольким учащимся прочитать рассказ «Птица на снегу», в котором представлена трагическая история человека, потерявшего семью. Автор рассказа приглашает к размышлению о важности сохранения семейных уз. В ходе обсуждения содержания рассказа отвечающие делают предположение: если бы рядом с героем рассказа оказался брат, то столь печального конца можно было бы избежать.

Птица на снегу

Армандо Паласио Вальдес

Он родился слепым. Учили его музыке, единственному искусству, какое доступно незрячему, и он оказался способным учеником. Мать умерла через несколько лет после его рождения; отец, полковой капельмейстер, – год тому назад. Брат уехал в Америку и не давал о себе знать; однако доходили слухи, что он женат, воспитывает двоих прелестных детей и занимает видное положение. Отец, удрученный неблагодарностью сына, не желал, пока был жив, о нем слышать; слепой же все любил его. Он не мог забыть, что в детстве старший брат был ему опорой, защищал от мальчишек, вечно задиравших его, беспомощного. Сантьяго будил его по утрам: «Привет, Хуанито! Вставай, дружище, хватит спать!» Ласковый, теплый голос брата был для слепого дивной мелодией, с которой не сравнятся ни звуки фортепьяно, ни пение скрипичных струн. Разве могло очерстветь такое доброе сердце? Хуан не в силах был поверить этому и придумывал для брата разнообразные оправдания. То он винил почту, то ему казалось, что брат нарочно не пишет, пока не может выслать крупной суммы денег, то он думал, что Сантьяго готовит им сюрприз и в один прекрасный день объявится в скромной квартирке на антресолях со всеми своими миллионами. Но он не осмеливался делиться с отцом своими фантазиями.

Отец умер, не дождавшись письма. Незадолго до смерти отец выхлопотал слепому место органиста в одной из мадридских церквей с жалованием три песеты в день. Этого, понятно, не хватало, чтобы держать собственную квартиру, так что две недели спустя Хуан распродал, разумеется, по дешевке, скромную обстановку своего жилища, рассчитал прислугу и перебрался в пансион за две песеты в день. Он погрузился в такую глубокую, безнадежную печаль, что едва размыкал уста.

Вскоре власть в стране поменялась. Новый кабинет посчитал, что органист Хуан представляет опасность для право­порядка. Когда нашему слепцу объявили об отставке, он только удивился, в глубине души даже обрадовался, потому что у него появились новые свободные часы для реквиема, который он писал в память о своем отце. Всю тяжесть своего положения он ощутил лишь в конце месяца, когда хозяйка пришла за деньгами. Денег не было – ведь в церкви он уже не получал, чтобы заплатить за пансион пришлось заложить отцовские часы. Но вскоре платить стало нечем, и слепого выгнали на улицу.

Он подыскал новый пансион, но уже не мог взять внаем фортепиано. Бесконечная печаль охватила его: теперь ему не завершить реквиема.

Вскоре его выставили и из нового пансиона. И тут наступили времена такой жалкой, такой беспросветной нищеты, такого скудного, убогого существования, что мало кто в состоянии дать себе полный отчет в тех страданиях, в тех смертных муках, какие выпали на долю слепого. Вне всякого сомнения, тяжело жить на свете без друзей, без платья, без денег, но если прибавить к этому вечный сумрак, а следовательно, абсолютную беспомощность, то горе и унижение простираются до предела, который нам едва ли дано различить. Хуан кочевал из одной захудалой гостиницы в другую, почти тотчас же изгоняемый отовсюду; отдав постирать рубашку, вынужден был забираться в постель; башмаки у него прохудились. Брюки обтрепались снизу, неухоженные волосы и отросшая борода скрывали лицо.

Бедняга принялся скитаться по самым заброшенным задвор­кам столицы. Находились добрые люди, которые, случайно узнав о его положении, пытались как-то косвенно помочь ему, – косвенно, потому что Хуан содрогался при одной только мысли о милостыне. В какой-нибудь дешевой харчевне он съедал ровно столько, сколько нужно, чтобы не умереть с голоду, спал же рядом с нищими и бездомными, на чердаке, отведенном для этой цели.

