Сбор информации от кандидата в ходе интервью

Для получения достоверных и максимально полных сведений о кандидате интервьюер должен владеть техникой сбора информации. Это предполагает, в том числе, и умение правильно задавать вопросы.

Типы вопросов, которые могут быть использованы в ходе интервью

В ходе интервью могут использоваться следующие типы вопросов:

• открытые;

• прямые или закрытые;

• наводящие;

• рефлексивные;

• косвенные.

Открытые вопросы -это такие вопросы, которые предполагают развернутые содержательные ответы, не ограниченные никакими рамками.

Примеры открытых вопросов:

Что заставило Вас принять решение о ...?

Расскажите мне о ...?

Как получилось, что...?

Почему...?

Опишите...

Что Вы думаете о ...?

Прямые, или закрытые, вопросыпредполагают ответы "Да" или "Нет", либо сообщение конкретных сведений.

Примеры прямых или закрытых вопросов:

Вызамужем?

Есть ли у Вас водительские права?

Какие оценки были у Вас по каждому предмету?

Сколько человек непосредственно подчинялось Вам?

Сколько месяцев Вы работали в ...?

Наводящие вопросы- это такие вопросы, которые как бы подсказывают, какой тип ответа ожидается.

Примеры наводящих вопросов:

Для этой работы важна аккуратность. А вы аккуратный человек?

Я думаю, что вы жалеете об этом сейчас, не так ли?

У нас очень много работы и часто приходится работать с высокой нагрузкой. Как вы относитесь к работе в условиях высокой нагрузки?

Рефлексивные замечания или вопросынужны для того, чтобы избежать недопонимания или неверного понимания. Кроме того, они показывают кандидату, что его внимательно слушают.

Примеры рефлексивных замечаний/вопросов

Как я понял, Вы предпочитаете работу с высоким уровнем ответственности?

Итак, Вы любите заниматься спортом?

Мне показалось, что Вы плохо реагируете на критику в Ваш адрес?

Интервьюер должен стремиться избегать внушения кандидату возможных ответов и использования наводящих вопросов. При проведении интервью следует соблюдать баланс между закрытыми, открытыми вопросами, рефлексивными замечаниями и рефлексивными вопросами.

При подготовке интервью следует заранее подготовить вопросы, которые позволят получить наиболее важную информацию от кандидата. При этом следует учитывать, что не всегда можно рассчитывать на получение достоверной информации в ходе интервью, если собеседнику задавать прямые вопросы типа: "Являетесь ли Вы ответственным человеком?", "Готовы ли Вы к проявлению творчества и инициативы, если это потребуется?" и др.

Более надежную информацию о значимых для организации-работодателя качествах претендента дают косвенные вопросы. В этом случае претендента прямо не спрашивают о его достоинствах или недостатках. Ему задают вопросы, связанные с его профессиональным опытом, с его поведением на работе и др. Правильно сформулированные косвенные вопросы позволяют получить достоверную информацию о кандидате. Примеры таких вопросов приводятся в таблице 2-4.

Таблица 2-4

Технология получения информации от кандидата в ходе проведения интервью с использованием косвенных вопросов

