Раздел 5. Особенности обслуживания воздушного движения

5.1. При вылете:

5.1.1. Диспетчерское разрешение выдается на основании полученного разрешения на использование воздушного пространства. В наличии разрешения на использование воздушного пространства диспетчер Вышки должен убедиться заблаговременно, используя плановую информацию КСА УВД «Альфа», а при отсутствии данной информации – через диспетчера АДП.

5.1.2. При запросе экипажем ВС разрешения на запуск двигателей или буксировку диспетчер Вышки дает разрешение на буксировку и запуск двигателей сообщив ЭВС:

- маршрут буксировки и место запуска двигателей ВС (при необходимости);

- стандартную схему вылета (СИД) при полетах по ППП, согласно плановой информации в КСА УВД «Альфа»;

- при необходимости код индивидуального опознавания ВРЛ (5570 – 5577);

5.1.3. Если ожидается задержка вылетающего воздушного судна, диспетчер Вышки назначает экипажу, запрашивающему запуск двигателей, новое время запуска двигателей и информирует экипаж о причине задержки. В случае задержки более чем на 30 минут (в том числе по информации экипажа и служб аэропорта), обеспечивает передачу соответствующей телеграммы (стандартного сообщения) через диспетчера АДП.

5.1.4. В том случае, если по каким-либо причинам не дается разрешение на запуск двигателей, диспетчер Вышки информирует экипаж о причине запрета.

5.1.5. Диспетчер Вышки передает необходимую информацию диспетчеру ДПП аэродрома Сургут, ДПК аэродрома Стрежевой или РЦ ЕС ОрВД Новосибирск (в зависимости от направления полета) о вылетающем ВС.

5.1.6. По запросу ЭВС диспетчер Вышки дает разрешение на руление ВС на предварительный старт, сообщив ЭВС маршрут и условия руления.

5.1.7. Диспетчер Вышки передает диспетчеру ДПК Нижневартовск:

- необходимую информацию о вылетающем ВС;

- условия относительно вылетающего ВС, полученные от ДПП аэродрома Сургут, ДПК аэродрома Стрежевой или РЦ ЕС ОрВД Новосибирск (при наличии).

5.1.8. Диспетчер Вышки дает разрешение на выруливание воздушного судна на исполнительный старт (или выруливание и взлет без остановки на исполнительном старте) с учетом оценки воздушной обстановки.

5.1.8.1. Выруливание на исполнительный старт и взлет вылетающему воздушному судну разрешается, если между ним и заходящим на посадку воздушным судном обеспечивается безопасный интервал.

5.1.8.2. Диспетчер Вышки должен учитывать необходимость длительного занятия ВПП (если время по докладу экипажа более 1 минуты) при разрешении занятия исполнительного старта. Если после выдачи разрешения на взлет прошло более 1 минуты, то диспетчер Вышки обязан по запросу экипажа воздушного судна выдать повторное разрешение на взлет.

5.1.9. Перед взлётом на борт воздушного судна сообщается информация об изменении метеорологических условий: направлении или скорости приземного ветра, видимости, дальности видимости на ВПП, температуры воздуха (для воздушных судов с газотурбинными двигателями), а также наличия грозы или кучево-дождевой облачности, умеренной или сильной турбулентности, сдвига ветра, града, умеренного или сильного обледенения, линии сильных шквалов, переохлажденных осадков, песчаных или пыльных бурь, общей метели, торнадо или смерча в районе аэродрома, за исключением тех случаев, когда известно, что это воздушное судно уже получило такую информацию.

5.1.10. Разрешение на выполнение взлета не от начала ВПП выдается если экипаж воздушного судна доложил о готовности к взлету не от начала ВПП.

5.1.11. По запросу экипажа воздушного судна, диспетчер Вышки дает разрешение на взлет, что на момент взлета означает:

- безопасный интервал для вылетающего воздушного судна обеспечен;

- препятствия на летной полосе отсутствуют. Отсутствие препятствий на летной полосе определяется визуальным осмотром и/или по докладам экипажей воздушных судов или руководителя (ответственного лица) за проведение работ на летной полосе;

- экипаж воздушного судна имеет информацию о состоянии ВПП, направлении и скорости ветра у земли с учетом его порывов, фактической погоде, если она отличается от информации АТИС, а также о явлениях, угрожающих безопасности взлета;

- предшествующее вылетающее воздушное судно пересекает конец используемой ВПП или приступило к выполнению разворота;

- обеспечивается эшелонирование;

- экипажу воздушного судна разрешено занять высоту круга или высоту, предусмотренную стандартным маршрутом вылета.

5.1.12. Диспетчер Вышки в целях ускорения движения может выдавать разрешение на немедленный взлет до того, как оно выйдет на ВПП. По получении такого разрешения воздушное судно выруливает на ВПП и, не прерывая движения, взлетает.

5.1.13. Окончательное решение о производстве взлета принимает командир воздушного судна. Диспетчерское разрешение на взлет не является принуждением экипажа воздушного судна к его совершению.