В глубине души бедный Хуан никогда не расставался с мечтою о возвращении брата; теперь же, истерзанный нуждой, лелеял ее со страстью. Он продиктовал письмо в Гавану, однако конверт остался без адреса, которого слепой не знал; расспрашивал всех, кто мог встречать брата, но безрезультатно; и каждый день по нескольку часов на коленях молился о том, чтобы приехал Сантьяго и спас его.

Пришел день, когда слепого выгнали отовсюду. Не имея ни куска хлеба, чтобы заглушить голод, ни одежды, чтобы укрыться от холода, несчастный с ужасом осознавал, что близка та минута, когда он протянет руку за подаянием. Боль и стыд боролись с нуждой, не желая уступать, а вечные сумерки, окружавшие слепого, делали это сражение еще более мучительным. Он решился петь на улицах вечером, в темноте. У него был приятный голос, хорошо поставленный и гибкий; возникло только одно препятствие – не было аккомпанемента. В конце концов, другой бедняк, чуть побогаче Хуана, раздобыл ему старую, разбитую гитару. Слепой настроил ее как мог и, наплакавшись всласть, декабрьским вечером вышел на улицу. Собравшись с силами, он запел романс для тенора из первого акта одной известной оперы. Разумеется, он тут же привлек внимание прохожих, все дивились его мастерству, с которым он преодолевал трудности партитуры, и бросали монеты в шляпу, привязанную к локтю. Вокруг него скопилось слишком много народу, и городские власти сочли, что это может привести к беспорядкам. Жандарм грубо ухватил Хуана за руку и прорычал:

– Вы препятствуете движению. Проходите вперед, не задерживайтесь, если не хотите в участок.

Бедный Хуан пришел в свою трущобу расстроенный: его доброе сердце терзалось от того, что он нарушил, пусть даже и на короткое время, покой внутри державы и дал повод к вмешательству исполнительной власти. Выручки он насчитал пять реалов и одну медную монету. На следующий день он поел и заплатил за жалкий соломенный тюфяк в ночлежке. Вечером снова вышел и снова пел арии и романсы. Прохожие обступили его, и опять вмешался блюститель порядка:

– Проходите вперед, не задерживайтесь!

Но проходя вперед, Хуан не получал ни гроша, ведь если он не задерживался, его никто не слышал.

С каждым вечером выручка убывала. Положение стано­вилось отчаянным. В кромешном мраке своей убогой жизни несчастный видел только один просвет – приезд своего брата Сантьяго: «Если Сантьяго в Мадриде, он может услышать, как я пою, и узнать меня по голосу». И только благодаря этой надежде, вернее, этой иллюзии, он еще находил в себе силы жить.

Оставшихся денег Хуану хватило лишь на булочку и чашку скверного кофе. В морозный зимний вечер, вконец обес­силенный, подгоняемый нуждою, он вышел на улицу просить подаяния. Гитары уже не было – в такую же тяжелую минуту ее пришлось продать за три песеты.

Снег все падал. От голода и холода у бедного слепца дрожали ноги. Прохожие встречались редко. На одной из центральных улиц он запел первую попавшуюся арию голосом слабым и хриплым. Никто не подходил к слепому даже из любопытства. Наконец слепой не мог более петь: голос замирал в горле, ноги подкашивались, руки онемели. Он сделал несколько шагов и сел на тротуар, прислонившись к садовой решетке. Затем уткнул локти в колени и положил голову на руки. Через некоторое время ему показалось, будто перед ним остановился прохожий. Слепой почувствовал, что кто-то взял его за руку. Решив, что он опять нарушает закон, Хуан поднял голову и робко спросил:

– Вы … из жандармерии?

– Вовсе нет, – ответил прохожий, – но вам придется встать.

– Вряд ли я смогу, кабальеро.

– Вы замерзли?

– Да, сеньор… и сегодня я ничего не ел.

– Так я помогу вам. Ну-ка, смелее!

Прохожий был силен и без труда поднял Хуана.

