Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения

1.Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информа­цией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельнос­ти, установления и развития межличностных отношений, познания парт­нера и самопознания [Андреева, 1980; Лисина, 1986; Петровская, 1987]. Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения.

Структура коммуникативного акта включает следующие звенья:

•возникновение потребности и мотивов общения;

•определение задач коммуникации (информационно-познавательная, за­дачи воздействия на поведение и деятельность партнера, подтверждения или изменения характера межличностных отношений, предоставления обратной связи партнеру о его личностных характеристиках и своем отношении к нему, получения обратной связи от партнера о себе и его отношении к себе);

•передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с уче­том задач коммуникации;

•получение информации партнером, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуника­ции;

•анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации;

•передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с уче­том задач коммуникации и т.д.

Процесс межличностной коммуникации опосредуется системой обра­зов, выполняющих важную регулирующую и ориентирующую функцию. Указанная система включает образы: «Я», «Другой моими глазами», «Я гла­зами другого», «Наши отношения», «Наши отношения для другого» и «На­ши отношения для меня глазами другого». Эмоциональная насыщенность указанных образов приводит к перегрузке коммуникационного канала и возрастанию вероятности нарушений межличностной коммуникации в слу­чае искажения или недостаточной адекватности хотя бы одного из них.

В работах Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, Э.Г. Эйдемиллера, К. Вац-лавика, В. Сатир, К. Роджерса, Т. Гордона выделены условия эффективного межличностного общения в семье, включающие как общие принципы ор­ганизации успешной коммуникации, так и специфические нормы и правД ла, устанавливаемые применительно к семье:

•открытость коммуникации;

•высокая активность коммуникации, обеспечивающая интенсивное об-• суждение значимых для членов семьи проблем. Регламент семейной жизни должен предусматривать специальное время и создание ритуалов для воз­можности такого обсуждения — вечернее совместное чаепитие, разговор Ы детьми перед сном и т.д.;

•необходимая степень самораскрытия в процессе общения, конгруэнт! ность общения;

•согласованность представлений о семейном укладе, общность семей­ных ценностей, адекватность семейного самосознания, согласованная це­лостность системы «Мы»;

•точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербаль-. ных и невербальных сообщений;

•сенситивность к высказываниям партнера, использование техники ак-| тивного слушания («Ты-сообщений») с обратной связью;

•безоценочность и эмпатическое принятие партнера как условие пози­тивного развития эмоциональных отношений в семье, создания атмосферы, психологической безопасности и гармонизации образа Я партнера;

•проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважения партне­ра, что особенно важно в кризисных периодах жизненного цикла семьи ни при возникновении стрессовых, фрустрирующих и проблемных ситуаций; |

•формирование семейного языка — определенных, согласованных и лег­ко узнаваемых семейных символов, традиций, норм. Семейный словарь включает особые имена, прозвища, символы значимых событий (годовщины знакомства, первого свидания, объяснения и пр.), шутки, остроты, дразнил-' ки, «приколы», семейные рассказы. Существует согласованный язык взгля-! дов, мимики, жестов, поз. Семейные реликвии — предметы, связанные с оп­ределенными «знаковыми» событиями семьи, — также выполняют важную функцию стабилизации семейного общения, взаимодействия и формирова-, ния семейного самосознания, задающего нормативность жизни семьи.

Нарушения межличностного общения — одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Можно выделить следующие виды нарушений межличностной коммуникации в семье: 1) противоречивость вербальной и невербальной коммуникации; 2) возникновение коммуника­ционных барьеров; 3) манипулирование партнером в процессе коммуника­ции, злоупотребление управлением коммуникацией (Э. Берн); 4) наруше-1 ние и искажение передачи чувств (В. Сатир); 5) «отклоненная» коммуникация; 6) парадоксальная коммуникация; 7) «замаскированная») коммуникация — мистификация (Р. Лэнг); 8) борьба за коммуникацией-1 ный канал.

