Основные способы управления конфликтами

Конфликты в сфере управления.

Управленческий конфликт-конфликт, возникающий в система социального взаимодействия субъектов и объектов управления. Источники- это противоречия(между установленной системой групповых норм и административных правил в управленческой системе с одной стороны и потребность всех субъектов управления иметь высокие статусы и выполнять такие роли, которые обеспечивали бы им свободу деятельности и реальную возможность для самовыражения – с другой стороны. Из основного противоречия вытекают и другие: противоречия карьеры, противоречия подбора и расстановки кадров, противоречия делегирования полномочий, противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления.)

Классификация. по характеристикам субъектов конфликтного взаимодействия: м/у субъектами и объектами, м/у участниками системы управления, м/у руководителем и подчиненным ; по источникам конфликтности: структурные, иннов-ые, позиционные, ценностные; по хар-ам динамики упр деятельности: планирования, организации, мотивации, контроля.

Причины конфликтности отношений руководителя и подчиненного: а)объективные причины: субординационный характер отношений(противоречия м/у формальной и личностной сторонами отношений),деятельность в система человек-человек конфликтогенно по своей природе, большая часть конфликтов по вертикале обусловлена предметно-деятельным содержанием, а по горизонтали личностным характером, наиболее конфликтное звено непосредственно руководитель-подчиненный, разбалансированность рабочего места, подчиненный выполняет указания нескольких руководителей, сложность соц и проф адаптации руководящей профессии, недостаточная обеспеченность УР всем необходимым для их реализации; б) субъективные причины: управленческие, личностные.

Динамика конфликтов.

Динамика конфликта- это процесс его изменения. Находит отражение в 2 понятиях: а) фазы конфликта- связаны с этапами, отражают динамику конфликта с точки зрения возможности его разрешения (начальная 92%-возможность разрешения, подъем 46%, пик менее 5%, спад 20%) б)этапы конфликта- отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Предконфликтный период: предконфликтная ситуация- время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий его вызывающих; это возможность, а не действительность. Скрытый период(латентный). Адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации явл важнейшим условием разрешения конфликта. Открытый конфликт наступает в случаях, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно скрывать. стадии: инцидент- это первое столкновение сторон, попытка с помощью силы разрешить проблему в свою пользу(происходит разведка, сбор информацию об истинных возможностях своего оппонента, а также поиск союзников), эскалация- обострение противоречий достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов(создание образа врага, демонстрация силы и угроза, применение насилия, расширение границ), завершение наступает в след ситуациях: ослабление 1 или обеих сторон, исчерпание ресурсов, очевидная бесперсп-ть продолжения, превосх-во 1,появление 3 стороны. Постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.

Основные способы управления конфликтами.

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Управление конфликтом - это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс.

Управление конфликтом включает в себя: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.

Активное вмешательство в возникший конфликтный процесс может приобретать разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и разрешение. Регулирование конфликта - это действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений. Проблема регулирования конфликта - это проблема ограничения его негативного влияния на общественные отношения и перевода в общественно приемлемые формы развития и разрешения. Подавление конфликта - насильственное устранение одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Самый неприемлемый метод борьбы с конфликтом. Компромисс - самый удачный способ регулирования конфликта. Он означает, что все конфликтующие стороны ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно их желания невыполнимы. Позитивный метод урегулирования конфликта - переговоры. Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случает, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы. Если же переговоры понимаются именно как средство урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки. Завершение конфликта - заключительный этап управления. Возможные формы завершения конфликта. Устранение конфликта, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта: разделение оппонентов, например, прекращение отношений участников конфликта (увольнение с работы); устранение (уничтожение) одной из сторон или обеих сторон конфликта; исчезновение или изъятие объекта конфликта; устранение дефицита объекта конфликта. Угасание или затухание конфликта: временное отступление конфликтующих сторон или прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта, конфликт переходит из явной формы в латентную: снижение значимости объекта конфликта, потеря мотива к борьбе, переориентация мотивов; истощение сил, ресурсов. Перерастание в другой конфликт при смене объекта конфликта. Подавление или отмена конфликта.

Способы урегулирования конфликтов (силовые методы, переговоры, посредничество, участие третьей стороны: арбитраж, медиаторство).

Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или "самоопределения") между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.

Арбитраж способ урегулирования трудовых, имущественных, политических и других конфликтов, при котором конфликтующие стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), не зависимым от них, избираемым самими сторонами или назначаемыми по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций либо международных органов.

Наши рекомендации