– Ну, вперед… Скорее домой – вам нужно обсушиться и поесть горячего.

– Ах, сеньор, мне показалось, что передо мной фонарь. Я ведь слепой.

– Слепой? – жадно перепросил незнакомец.

– Да, сеньор, с рожденья.

Хуан почувствовал, как его благодетель содрогнулся всем телом. Незнакомец приостановился и спросил, как зовут нищего.

– Хуан?.. – переспросил он растерянно, услышав ответ.

– Да, Хуан Мартинес.

– Вашего отца звали Мануэль? Он был капельмейстером?

– Да, сеньор, все так.

Тут слепой ощутил крепкое объятье сильных рук и услышал дрожащий голос:

– Боже правый, какой позор и какое счастье! Я – преступник, я – твой брат Сантьяго. Несколько минут братья стояли посреди улицы и плакали, обнявшись.

Сантьяго привез брата домой. Хуана почти внесли в дом. Внутри все излучало тепло, издавало неповторимый аромат довольства, присущий богатым жилищам. Сантьяго приказал – и двое слуг тотчас же сняли с Хуана промокшие насквозь лохмотья и облачили его в чистую и теплую одежду. Ему принесли еду: сначала чашку бульона, чтобы восстановить силы, а затем еще несколько блюд, весьма легких, принимая во внимание слабость его желудка. Из погреба извлекли самое изысканное, самое выдержанное вино. Отдавая приказы слугам, устраивая все необходимое, Сантьяго не присел ни на минуту – то и дело он спрашивал в сильном волнении:

– Ну, как дела, Хуан? Тебе лучше? Выпьешь еще вина? Тебе тепло? Может, принести тебе что-нибудь еще?

Немного погодя, узнав, что жена и дети уже спят, Сантьяго предложил брату поиграть на фортепиано. На звуки музыки прибежали жена и дети Сантьяго.

– Громче, Хуанильо, громче! – подбадривал хозяин дома своего брата. – Ну-ка, Адела, Моналита, Пакито, обнимите моего брата Хуана. Это Хуан, о котором я вам столько рассказывал – сегодня вечером я нашел его на улице: бедняга замерзал на снегу.

Добрые домочадцы Сантьяго обняли бедного слепца. Жена тут же начала хлопотать: велела принести грелку и сама положила ее слепому под ноги, затем накрыла ему колени пледом, а на голову надела бархатную шапочку. Дети вились вокруг кресла, лаская дядюшку и позволяя ему ласкать себя. Пока Хуан в немногих словах описывал свои несчастья, все слушали, затаив дыхание, затем дали волю чувствам. Сантьяго рвал на себе волосы, его супруга плакала, дети, потрясенные услышанным, засыпали вопросами, сжимая руку слепого.

– А животик у тебя не болит? – спросила Манолита, прижавшись к нему.

– Нет, деточка, нет… Ничего у меня не болит… я так счастлив… Только я очень хочу спать… глаза слипаются…

– Да, дядюшка, спи, засыпай, – хором повторили Манолита и Пакито, нежно обняв ручонками его шею.

Он и вправду уснул. И проснулся на небесах.

На рассвете блюститель порядка споткнулся о его труп, лежащий в снегу. Врач из дома призрения установил, что смерть произошла от переохлаждения организма.

Пришел патруль, чтобы убрать тело.

– Взгляни-ка, Хименес, – сказал один из жандармов своему напарнику, – взгляни-ка: похоже, он смеется.

1. Какие воспоминания о брате сберег в памяти Хуан?

2. О чем постоянно мечтал Хуан?

3. Почему Хуан до последнего надеялся встретиться с братом?

4. Какой представилась Хуану последняя встреча с Сантьяго?

5. Какие чувства вызывает у вас конец рассказа?

6. Что значат для каждого человека семья, близкие люди?

Первые четыре вопроса составлены по тексту и не вызовут затруднений у учащихся. Предпоследний вопрос обращён к чувствам читателей и может послужить возможности обменяться впечатлениями. Ответ на последний вопрос предполагает обобщение, логическим образом вытекающее из обсуждения по вопросам беседы и вопросов после текста рассказа. Комментируя высказывания учащихся, учитель отмечает, что семья для каждого человека – это содружество родных людей, и от того, насколько прочна связь между ними, во многом зависит судьба человека.

