Контрольная работа студента 51 кс __

1. Дайте определение понятию "наука" *

2. Процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний - это ... *

(выберите один ответ)

o научное исследование

o научная деятельность

o наука

o научное знание

3. Форма научного знания, вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании, или "белое пятно на карте науки", или это "знание о незнании" называется ... *

(выберите один ответ)

o объект исследования

o актуальность темы

o научная проблема

o тема исследования

4. Творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (обучающего и обучаемого) по поиску решения неизвестного, в результате которого усваивается процедура проведения исследования, формируются исследовательский тип мышления и навыки самостоятельной исследовательской работы, - это ... *

(выберите один ответ)

o научно-исследовательская деятельность

o учебно-исследовательская деятельность

o учебное исследование

o учебная дисциплина

5. Учебно-исследовательская работа студентов формирует знания и навыки … деятельности *

(выберите пропущенное слово)

o творческой

o практической

o спортивно-тренировочной

o научно-методической

6. Учебно-исследовательская работа студентов осуществляется в процессе … *

(выберите четыре ответа)

o выполнения различных видов учебных заданий

o двигательно-практической подготовки

o участия в конференциях, олимпиадах, конкурсах

o выполнения заданий методического характера

o организации игровой деятельности детей

o написания исследовательских работ (статей, рефератов, курсовых и ВКР)

7. Способы изучения явлений (процессов), получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий, обоснования нового знания в науке, выработки рекомендаций - это ... *

(выберите один ответ)

o методы исследования

o предмет исследования

o эксперимент

o наблюдение

8. Отнесите перечисленные методы к соответствующей группе методов *

(напротив каждого метода в таблице выберите соответствие и поставьте галочку)

методы работы с информацией   метод "мозговой атаки"   методы обработки полученной информации   эксперимент   методы поиска научной информации   метод записной книжки     методы научного познания методы творческого решения проблемы исследования наблюдение

9. Из перечня методов исследования выберите те, которые относятся к группе теоретических методов исследования *

(выберите три ответа)

    • сравнительно-исторический анализ
    • конкретизация
    • педагогический эксперимент
    • синтез
    • наблюдение

10. К количественным методам обработки результатов эксперимента относятся: *

(выберите три ответа)

    • классификация
    • шкалирование
    • ранжирование
    • систематизация
    • математико-статистические методы

11. Метод исследования, который заключается в активной деятельности экспериментатора, преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе запланированного, целенаправленного, специально организованного его развития и функционирования, называется ... *

(выберите один ответ)

o наблюдение

o эксперимент

o тестирование

o анализ результатов деятельности

12. Метод целенаправленного, систематического, активного изучения предметов, явлений, процессов, находящихся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента, называется ... *

(выберите один ответ)

o наблюдение

o эксперимент

o тестирование

o анализ результатов деятельности

13. Метод получения информации путём постановки стандартизированной системы вопросов называется ... *

(впишите ответ)

14. Тип вопроса в анкете или тесте, содержащий в себе варианты ответа *

(выберите один ответ)

o проективный

o открытый

o альтернативный

o закрытый

15. Тип подхода к чтению научно-литературных источников, необходимый для тщательной проработки произведения в целом или отдельных его частей называется ... *

(выберите один ответ)

o беглое чтение

o беглое чтение

o выборочное чтение

o сплошное чтение

o техника чтения

16. Записи, относящиеся к аналитическим формам проработки книги: *

(выберите три ответа)

o тезисы

o закладки с надписями

o ксерокопирование текста

o конспект

o выписки-цитаты

o опорные таблицы и схемы

17. Точная выдержка из какого-нибудь текста называется ... *

(выберите один ответ)

o рецензия

o цитата

o реферат

o аннотация

18. Письменная работа, в которой критически оценивают основные положения и результаты научного исследования, называется ... *

(впишите ответ)

19. Работа, представляющая собой краткое изложение в письменном виде содержания отдельного документа, учебных пособий, научных трудов, научных статей по заданной теме называется ... *

(выберите один ответ)

o доклад

o реферат

o курсовая работа

o дипломная работа

20. Исследовательская работа, представляющая собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в конкретной области знания *

(выберите один ответ)

o доклад

o реферат

o курсовая работа

o дипломная работа

21. Установите последовательность этапов выполнения исследовательской работы студента *

(напротив названия этапа укажите его номер)