Возможные вопросы Цель вопроса
Расскажите мне о вашей последней (настоящей) работе Общий ориентировочный вопрос для определения дальнейшего хода интервью. Получить первое впечатление о кандидате
Что вам больше всего нравилось (нравится) в вашей работе? Уточнить сферу профессиональных интересов, выяснить, что является сильными сторонами кандидата
Что вам меньше всего нравилось (нравится) в вашей работе? Ответ кандидата на этот вопрос указывает на слабые стороны человека. То, как он ведет себя, отвечая на этот вопрос, выявляет степень его откровенности
Как вы получили работу в прежней организации?   Ответ на этот вопрос может показать степень инициативности кандидата или его готовность к поиску неиспользованных резервов
Каковы были Ваши рабочие обязанности в последней организации? Все ли вас устраивало? Базовая информация. Позволяет уточнить сферу компетенции работника, его отношение к порученной работе
  Ваши основные рабочие успехи? Определить, ориентирован ли кандидат на достижения. Выяснить, в каких областях он добился наилучших результатов
Были ли у Вас в работе какие-то ошибки, разочарования или вещи, которые получались не очень удачно? Выяснить, готов ли кандидат принимать на себя ответственность за свои неудачи
Какой прогресс был достигнут вами за время работы в последней организации? Определить способность человека к росту, к развитию
Что вы получили от работы в вашей последней организации? Выяснить, чему человек смог научиться за время работы. Оценить его способность осваивать новое, склонность к позитивному мышлению, к способности находить положительные стороны в любой ситуации
В какой степени изменения в работе, которые произошли за время вашей работы в последней организации, зависели от вас? Определить степень инициативности и самостоятельности работника
Опишите себя в общих словах. Выяснить представление человека о самом себе.
В чем вы превосходите других людей?   Определить, насколько кандидат уверен в своих способностях, навыках, знаниях, квалификации
Что вы думаете о своих недостатках и какие качества вам следует развивать в первую очередь? Установить, насколько реалистично кандидат оценивает себя. В чем состоят его основные неиспользованные резервы
Какие черты или качества вам нравились в вашем непосредственном руководителе?   Выяснить, как кандидат относился к своему руководителю, готовность к сотрудничеству с руководством, какие качества руководителя имеют для него важное значение
Что, по вашему мнению, внесло основной вклад в ваши профессиональные успехи к настоящему моменту?   Уточнить биографические данные и получить дополнительные сведения относительно профессиональных качеств и потенциала работника
Каковы ваши долгосрочные цели и задачи?   Определить готовность человека к обучению и развитию, склонность планировать свое будущее
С какими людьми вам приятно/неприятно иметь дело на работе или поддерживать деловые отношения? Определить деловые ценности и установки в деловом общении
Если бы вы начинали все с начала, как бы вы изменили свою жизнь и карьеру? Выяснить, что человека не устраивает в себе на сегодняшний день, какие цели являются для него наиболее привлекательными
Каковы причины вашего увольнения с последнего места работы (или почему вы намерены оставить вашу настоящую работу)? Оценить весомость приводимых аргументов, выяснить отношение кандидата к работе, к товарищами по работе и руководству
За последние 5 лет что из ваших ожиданий реально сбылось?   Выяснить, способен ли кандидат достигать намеченные цели. Установить, какие значимые события произошли в его жизни за последние годы
Как вы думаете, что мог бы сказать о вас ваш последний (настоящий) руководитель? Выяснить, нет ли здесь конфликта? Определение самооценки кандидата
Было ли в вашей работе что-то, что вы считали трудным для себя? Как вы с этим справлялись? Выяснить, что вызывает затруднения и как кандидат подходит к решению проблем
В каких работах вы участвовали сверх своих обычных должностных обязанностей? Определить готовность работника к сотрудничеству
Что вы считаете своими основными достижениями за время учебы в институте (или другом высшем учебном заведении)?   Выяснить, с чем у человека ассоциируются основные успехи. Это успехи в приобретении знаний и навыков, социальные успехи, командные или лидерские?
Чему вы научились? Что было самым значительным опытом в период обучения? Каковы базовые установки кандидата в отношении обучения?
В какой должности вы видите себя через 5 лет? Определение карьерных планов кандидата, его уровня притязаний и самооценки

Умение слушать

Для получения достоверной информации важно не только уметь задавать верные вопросы, но и уметь слушать ответы на эти вопросы. Интервьюер должен быть способен создавать обстановку, располагающую к доверительному общению, к открытости, к искренности. В значительной степени способность создать благоприятную обстановку при общении с кандидатом зависит от установок интервьюера, связанных с процессом получения информации в ходе интервью.

Можно выделить три базовые установки, которые помогают не просто слышать кандидата, а услышатьту ключевую информацию, которая поступает от него в ходе интервью:

Одобрение-положительное отношение к другому человеку, готовность его выслушать, готовность принимать его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

Установка на раскрепощение кандидата-это стремление к созданию комфортной обстановки для кандидата, повышающей уровень доверия между ним и интервьюером, способствующей получению от него значимой информации.

Установка на сопереживание кандидату-это чуткое отношение к собеседнику, понимание его переживаний и ответное выражение своего понимания этих чувств. Такое слушание позволяет уловить эмоциональную окраску сказанного, понять, какое значение данная информация имеет для собеседника, проникнуть в систему его внутренних ценностей и выяснить, какие чувства испытывает говорящий.

В противоположность этим установкам существует множество установок, мешающих слушать, искажающих ту информацию, которая поступает от собеседника. Среди них можно выделить такие, как:

Пренебрежение- когда собеседник рассматривается как человек, заведомо не достойный уважения и внимания.

Недоверие- основанное на твердой уверенности в том, что собеседник стремится или скрыть нежелательную для себя информацию, или пойти на обман, предполагая, что таким образом он сможет добиться желаемых целей.

Агрессия- раздражение, неприязненное отношение к собеседнику, к его словам, вопросам.

Для получения достоверной информации от кандидатов, для того, чтобы не только слушать, но и иметь возможность услышать то, что говорит кандидат, или то, что стоит за его ответами, интервьюеру следует настроить себя должным образом, постараться избавиться от установок, мешающих слушать.

Наши рекомендации