Учебная информация

Учитель предлагает нескольким учащимся прочитать вслух учебную информацию.

Родственные (семейные) узы – это надежная связь близких людей, которые несут ответственность друг за друга.

Любовь, ответственность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, порядочность, заботливая привязанность друг к другу способствуют доброй атмосфере семьи, укреплению родственных связей, вызывают потребность во взаимном общении с родными.

Общие интересы, семейные традиции, радость от сов­местной деятельности приводят к возникновению душевного единения, благоденствию и обретению счастья в семье.

Атмосфера уважения, любви, доброжелательности, дове­рия среди родственников способствует развитию у человека стремления к жизненным перспективам, к полезной деятель­ности.

Комментируя прочитанное, учитель обращает внимание учащихся на необходимость личного осмысления информации через анализ своих отношений с близкими с позиции: что я могу сделать для своих родных? смогу ли быть чем-то полезным?

Задание

Учитель предлагает нескольким ученикам прочитать высказывания, а затем, выделив понравившийся отрывок, передать его содержание близко к тексту.

Прочитайте отрывки из письма М. Горького к сыну и выучите наизусть понравившийся:

«Хотелось бы, чтобы ты полюбил какую-нибудь науку или искусство и в любимом деле сидел всю жизнь, как отшельник в лесу. Но если не будет этого с тобою, то всю жизнь ты будешь метаться, как чужая земле птица, то туда, то сюда, и нигде не найдешь покоя…»

«…Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие люди, добрые люди, – попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо, увидишь – все станут лучше…»

«…Вот если бы ты всегда и везде, всю твою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе – легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять…».

Повторение понравившихся отрывков наизусть способ­ствует осмыслению учащимися их содержания, что необходимо для выполнения следующего задания, связанного с данным.

Задание

Учитель предлагает выполнить задание в группах следующим образом: найти подтверждение перечисленным характеристикам отца в текстах отрывков его письма к сыну. Например: мудрость отца проявляется во всех прочитанных отрывках, так как за каждым советом проглядывается его жизненный опыт. Замечание, что «всегда приятнее отдать, чем взять» основано, бесспорно, на конкретных жизненных примерах, личных ощущениях, а совет «…если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие люди, добрые люди, - попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо, увидишь – все станут лучше…» носит уверенность человека, стиль поведения которого – быть добрым к окружающим людям. Все эти мудрые советы, добрые пожелания пронизаны чутким пониманием, любовью, доверием отца к сыну.

Опираясь на выдержки из писем М. Горького сыну, докажите, что в них проявляется:

- чуткое понимание отцом внутреннего мира своего сына;

- откровенность в отношениях отца и сына;

- доверие к сыну;

- мудрость отца в пожеланиях сыну;

- родительская любовь, заботливая привязанность к сыну.

Чтение

К тексту в рубрике «Почитаем» предусмотрено задание. Это даёт возможность целенаправленного прослушивания учащи­мися текста и одновременно отбора материала для выполнения задания.

Прочитайте текст. Используя его содержание, под­твердите главные мысли автора рассказа о присутствии в отношениях между близкими людьми:

- взаимопонимания;

- уважения;

- потребности во взаимном общении.

У дедушки на пасеке

Василий Сухомлинский

За селом – лес. На лето сюда вывозят пасеку. Хозяин на пасеке – дед Матвей. Живёт он в маленькой белой хатке. На зелёной лесной поляне ровными рядками стоят ульи. С утра до ночи над пасекой звенит удивительная музыка. Как будто кто-то прикасается к невидимым струнам, и они тихо звенят, звенят…

Однажды на пасеку пришли два дедушкиных внука – десятилетние близнецы Коля и Вася. Они принесли дедушке белую вышитую рубашку – подарок матери. Дедушка угостил внуков мёдом. Но дети почувствовали, что хочется дедушке пробудить в них чувство изумления дивной музыкой – пчелиной игрой – так называл дед Матвей несмолкаемое жужжание пчёл.

