Сущность и структура обучения
Диалектическое противоречие обучения состоит в том, что оно исходит из прошлого (передает знания и ценности, накопленные прошлыми поколениями), осуществляется в настоящем, но ориентировано на становление граждан будущего. Если думать о настоящем, то изменения в образовании необходимы. Будущее не определено. К чему готовить? И какие изменения в образовании и обучении в этой связи необходимы? Вопросов, связанных с обучением, очень много.
Обучение как вооружение обучающихся под руководством педагога системой научных знаний о мире и научно-обоснованными способами деятельности - еще недавно такая трактовка обучения была основной. Так называемая ЗУН-дидактика (ЗУН – знания, умения, навыки) долгое время главенствовала в нашей стране. В качестве главной цели образования выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо государства.
Это так называемый технократический подход, которому присущ «взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей» (В.П. Зинченко).
Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели образования выступало создание предпосылок для самореализации личности. Речь идет о смене ценностных ориентаций, которые предполагают не коренное изменение учебно-воспитательного процесса, а перестановку акцентов.
Первый подход ориентирован на экономическую эффективность, максимальное использование возможностей человека в интересах государства. Второй – на интересы каждого конкретного учащегося, удовлетворение его потребностей. Современная концепция стала глубже и шире. Она носит гуманистический характер и определяет главной целью образования и воспитания реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала. При этом обучение рассматривается как развивающий и воспитывающий процесс, средство развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан.
Это не означает, что произошел отказ от традиционных ценностей, от «признания знания». Система знаний и способов деятельности, качество знаний (их полнота, глубина, осознанность) остаются базой образовательного процесса. Однако знания сами по себе не являются конечной целью и результатом обучения или самообразования.
Социальная направленность образования, формирование стремления служить обществу, чувства долга, коллективизма тоже не вытесняются. Современная концепция лишь требует, чтобы человек включался в социальные процессы как развивающаяся, социально устойчивая и одновременно мобильная, свободная, творческая личность. Общая ориентация современного образования – личностно-социальная (или социально-личностная). При этом акцент делается на активные формы учебно-педагогического процесса – взаимодействие, сотрудничество педагогов и обучающихся, обучающихся друг с другом.
Процессу обучения могут быть даны и другие определения:
-процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями, способами деятельности, всем богатством культуры;
-самый важный и надежный способ получения образования;
-специфический процесс познания, управляемый педагогом;
-общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, овладение конкретной деятельностью;
-процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею.
Эффективное обучение предполагает:
-ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек;
-конкретность мышления;
-умение видеть неопределенность и находить ее причины;
-осознание связей между предметами, тенденций – между процессами;
-способность предвидеть развитие событий на основе анализа того, что есть.
Познавательная деятельность осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, но только в процессе обучения она приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.
Выделим специфические особенности обучения.
· Обучение имеет задачную структуру. Движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию.
· Обучение – это совместная деятельность педагога и обучаемых. Оно носит двусторонний характер, всегда содержит взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).
· Обучение – это сотворчество педагога и ученика. При всем многообразии методического почерка учителей — будь то применение "опорных сигналов", как у В. Ф. Шаталова, или анализ литературного произведения через призму художественной детали, являющейся ключом к его пониманию, как у Е. Н. Ильина, — важнейшим для них является построение диалога на уроке. В этом случае урок становится продуктом сотворчества учителя и учеников (Ю.В. Сенько).
· Поскольку все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент процесса – содержание изучаемого (предмет изучения): факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.
Таким образом, общая структура процесса обучения выглядит так:
Рис.1.