Межличностная коммуникация: особенности, аксиомы, стили

Межличностная коммуникация(МЛК) понимается как «процесс обмена сообщениями и их интерпретации двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом» (Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностная коммуникация: учеб. пособие. СПб., 2004. С. 5). Особенностями МЛК являются ее неотвратимость и неизбежность (человек не может без общения, «человеку нужен человек»), необратимость (слово – не воробей, словом можно унизить или возвысить человека, взглядом – проявить любовь или ненависть), непосредственная и тесная обратная связь (общение лицом к лицу; МЛК – это аксиальная коммуникация), богатство вербальных и невербальных кодов, поэтапность (установление контактов, их поддержание, подъем, спад, прекращение общения или его возобновление), ситуационные факторы.

Сегодня широко известны аксиомымежличностной коммуникации, обобщенные американскими психологами П. Вацлавиком, Дж. Бивином и Д.Джексоном: 1) невозможность отсутствия коммуникации; 2) существование двух уровней коммуникации – уровня содержания {что сообщается) и уровня отношения (как это сообщение должно быть воспринято); 3) пунктуация последовательности событий – выстраивание общения, исходя из представления о важном и неважном; 4) симметрическое и комплементарное взаимодействия: симметричные отношения базируются на равенстве партнеров и минимизации их различий; в комплементарных интеракциях партнеры не равны: один партнер занимает более высокую позицию, а другой – подчиненную, вторичную; 5) коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной.

Коммуникация всегда ситуативно обусловлена временем, местом действия и характером взаимодействия общающихся. Основными характеристиками ситуации являются следующие: знакомая – незнакомая, формальная-неформальная, ориентированная на выполнение дела – ориентированная на общение, поверхностная – глубокая (интимная) включенность.Ситуационными факторами МЛК являются цели коммуникации, ее правила, роли, действия (вербальные и невербальные формы взаимодействия), последовательность поведения, концепты-знания (понимание ситуации), физическая среда, язык и речь, трудности и навыки общения. МЛК обусловлена также коммуникативным стилем – привычными, устойчивыми способами поведения, присущими человеку, которые он использует при установлении контактов и взаимодействии с другими. Так, существуют мужской (более независимый и жесткий) и женский(ориентированный на взаимозависимость, более мягкий) стили общения, продуктивный и непродуктивный стили общения, связанные с тем, кем является для коммуникатора реципиент– объектом или субъектом. Существует ритуальный стиль общения, он задан культурой, и его целью является не изменение другого, а подтверждение своего присутствия (американское: «как дела» – ритуальный ответ: «прекрасно»). Гуманистический стиль общения проявляется, когда его целью является не изменение другого, а поддержка друг друга, а также изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Существуют кооперативный стиль общения (координация совместных сил участников), конфликтный стиль, разновидностью которого является конкуренция (Андреева Г.М.Социальная психология. М., 2002. С. 105–108). Согласно теории «креативного Я» А. Адлера (1870–1937), ученика 3. Фрейда, человек сам творит свою личность: наследственность, субъективный жизненный опыт и даже жизненный стиль, формируемый к пятилетнему возрасту, подчинены «креативному Я» как первопричине личности.

Сегодня востребованной моделью определения и тестирования стилей общения является модель под названием «Окна Джохари» психологов Джозефа Люфта и Харри Ингрэма по начальным буквам их имен: Jo + Harry, которая изображается в виде матрицы (рис. 5.1).

  Я знаю о себе Я не знаю о себе
Другие знают обо мне Арена Мертвая зона
Другие не знают обо мне Фасад Непознанное

Рис. 5.1. Модель «Окна Джохари»

В зависимости, от доминирования одной из четырех зон выявляется стиль коммуникативного поведения, который можно корректировать. Стиль «Арена» демонстрирует открытость, дружелюбность, понимание настроений и потребностей других. Стиль «Мертвая зона» предполагает самоуверенность, что вызывает у окружающих обиду и враждебность. «Фасад» предполагает стремление к общению и одновременно боязнь раскрыть себя, недоверие к тем, кто это понимает. В «Непознанном» демонстрируется безличный подход в отношениях, уход от контактов и участия в делах других, избегание самораскрытия, некоммуникабельность (Рай Л.Развитие навыков эффективного общения. СПб., 2002. С. 76–78).

Американский ученый Вилбур Шрамм (см. главу 6) рассматривает межличностную коммуникацию как различные способы общения, имеющие историю и функции. По его мнению, каждый человек, непосредственно или опосредованно общаясь с разными людьми, с различными источниками информации, имеет личную «карту коммуникации». «Карта коммуникации» («карта общения») включает в себя: внутриличностную коммуникацию с самим собой: воспоминания, мечты, обдумывание планов, сны; коммуникацию с близкими людьми – семьей, родственниками, друзьями, соседями; коммуникацию со своей рабочей группой в организации; постоянные коммуникации в повседневной жизни: с лечащим врачом, психотерапевтом, торговцем, сборщиком налогов; коммуникации со случайными встречными; коммуникации с персонажами и персоналиями, известными из прочитанных книг, из СМК (кино, театр, телевидение); информацию из так называемых анонимных источников (СМИ, справочники) (Schramm W.Men, Massages, and Media: A Look at Human Communication. N. Y., 1978).

Наши рекомендации