 
 
теоретическое исследование            
формулирование темы исследования            
защита исследовательской работы            
подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы            
формулирование цели, задач, гипотезы            
анализ и оформление результатов исследования            
                         

22. Научная задача, охватывающая определенную область научного исследования - это ... *

(выберите один ответ)

    • предмет исследования
    • тема исследования
    • объект исследования
    • актуальность исследования

23. Признаки актуальности (значимости) темы включают … *

(выберите три ответа)

    • материально-техническую оснащенность исследования
    • общий интерес ученых и практиков к проблеме
    • системность
    • потребность практики в разработке проблемы на данном этапе
    • необходимость разработки проблемы в связи с определенными условиями

24. Научное предположение, вытекающее из теории для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов , которое еще не подтверждено и не опровергнуто, называется ... *

(впишите ответ)

25. Тип гипотезы, в которой даётся объяснение возможным следствиям из определённых причин, а также характеризуются условия и факторы, при которых эти следствия обязательно последуют*

(выберите один ответ)

    • описательная
    • рабочая
    • объяснительная
    • причинно-следственная

26. Явление, процесс, который содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию, избрано для изучения, называется ... *

(выберите один ответ)

    • предмет исследования
    • тема исследования
    • объект исследования
    • актуальность исследования

27. В курсовой и дипломной работах рекомендуется вести изложение ... *

(выберите один ответ)

o от первого лица единственного числа

o в безличной форме

o от первого лица множественного числа

28. Установите последовательность в структуре курсовой работе *

(напротив каждого структурного элемента курсовой работы укажите номер его следования)

 
Содержание              
Заключение              
Титульный лист              
Основная часть              
Приложения              
Список использованной литературы              
Введение              

29. Выберите структурные компоненты "Введения" дипломной работы *

(выберите четыре ответа)

    • обоснование актуальности и новизны работы
    • описание собственного отношения к проблеме исследования
    • формулировка объекта, предмета, гипотезы
    • описание используемых методов исследования
    • составление списка использованной литературы
    • постановка цели и задач исследования

30. Вид эксперимента, где предполагается разработка нового в науке и практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой гипотезой называется ... *

(выберите один ответ)

    • естественный эксперимент
    • формирующий (преобразующий) эксперимент
    • модельный эксперимент
    • лабораторный эксперимент

31. Собрание конкретных материалов опытно-экспериментальной работы (программ, конспектов и т.п.), а также работ детей, учащихся и др. респондентов находится в ... *

(выберите один ответ)

o накопительной папке

o практической части

o приложении

o не прикладывается к работе

32. Структурная часть исследовательской работы, в которой отражается общий вывод, вытекающий из анализа результатов исследования - это ... *

(выберите один ответ)

o приложение

o заключение

o обобщение

o ссылка

33. Принцип, которому придерживаются при составлении списка использованной литературы *

(выберите один ответ)

o принцип расположения источников в порядке упоминания в тексте работ

o алфавитный принцип

o принцип расположения источников в хронологическом порядке

o принцип группировки источников по областям науки

34. Исправьте ошибки в библиографическом оформлении источника литературы: Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М., Издательский центр «Академия», 2012 г., 464 с. *

(впишите библиографическое описание предложенного источника с исправлениями)

35. Правильное оформление журнальной статьи *

(выберите один ответ)

o Голубева Е.И. Как составить реферат [Текст] // Школьная библиотека. - 2004. - №2. – С.12-13

o Голубева, Е.И. Как составить реферат // Школьная библиотека. - 2004. - №2. – С.12-13

o Голубева, Е.И. Как составить реферат / Е.И. Голубева // Школьная библиотека. - 2004.- №2. – С.12-13

o Голубева, Е.И. Как составить реферат [Текст] / Е.И. Голубева // Школьная библиотека. - 2004. - №2. – С.12-13

36. Показатели правильного технического оформления курсовой и дипломной работы: *

(выберите четыре ответа)

o размер шрифта №14 (Times New Roman)

o нумерация в нижнем правом углу

o межстрочный интервал - 1,5

o абзацный отступ - 1,25 см

o поля страницы: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм

o выравнивание текста по правому краю

37. Выберите правильное оформление ссылки на информационный источник по тексту работы *

o [4; с.25-26]

o (4, с.25-26)

o [4, с.25-26]

o [4; 25-26]