2.Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использования ими высказываний типа комму­никационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Ти­пы неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструк­тирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высме­ивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, поста­новку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы [Гордон, 1997]. Причинами нарушения межлич­ностного общения в семье также выступают перегруженность информацион­ного канала и требование учета системы опосредующих образов, неадекват­ность самих опосредующих образов, личностные особенности супругов.

Если трудности общения приобретают хронический характер, возника­ет так называемая «коммуникационная проблема» [Эйдемиллер, Юстиц-кне, 1999], связанная с существованием актуальной потребности одного из членов семьи в помощи или содействии партнера и неадекватностью спо­соба передачи информации. Э.Г. Эйдемиллер выделяет три этапа развития коммуникационной проблемы: информационно-дефицитный, этап заме-щающе-искаженного коммуницирования и поведенчески-коммуникацион­ный. В супружеских отношениях достаточно часто дефицитной информа­цией, т.е. информацией, передача которой оказывается затруднена, является просьба о подтверждении любви, обращение за эмоциональной поддержкой и сопереживанием. Например, муж испытывает потребность в выражении любви, поддержки со стороны жены, однако обращение с по­добной просьбой не согласуется с его представлениями о маскулинности и о себе как сильной личности. На первом, информационно-дефицитном эта­пе реальная коммуникация заменяется воображаемой, частично невербаль­ной — поведение мужа представляет собой молчание, «сверлящий» и умо­ляющий взгляд вслед уходящей жене, мысленные призывы. На следующем этапе происходит замещение и искажение информации, поскольку непо­средственное выражение супругом своих потребностей диссонирует с его ожиданиями и предписанным сценарием ролевого поведения («когда при­ходится быть сильным, а хочется быть слабым...»). Например, муж, вместо того чтобы сказать: «Побудь со мной, мне не хватает твоего внимания, и во­обще я сегодня устал и чувствую себя жалким», говорит: «Что-то я плохо себя чувствую...» Жена, бросая все, мчится в аптеку и, возвращаясь, обна­руживает «тяжелобольного», почти умирающего полчаса назад мужа раз­валившимся в кресле перед телевизором. Скандал. Наконец, на поведенче­ском этапе начинается манипулирование партнером с целью заставить его Делать то, что желает носитель «дефицитной информации». В нашем слу­чае муж использует любые средства для того, чтобы заставить жену все время проводить дома рядом с ним (упреки, использование мнения родст­венников в целях давления и пр.). Отношения катастрофически ухудшаются, наблюдается потеря взаимного доверия, эскалация конфликта. Исход­ная потребность так и не удовлетворена, более того, шансов на эмоциональ­ную поддержку и взаимопонимание уже почти не осталось.

«Отклоненная» коммуникация представляет собой односторонний процесс, в котором один из партнеров, по сути, занимает позицию изоля­ции и молчаливого отказа от коммуникации. Внешне такая коммуникация выступает как монолог вместо диалога, в общении партнеров отсутствует зрительный контакт. Блестящей иллюстрацией отклоненной коммуника­ции может стать картина совместного ужина, изображенного на картине В. Ван Гога «Едоки картофеля». Вечер, крестьяне собрались за столом за^ скудным ужином. Казалось бы, совместная трапеза объединяет, едоки вро­де глядят друг на друга, однако продолжение линии взора легко обнаружи­вает, что на самом деле ни один из них не смотрит на сотрапезника, взгляд! каждого из них устремлен в никуда — коммуникация разорвана!

Парадоксальная коммуникация представляет собой передачу по ком­муникационному каналу одновременно двух взаимоисключающих сообще­ний, каждое из которых должно быть воспринято партнером как истинное [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. Противоречивое сообщение подкрепляет­ся еще и запретом его замечать или комментировать. Например, супруг, вернувшись домой, застает заплаканную жену и встревоженно спрашивает: «Что случилось?». Следует ответ со слезами на глазах: «Все в порядке, у меня все хорошо!»

«Замаскированная» коммуникация, или мистификация, часто исполь­зуется супругами в условиях актуального или хронического семейного, конфликта и представляет собой маскирование и затушевывание противо­речий и конфликтов в отношениях с целью сохранить статус-кво, не объек­тивировать конфликтную ситуацию. Мистификация состоит в том, что один член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации, | своих чувств и переживаний, предлагаемую партнером.