5.1.14. Диспетчер Вышки передает указание о запрещении взлета в случае невозможности выполнения взлета по различным причинам (занята ВПП, другое воздушное судно уходит на второй круг и т.д.).

5.1.15. Если после выдачи разрешения на взлёт воздушное судно начало разбег, но возникла угроза безопасности взлёта, диспетчер Вышки срочно информирует об этом его экипаж.

5.1.16. После производства взлета диспетчер Вышки отмечает в Журнале время взлета воздушного судна и передает это время соответствующим абонентам.

5.2. При посадке

5.2.1. Получив информацию о прилетающем ВС от диспетчера ДПК, диспетчер Вышки согласовывает место стоянки с информационно-справочной группой (ПДСП) аэропорта Нижневартовск.

5.2.2. Прежде чем принять какое-либо воздушное судно на обслуживание на основе системы наблюдения ОВД, диспетчер Вышки осуществляет его опознавание, о чем информирует экипаж воздушного судна путем выдачи расстояния от начала ВПП и положения ВС относительно предпосадочной прямой по курсу. После этого опознавание сохраняется до прекращения обслуживания на основе системы наблюдения.

5.2.3. Диспетчер Вышки должен выдавать разрешение на посадку, когда имеется обоснованная уверенность в том, что в момент пересечения воздушным судном порога ВПП, предшествующее вылетающее воздушное судно пересечет конец используемой ВПП или приступит к выполнению разворота, либо все предшествующие воздушные суда, выполняющие посадку освободят используемую ВПП.

5.2.4. Окончательное решение о производстве посадки принимает командир воздушного судна. Диспетчерское разрешение на посадку не является принуждением к её совершению.

5.2.5. В тех случаях, когда необходимо или желательно ускорить движение, воздушному судну, выполняющему посадку, диспетчер Вышки может дать указание:

- освободить ВПП через указанную выходную РД;

- ускорить освобождение ВПП;

- выполнить посадку (для вертолетов) на специально обозначенных площадках на РД или на определенную часть ВПП.

5.2.5.1. Диспетчер Вышки при выдаче указания, осуществляющему посадку воздушному судну выполнить конкретный маневр посадки и/или послепосадочного пробега должен учитывать тип воздушного судна, длину ВПП, месторасположение выходных рулежных дорожек, эффективность торможения на ВПП и рулежных дорожках, а также превалирующие метеорологические условия.

5.2.6. После посадки ВС диспетчер Вышки сообщает ЭВС условия освобождения ВПП, отмечает в Журнале и передает соответствующим абонентам время посадки ВС.

5.2.7. После посадки диспетчер Вышки обязан по докладу экипажа и/или визуально убедиться в освобождении воздушным судном ВПП и передать экипажу место стоянки, условия и маршрут руления.

5.3. При обеспечении руления.

5.3.1. Разрешение на руление должно содержать четкие указания и соответствующую информацию о движении воздушных судов и спецтехники по рулежным дорожкам и близи их, с тем, чтобы летный экипаж мог придерживаться надлежащих маршрутов руления, избежать столкновения с другими воздушными судами или объектами и свести к минимуму возможный непреднамеренный выезд воздушного судна на действующую (рабочую) ВПП.

5.3.2. Диспетчер Вышки информирует ЭВС о движении воздушных судов и спецтехники по площади маневрирования и вблизи нее.

5.3.3. При получении от экипажа воздушного судна информации о наличии препятствий на площади маневрирования орган ОВД принимает меры для обеспечения безопасности движения воздушного судна и удаления препятствий.

5.3.4. При получении от экипажа воздушного судна информации о наличии препятствий на рулежных дорожках диспетчер Вышки принимает меры для обеспечения безопасности движения воздушного судна и удаления препятствий.

5.4. Порядок применения эшелонирования.

5.4.1. Диспетчер Вышки при взлете воздушных судов применяет следующие минимумы эшелонирования по причине турбулентности в следе:

- между легким или средним воздушным судном, взлетающим вслед за тяжелым воздушным судном, или легким воздушным судном, взлетающим вслед за средним воздушным судном, - 2 минуты;

- для легких или средних воздушных судов, взлетающих за тяжелыми воздушными судами, или легких воздушных судов, взлетающих за средними воздушными судами, – 3 минуты в случае их взлета со средней части одной и той же ВПП.

5.5. Порядок действий при установлении факта несанкционированного выезда на ВПП или его неизбежности.

В том случае, если диспетчер Вышки после выдачи разрешения на взлет или посадку устанавливает факт несанкционированного выезда на ВПП или его неизбежность, или наличие какого-либо препятствия на ВПП или вблизи нее, что может создать угрозу безопасности взлетающему или выполняющему посадку воздушному судну, предпринимаются следующие надлежащие действия:

- аннулируется разрешение на взлет вылетающего воздушного судна;

- дается указание совершающему посадку воздушному судну уйти на второй круг;

- во всех случаях воздушное судно информируется о несанкционированном выезде на ВПП или наличии препятствия и его местонахождении относительно ВПП.

Наши рекомендации