38. Объем курсовой работы должен быть ... печатного текста *

(выбрать один ответ)

o не менее 10-15 страниц

o не менее 40, но более 60 страниц

o не менее 25 страниц

39. При подготовке к защите дипломной работы необходимо: *

(выберите три ответа)

o составить текст (тезисы) выступления примерно

o оформить средства наглядности (презентацию и т. д.)

o провести самостоятельный анализ теоретических концепций по изучаемой проблеме

o подготовить варианты ответов на замечания рецензента

o провести контрольный этап исследования

40. Обязательной для дипломной работы должна быть процедура … *

(выберите один ответ)

o редактирования

o консультирования

o рецензирования

41 ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА –

1 это совокупность взаимодействующих элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и предназначенная для выполнения функций.

2 это совокупность элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и предназначенная для выполнения определенных полезных функций

3 это совокупность упорядоченно взаимодействующих элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и предназначенная для выполнения определенных полезных функций

42 Техническая Система имеет фундаментальные признаки:(убрать лишнее)

1 функциональность

2 целостность

3 организация

4 системное качество

5 структура

6 качественность

43 Назовите типы структур тс.

 
44 Инструкция: Из перечня слов, представленных ниже, выберите ключевые слова, сформулируйте тему для дипломного исследования и категориальный аппарат (цель, объект, предмет,задачи) Перечень слов Улучшение,модернизация,конфигурация,проектирование,анализ.обработка,программные Средства,.технические средства,аппаратные средства,проект, сети, Создание, интерактивный Web-сайт,учёт особенностей конкретного предприятия Разработка, программный комплекс, повышения достоверности, информационно-справочная система, центр,Оценка, различные способы информации в сетях.

45 Третий этап - творческий: "Написание рецензии на научную статью".

Оценка результатов: Критерии оценки: 1) выдержанность стиля написания рецензии; 2) полнота раскрытия вопроса; 3) логика в написании рецензии; 4) аргументированность. За каждый критерий насчитывается два балла, если критерий представлен недостаточно полно - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов, максимальное количество баллов - 8.

Инструкция: Прочитайте научную статью, представленную ниже, и запишите в форму рецензию на нее.

СТАТЬЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

Э. А. Биштова

Преобразования, происходящие в нашей стране, приводят к изменениям и в сфере образования, предъявляя к выпускникам профессиональных учебных заведений новые требования к обученности и воспитанности. Необходимо достигнуть такого уровня профессиональной подготовки, при котором молодые специалисты будут обладать всеми свойствами, необходимыми для самостоятельного совершенствования своих знаний, то есть владеть исследовательскими навыками. Достижение этой цели в современных условиях все больше связывается с совершенствованием управления развитием научно-исследовательской деятельности в высших и средних учебных заведениях.

Исследователи, изучающие особенности организации и управления НИД (В. В. Балашов, В. И. Богославский, М. В. Богуславский, В. И. Мареев, А. А. Малахов и др.), приходят к выводу, что для эффективного функционирования и управления научно-исследовательской деятельностью необходимо систематически обращаться к педагогической науке. Однако далеко не на все поставленные практикой вопросы имеются ответы. Поэтому возникла необходимость определить круг проблем, связанных с особенностями научно-исследовательской деятельности, осуществляющем подготовку будущего педагога.

В качестве основной цели исследования выступает выявление эффективных условий, форм и методов работы учреждения, направленных на формирование познавательного интереса к педагогической науке в процессе научно-исследовательской деятельности у будущих выпускников.

Н. В. Бордовская отмечает: «Научно-исследовательская деятельность - один из видов деятельности педагога, направленной на познание и преобразование педагогической реальности на основе достижений педагогической науки и применения научных методов; результатом этой деятельности является получение нового педагогического знания и опыта и развитие методологической культуры педагога-исследователя»1.

Исходя от данного определения, мы понимаем научно-исследовательскую деятельность студентов как процесс профессионального становления личности будущего педагога, развивающий способности к научному и педагогическому исследованию; самостоятельности, инициативы в учебе, умений и навыков индивидуального и коллективного решения профессиональных задач. Особенностью процесса НИД студентов является индивидуальный подход к творческой самореализации каждого.