«Прислушайтесь, дети, какая она, эта музыка, - говорил дед. – Как будто к золотым крыльцам пчелиным прикасается солнечный луч – играет, играет…»

С того дня Коля и Вася часто стали бывать на пасеке. Пройдёт день, два – и мальчики приходят к дедушке. Как всегда, дедушка угощает их мёдом. Но дети чувствуют: он ревниво наблюдает за ними, слушают ли они пчелиную игру?

Прошло лето. Приближалась осень. Пчёлы уже не приносили мёда. Пришли мальчики на пасеку, а дедушке нечем угостить их, весь накачанный мёд отвезли накануне в кладовую. Опасался дедушка: вот теперь внуки перестанут ходить на пасеку. Когда они расставались в тот день без сладкого угощения, на глазах старика блестели слёзы. Тонко чувствуя настроение дедушки Матвея, внуки поняли причину.

– Дедушка может подумать, что мы приходили на пасеку из-за угощения, – сказал Коля, когда они возвращались домой.

– Разве дома мёда нет? – взволнованно возразил ему Вася. – Ведь мы ходили к нему, к дедушке. Мы ходили слушать пчелиную игру, а не мёд есть.

К большому удивлению деда Матвея внуки пришли не через день, не через два дня, а уже на следующий день.

– А ведь мёда-то нет, – заикнулся было дедушка.

Но Коля и Вася сказали с обидой:

– Разве мы за угощением приходили? Мы к вам в гости приходили. Расскажите ещё о пчелиной игре, вы так интересно рассказываете.

До сумерек мальчики оставались на пасеке, они напекли картошки, угостили деда. До глубокой осени, пока ульи не перевезли в зимний омшаник, внуки ходили в гости к деду Матвею.

Размышление над ситуацией

Учитель вслух читает учащимся письмо и предлагает ответить на вопрос.

Комментируя ответы учащихся, учитель поясняет, что многим хорошим качествам в человеке он обязан своим близким, которые сумели это хорошее воспитать.

В редакцию газеты пришло письмо. Прочитайте выдержку из письма, проанализируйте ситуацию и ответьте на вопрос.

У нас в семье восемь человек; я самая старшая. Основные мои обязанности по дому сейчас: помогать месить тесто для лепешек, готовить ужин, помогать на огороде, доить корову. Как-то я возвращалась из школы, на дороге старая женщина не могла поднять ведро с водой. Я ей помогла, а она сказала: «Спасибо твоему отцу». Я была счастлива от радости.

§ Почему старая женщина сказала спасибо отцу своей помощницы?

Цитата урока

Цитата служит одним из выводов по теме урока. В ней подытоживаются рассуждения учащихся, комментарии учителя, звучавшие в ходе урока. В словах Цицерона высказана мысль о благотворном влиянии родителей на своих детей.

Любовь к родителям – основа всех добродетелей.

Марк Туллий Цицерон

  • Почему любви к родителям древнеримский оратор и писатель придаёт такое значение?

Домашнее задание

В качестве домашнего задания целесообразно предложить учащимся выполнение задания, представленного в учебнике под рубрикой «Творческая деятельность».

Поскольку весь ход урока направлен на осмысление каждым роли родных и близких в жизни человека, целью задания является необходимость вызвать эмоциональные переживания, способствовать осмыслению своей позиции в изучаемом вопросе. Возможно, у кого-то появится желание оправдать, у кого-то – осудить поведение Сантьяго.

Пофантазируйте и напишите историю о том, почему Сантьяго, один из героев рассказа А.П. Вальдеса «Птица на снегу», утратил связь с близкими, и как, на ваш взгляд, сложилась его жизнь.

Резюме

Подводя итоги урока по данной теме, учитель говорит о значении отношений в семье для становления человека. Подчёркивает необходимость осознания каждым ответственности за упрочение связи между родными людьми. Предлагает задуматься, всем ли родственникам уделено достаточное внимание.

Наши рекомендации