Борьба за коммуникационный канал выступает как попытка одного из | членов семьи установить безусловное доминирование и главенство над] партнером в форме стремления сохранить за собой «последнее слово», ут­вердить первенство и создать ощущение, что именно ему принадлежит право на решение всех семейных проблем независимо от их ранга. В основе подобного нарушения межличностной коммуникации лежит неразрешенная 3 проблема главенства в семье.

Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресурсы роста и развития. Наиболее перспективным направлением работы с дисгармоничной семьей признается оптимизация внутрисемейного общения. Семейное информационное пространство неоднородно как с точки зрения его содержания, так и открытости для всех членов семьи. «Семейные тайны», или «скелеты в шкафу», включают информацию о криминальных и этически ненормативных поступках членов семьи, «неестественных» смертях, трагических событиях, психических заболеваниях и других «по­зорных» болезнях; супружеских изменах; некоторых мотивах и обстоя­тельствах заключения брака; конфликтах супругов, актах насилия в семье и пр. Доступ к такой семейной информации наиболее ограничен для детей. Информация о многих событиях семейной жизни и истории оказывается для них закрытой или табуированной до достижения ими определенного возраста. Например, под запретом оказывается интимная жизнь родителей, события, которые могут нанести ущерб репутации родителей и других чле­нов семьи [Разумова, 2001].

3.Распределение ролей и характер общения определяют формы взаимодействия и сотрудничества в семье. СВ. Ковалев [1987, 1988] предлагает следующую классификацию типов взаимодействия в семье:

• сотрудничество — гибкое распределение ролей в зависимости от стадии жизненного цикла семьи, конкретной ситуации, индивидуальных особенностей членов семьи; взаимная поддержка и взаимопомощь, высокий уровень эмпатии, готовность вместе решать конфликтные ситуации;

•паритетные отношения — союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопо­мощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер стремит­ся к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером;

• соревнование — явно выраженное стремление к первенству на фоне сохранения доброжелательности к партнеру. В семье сочетаются, с одной стороны, кооперация на основе решения общих задач, интересов, эмоциональная поддержка, эмпатия, с другой — стремление утвердить свое превосходство в чем-либо — в профессиональной деятельности, карьере, претензиях на любовь и уважение детей. Однако самоутверждение осуществляется не за счет унижения партнера, а достижения реального превосходства;

•конкуренция — желание обойти и «подавить» партнера любыми средст­вами. Превосходство над ним рассматривается как единственный вариант самоутверждения. Отношения супругов окрашены завистью, ревностью к успехам друг друга, ожесточением в борьбе за лидерство и единоличное гла­венство. Однако и при ярко выраженной конкуренции центростремитель­ные силы обеспечивают сохранение семьи за счет общих задач, интересов и эмоциональной привязанности;

• антагонизм — дисфункциональность и дисгармоничность семьи, несовместимость, противоречивость интересов ее членов, хронический всеобъемлющий конфликт, переходящий в кризис, искажение или утрата эмоциональной привязанности. Как правило, антагонизм интересов и отношений
супругов приводит к распаду семьи.

Т.М. Мишина [1987] дополняет приведенную классификацию, выделяя такие виды амбивалентных супружеских отношений, характеризующих дисфункциональную семью, как соперничество, псевдосотрудничество и изоляция. Соперничество отличается частыми открытыми столкновениями супругов, обусловленными несогласованностью семейных ролей и низЯ ким уровнем эффективности функционирования семьи; отношения супругов амбивалентны, враждебность соседствует с доброжелательностью. Псевдосотрудничество супругов выглядит как вполне благополучные отношения, забота о партнере нередко преподносится в гипертрофированном варианте. Однако реальной помощи и эмоциональной взаимной поддерж­ки в такой семье нет. Изоляция предполагает дистантные отношения супругов, в которых внешняя согласованность действий сочетается с эмоци­ональной разобщенностью.

Наши рекомендации