Среди современных тенденций, обозначенных нами в системе подготовки студентов вуза к научно-исследовательской работе, можно выделить то, что ее качество обоснованно связывается с ориентацией на формирование такой личности будущего педагога, которая готова была бы обратить свои силы на благо развития науки, осознавая свои возможности, внести серьезный вклад в изменение существующих порядков в конкретной профессиональной области. Считая эту тенденцию весьма правильной, нам представляется, что организация научных исследований студентов вузов и сузов должна отвечать актуальным задачам и потребностям.

Раскрытие профессионально-исследовательской деятельности педагога, которую он осуществляет, основана на наблюдении, анализе, построении и реализации гипотез, экспериментировании, то есть по существу глубоко креативна.

Перечень исследовательских умений современного педагога включает:

• способности ориентироваться в потоке научной информации;

• способности к осваиванию перспективных, постоянно развивающихся технологий обучения;

• умения оценки и выбора альтернативных и вариативных программ и создания на их основе собственных авторских программ;

• умения в изучении и применении эффективного педагогического опыта других коллег.

Отсюда следует, что сегодня нужны учреждениям сферы образования педагоги с таким личностным потенциалом, которые творчески подходили бы к решению любой профессиональной задачи.

Научно-исследовательская деятельность имеет свою яркую специфику, свои задачи и сопровождает будущего специалиста на протяжении всех лет обучения в вузе и сузе. Говоря о научно-исследовательской деятельности студентов и ее возможностях как составляющей профессионального развития студента, следует отдельно поставить вопрос о ее процессуальных характеристиках, то есть о выделении различных этапов постепенного усложнения задач формирования исследовательской компетенции будущего педагога. Следует отметить, что усложнение и углубление профессионального развития студентов обусловлено двумя его уровнями. С одной стороны, это уровень освоения будущей профессиональной квалификации в рамках стандартизированных профессиональных образовательных программ (стандарт высшего и среднего педагогического образования), с другой - уровень активного поэтапного включения студентов в научно-исследовательскую деятельность нерегламентированного характера на основе индивидуальных программ их продвижения к исследовательской компетенции во внеучебное время. Соответственно, можно ставить вопрос о дифференциации задач включенности студентов в научно-исследовательскую деятельность, в одном случае, носящую обязательный характер (УИРС), в другом - их творческой самореализации в процессе участия в НИРС в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями каждой отдельной личности студента. В результате, к окончанию учебного заведения можно ожидать достижения соответствия подготовленного специалиста критерию «профессионально-исследовательская компетенция», которая может быть измерена с помощью определенных показателей.

Выполнение этой задачи требует конкретизации комплекса «знания, умения, навыки», участия студентов в научно-исследовательской деятельности.

В самом общем смысле, знания - «это результат познания объективного мира, т. е. коллективный опыт человечества, взятый в обобщенной форме»2.

Предметно определяясь в рамках данного исследования, речь идет о знаниях студентов в области деятельности познания. Сюда входит целый комплекс осведомленности студентов об исследовании как самостоятельном виде деятельности человека; о самой науке и ее потенциале как двигателе человеческой цивилизации вообще и условии развития профессиональной деятельности в каждой отдельной области. В нашем случае, речь идет о расширении диапазона знаний студентов о научно-исследовательской деятельности как аспекте профессионально-педагогической деятельности.

Другим компонентом исследовательской компетенции студента выступают умения в области научно-исследовательской деятельности.

Определяя понятие «умения» в общепедагогическом смысле, здесь следует подразумевать наличие способности сознательного, легко переносимого в разнообразные ситуации выполнения действия, связанного с мотивационной и эмоциональной сферами деятельности. Умение следует рассматривать как сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания3.

Умения в области осуществления НИД связаны с освоением опыта профессиональной деятельности в выполнении функций обучения, воспитания, развития детей на креативном уровне в условиях реальной практики. Другим возможным уровнем творческой самореализации студента может также выступать углубленное, проблемно-исследовательское изучение любой дисциплины, в особенности, дисциплин специального цикла на уровне проведения достаточно самостоятельного исследования с возможными практическими выходами.

Свое особое место занимает в развитии творческого потенциала у студентов задача формирования навыков научно-исследовательской деятельности.

Здесь следует вспомнить о том, что в каждой деятельности есть стабильные, стереотипно повторяющиеся компоненты, которые могут при многократном повторении автоматизироваться, т. е. осуществляться при свернутом контроле сознания. Автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся при многократных повторениях, являются навыками. С этих позиций, навык и умение соотносятся как часть и целое4.

