Лицевая экспрессия как средство невербального общения

Люди обычно обмениваются многими невербальными сигна­лами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, кон­такты глазами, жесты. С помощью этих средств передается важная информация. Сходным образом обмениваются информацией с со­родичами животные в стае, используя выразительные движения, особые звуки. Ч. Дарвин (1872) был первым, кто предположил, что лицевая экспрессия играет особенно важную роль в коопера­ции, объединении членов сообщества, так как позволяет сооб­щать об эмоциях и намерениях действовать. Наиболее важным ка­налом эмоционального, невербального общения является зритель­ный, через который принимается информация, содержащаяся в выразительных жестах и экспрессивных реакциях лица. То, что лицо — наиболее важный источник информации в процессе об­щения, подтверждается исследованиями, выполненными психо­физическими методами. Для сравнения возможностей зрительного и слухового невербальных каналов в передаче информации об эмо­циях У. Хелл, А. Керрес и К. Шерер (Hells U., Karras A., Scherer K.R., 1988) применили факторный анализ к результатам ранжирования видеокадров (лица человека, изображающего улыбку или эмоцию гнева), а также к записям человеческого голоса, переживающего те же эмоции (рис. 40). Для обеих модальностей суммарно авторы получили двухфакторное решение: 45% информации об эмоциях передается зрительными сигналами и 17,6% — слуховыми.

Роль мимики по сравнению с позой, жестом, с фило- и онто­генетическим развитием возрастает. У птиц, в частности у домаш­них цыплят, положение головы несет важную информацию о со­циальном статусе особи. В ряду позвоночных лицевая мускулатура претерпевает изменения от полного отсутствия у низших живот­ных до хорошо развитой системы лицевых мышц у приматов и становится предельно дифференцированной у человека. У макаки резуса наиболее важным компонентом в передаче информации является пантомимика, в частности поза, у человекообразной обе­зьяны мимика становится более независимой от позы и локомо-




Лицевая экспрессия как средство невербального общения - student2.ru

Рис. 40. Собственные веса факторов, полученных на основе субъективного ранжирования кадров отдельно для записи голоса человека, переживаю­щего радость и гнев, и отдельно для видеозаписей лица человека, выра­жающего эмоцию радости и гнева, которые сопровождались текстом, про­износимым без интонации и эмоций. Факторизация только зрительных кадров выделяет два фактора: лицевой экспрессии и текста. При фактори­зации кадров с голосом получено три фактора: интонации, текста и каче­ства голоса (с текстом). Видно, что через зрительный канал суммарно передается больше информации (о гневе и радости), чем через слуховой

канал (по Hells U. et al., 1988).

Л — лицо; Т — текст; И — интонация; Т+Л — текст и лицо; Т+К — текст и

качество голоса.

ции. Исследователями выделены различные выразительные двига­тельные комплексы у макаки резуса, которые используются для демонстрации угрозы, беспокойства, подчинения, испуга, миро­любия и важны для создания иерархии социального доминирова­ния. У человека экспрессивные реакции лица приобретают само­стоятельное значение в передаче эмоциональных сигналов. В со­циальном поведении взаимодействие лиц играет огромную роль. У специалистов оно получило даже специальное название — «поев-

дение лицо к лицу». «Лицо — это центр передачи и приема соци­альных сигналов, которые являются решающими для развития индивида» (Изард К., 1980. С. 72).

В ходе эволюции мимические реакции развивались из движе­ний — намерений, относящихся к подготовительной фазе дея­тельности (подготовка к нападению или, наоборот, к защите). Это предопределило одну из функций лицевой экспрессии — стать средством невербального общения, способом передачи информа­ции о намерениях и состояниях человека, которые должны при­влечь внимание другого субъекта.

Кросскультурные исследования распознавания лицевой эксп­рессии показали, что основные эмоции (гнев, страх, счастье, удив­ление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и традициями. Даже в условиях, затрудняющих наблюдение, например на большом удалении, про­является универсальность механизма распознавания эмоций. Это доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечива­ется врожденными нейронными программами. Процент совпадения оценок лицевых эмоциональных паттернов у лиц разных националь­ностей — около 80%, несколько меньше он у японцев (65%).

Генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выра­жающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к 15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблю­дать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указы­вает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

Лицо человека и даже его схематическое изображение — зна­чимый стимул для новорожденного. Об этом можно судить по дли­тельности его фиксации глазами, по частоте обращения внимания на него, по появлению вегетативного компонента ориентировоч­ного рефлекса (снижению ЧСС). Ребенок предпочитает рассмат­ривание человеческого лица любому другому стимулу (шахматной доске, изображению различных животных).

7.4.2. Методы измерения лицевой экспрессии

Для распознавания и измерения лицевой экспрессии исполь­зуют два основных метода: идентификацию одной из основных эмоций по выражению лица человека и регистрацию электричес-

кой активности мышц лица, по паттерну которых судят о той или другой эмоции.

Техника идентификации эмоций по выражению лица (Facial Affect Scoring Technique — FAST) разработана в 70-х годах в Кали­форнийском университете Паулом Экманом и его коллегами. FAST имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из 6 эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радос­ти—в статической форме. Фотоэталон для каждой эмоции пред­ставлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей— лба; глаз—век и нижней части лица. Кроме того, представлены варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгля­да. При пользовании FAST испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов. Он действует подобно свидетелю, прини­мающему участие в составлении фоторобота преступника.

Второй метод оценки эмоций разработан П. Экманом совмест­но с У. Фризеном (Ekman P., Friesen W.V., 1978). Он получил назва­ние «система кодирования активности лицевых мышц» (Facial Action Coding System — FACS). Метод основан на детальном изучении ана­томии лицевых мышц. В системе FACS выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, на­пример вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описана не только в статических, но и в динамических показателях. В системе также зафиксировано время начала и конца активности каждой мышцы. Схема стандартного отведения элект­рической активности основных мышц лица показана на рис. 41.

П. Экману принадлежит нейрокулыпурная теория эмоций, ко­торая учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций на выраже­ние и распознавание эмоций. Модель предполагает, что экспрес­сивные проявления шести основных (базисных) эмоций — счас­тья, гнева, страха, печали, удивления, отвращения — универсальны и не зависят от культуры. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при переживании указанных основных эмоций. Каж­дая из них связана с определенной, фиксированной в генетичес­кой памяти программой движений лицевых мышц. П. Экман и У. Фризен установили, что американцы и японцы во время про­смотра фильма стрессового содержания одинаково выражают свои эмоции, если возле них нет соотечественников, и по-разному — в их присутствии. Наличие социального контроля включает действие принятых в соответствующем обществе правил проявления эмо­ций. Японцы более сильно маскируют свои негативные эмоцио­нальные переживания, демонстрируя более позитивное отноше-

Лицевая экспрессия как средство невербального общения - student2.ru

Лицевая экспрессия как средство невербального общения - student2.ru

Рис.41. Расположение электродов для записи активности основной мими­ческой мускулатуры.

1 — Ground; 2 — Lateral Frontalis; 3 — Medial Frontalis; 4 — Corrugator Supercilii; 5 — Depressor Supercilii/Procerus; 6 — Orbicularis Oculi (Pars Orbital); 7 — Levator Labii Superioris; 8 — Orbicularis Oris Inferior; 9 — Depressor Anguli Oris; 10 — Men-talis; 11 — Zygomaticus Major; 12 — Masseter.

ние к событиям, чем это имеет место на самом деле. Существова­ние механизма социального контроля доказывают так называемые кратковременные выражения лица, которые можно увидеть с помо­щью киносъемки. Во время неприятного интервью киносъемка выявила реальные и неконтролируемые эмоциональные реакции субъекта на стрессовую ситуацию. Они длятся в течение 1/8 — 1/5 с, а затем сменяются выражениями лица в соответствии с нормами, принятыми в той социальной среде, к которой принадлежит субъект. В социальной ситуации человек демонстрирует свою экспрессию, следуя правилам среды, определяющим — кто и какую эмоцию,

кому и когда может показывать. Эти правила требуют усиления или ослабления, нейтрализации или маскировки определенных эмоциональных реакций.

Наши рекомендации