Посредников. Понятие учетно-договорной единицы

При выборе схемы распределения основной задачей логистики является корректировка маркетинговой стратегии в целях обеспечения эффективности процессов товародвижения. С этих позиций ключевыми в распределительной логистике являются понятия: «логистический канал», «логистическая цепь» и «учетно-договорная единица».

Понятие «канал распределения» является маркетинговым термином, в логистике чаще употребляется термин «логистический канал». Логистический канал (канал распределения) – это частично упорядоченное множество торговых и транспортных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Множество посредников является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь.Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной микрологистической системы до другой. [2, с. 129].

Важнейшими характеристиками канала, позволяющими сформировать эффективные логистические цепи, являются количество уровней канала, число и типы посредников в каждом уровне. Решение об использовании в процессе товародвижения услуг посредника создает очередной уровень канала[25]. Прямая поставка товаров от производителя к потребителю представляет собой канал нулевого уровня.

Уровни традиционного (горизонтального) канала могут быть представлены независимым производителем и одним или несколькими независимыми посредниками, каждый из которых стремится увеличить собственную прибыль, не заботясь о максимизации общей прибыли системы[26]. Логистическое управление горизонтальным каналом требует согласованности действий участников и взаимных компромиссов для обеспечения эффективности распределения на всех уровнях. В вертикальном каналеодин из его участников, как правило, является собственником остальных компаний-участниц (либо предоставляет им определенные привилегии), что позволяет ему контролировать функционирование канала. Таким собственником может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы экономичны (что объясняется устойчивостью логистических цепей: возрастающей надежностью поставок, сокращением затрат на поиск партнеров) и ориентированы на максимизацию общей прибыли системы [1, с. 193].

Наличие значительного числа посредников, которые могут быть использованы при формировании каждого уровня, обостряет конкуренцию между ними и способствует повышению качественных характеристик распределения.

При формировании логистического канала принципиально важным является вопрос о типе привлекаемых посредников. Логистических посредников классифицируют, как правило, по двум основным признакам: «от чьего имени» и «за чей счет» работает посредник [1, с.195].

Основные типы логистических посредников представлены в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Классификация логистических посредников

Признак классификации Тип посредника Характеристика
«От своего имени и за свой счет» Дилер Оптовые (реже розничные) посредники. Приобретают товар по договору поставки: после полной оплаты поставки дилер становится собственником продукции. В логистической цепи занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям. Традиционно отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. Однако в настоящее время отношения производителя с дилерами приобретают разнообразные формы из-за желания производителей формировать устойчивые логистические цепи (в рамках вертикальных каналов распределения). При этом дилеры могут становиться держателями привилегий, получая возможность контролировать ряд последовательных этапов распределения (несколько уровней канала). Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами на реализацию его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителем на условиях франшизы, называются авторизованными.
«От чужого имени и за свой счет» Дистрибьютор Оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. Если дистрибьютор желает действовать от своего имени, то в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами.

Продолжение таблицы 7.1

«От своего имени и за чужой счет» Комиссионер Оптовые и розничные посредники. Ведут операции от своего имени и за счет производителя (комитента). Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции конечному потребителю заключается от имени комиссионера, оплату по договору потребитель перечисляет также на счет комиссионера. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации. Риск случайной порчи и гибели товара лежит на комитенте. Комиссионер обязан обеспечить сохранность принятых на комиссию объектов. Он отвечает за утрату или повреждение продукции по его вине.
«От чужого имени и за чужой счет» Агент Посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент заключает сделки от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают только сделки, указанные в доверенности. За свои услуги агенты получают вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом. Наиболее распространенный вид агентского вознаграждения – процент от суммы заключенной сделки.

Окончание таблицы 7.1

«От чужого имени и за чужой счет» Брокер Посредники при заключение сделок, сводящие контрагентов[27]. Брокеры не являются собственниками товара как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряжаются товаром как дистрибьюторы комиссионеры или агенты. В отличие от агентов брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключаемой сделки и действуют лишь на основе отдельных поручений. Брокеры вознаграждаются только за проданную продукцию. Их доходы могут формироваться как определенный процент от стоимости проданных товаров или как фиксированное вознаграждение за каждую проданную единицу товара.

Понятие учетно-договорной (трансакционной, грузовой) единицы является общим для функциональных областей логистики, взаимодействующих в сфере физического распределения [1, с. 205], [2, с. 206-210], [8, с. 208-211]. Учетно-договорные единицы – единицы продукции, транспортных средств, программных и технических средств информационного обслуживания, подъемно-транспортного оборудования и оборудования для хранения и складской переработки, а также типовые логистические процедуры (операции и группы операций), имеющие определенные стандартные характеристики. Логистический подход к управлению материалопроводящими системами предусматривает рациональное сочетание указанных единиц посредством стандартизации и гармонизации (согласования) их параметров, что обеспечивает непрерывность процессов товародвижения, ускорение оборачиваемости, сокращение всех категорий логистических затрат и приводит к повышению эффективности функционирования логистических систем. Для обозначения учетно-договорных единиц продукции традиционно используется термин «грузовая единица».

Под грузовой единицейпонимается совокупность материальных ценностей (грузов), имеющая определенные снабженческо-сбытовые характеристики, закрепленные на достаточно длительный срок, чтобы облегчить повторные логистические операции в процессе распределения. К таким характеристикам можно отнести: массу брутто, массу нетто, габаритные размеры, прочность на раздавливание, тепло- и влагоустойчивость и др.

Важнейшим свойством грузовой единицы является способность к сохранению указанных характеристик в процессе товародвижения. В качестве основы для формирования грузовых единиц используются стандартные контейнеры и поддоны[28].

Наши рекомендации