В широком понимании навыки являются специфическими компонентами умения. Наличие тех или иных навыков свидетельствует о достаточно высоком уровне освоенности деятельности в ее практических характеристиках, способствуя обретению все более усложняющейся компетентности в будущей профессии, включая ее творческий компонент.

Навыки студентов в области НИД предполагают развитие их подготовленности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач: на уровне планирования исследования, сбора информации, ее обработки, фиксирования промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы; уверенного использования полученных результатов в практической работе.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что именно сформированность навыков студентов в области научно-исследовательской деятельности следует считать основным показателем эффективности их участия в этой деятельности.

Дальнейшая конкретизация процесса развития личности будущего педагога, его научно-исследовательской компетенции связана с определением программы развития соответствующих знаний, умений и навыков на каждом из выше выделенных уровней организации научно-исследовательской деятельности в условиях их профессиональной подготовки: на уровне учебно-исследовательской работы (обязательной, регламентированной учебным планом и программами) и уровне организации внеучебной деятельности (нерегламентированной). Рассмотрим возможность программирования роста научно-исследовательской компетенции студентов более детально в рамках выделенных направлений.

I уровень - учебно-исследовательская работа вносит творческую составляющую в занятия по учебному плану, при этом учитываются индивидуальные склонности и научные интересы обучающихся.

Выполнение учебно-исследовательской работы имеет своей целью:

1) привить каждому студенту первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ;

2) обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;

3) развивать у студентов творческое, аналитическое мышление, расширять теоретический кругозор;

4) вырабатывать умение применять теоретические знания к решению конкретных практических задач;

5) формировать у студентов потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности;

6) расширять знания студентов по основным для данной специальности направлениям педагогической науки и областям преподаваемых в школе знаний;

7) развивать высокие деловые и моральные качества, культуру, способствовать формированию личности.

II уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов является дополняющей компонентой процесса их профессионально-творческого развития во внеучебное время, способствуя творческой самореализации личности согласно ее индивидуальным возможностям. На этом уровне можно выделить две формы включения студентов в НИД:

• научно-исследовательская деятельность, дополняющую учебный процесс;

• научно-исследовательскую деятельность, протекающую параллельно учебному процессу.

Научная деятельность, дополняющая учебный процесс, предполагает привлечение студентов к участию в работе научных конференций и семинаров, олимпиад и конкурсов и т. п.

Организацию этого вида НИРС, по мнению В. В. Балашова5, целесообразно строить как механизм, способствующий поиску наиболее талантливых студентов, повышению уровня их профессионально-творческой подготовки.

Исследовательская работа, параллельная учебному процессу, осуществляется в следующих формах:

• работа кружков НСО, исследовательских групп, выполняющих исследования по проблемам, связанным с научными интересами как отдельных преподавателей, так и кафедр в целом;

• участие в международных исследовательских программах;

• встречи студентов с ведущими специалистами, учеными-педагогами России и зарубежных стран;

• участие в работе международных, всероссийских, региональных, межвузовских, общевузовских научных конференциях, семинарах, чтениях и др.;

• организация и участие в конференциях НСО;

• участие студентов в конкурсе на лучшую научную студенческую работу.

Цель работы студентов в научных кружках состоит в углубленном освоении различных учебных дисциплин, разработке определенных научных проблем, решении практических вопросов и т. п. Основной задачей включения студентов в выполнение индивидуальных исследований является развитие научных способностей и навыков студентов.

Таким образом, сформированность навыков студентов в области НИД следует считать основным показателем эффективности их участия в этой деятельности. Результативность этого процесса требует четкого определения состава осваиваемых студентами навыков в области НИД: общенаучные; инновационной и педагогической деятельности; передачи творческих способов деятельности учащимся; креативной активности в разработке социальных проектов.

Литература

  1. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
  2. Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / P.A. Низамов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975.
  3. Марквард К. Г. В целях активизации познавательной деятельности студентов / К. Г. Марк-вард // Вестн. высш. шк., 1997. № 10. С. 23-30.
  4. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности студентов вузах России / В. В. Балашов, Г. В. Лагунов и др.; Под ред. В. В. Балашова. Ч. 1. М.: ГУУ, 2002.

Статья взята с сайта научной библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-faktor-professionalnogo-razvitiya-studenta

Наши рекомендации