Диагностика ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
• Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
• Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков сотвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
• Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
• Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
• Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
• При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.
• При хлопках в ладоши ведущая рука — сверху.
• Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, — гладит ведущая рука.
• Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой — рисует ведущая рука.
• Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
• Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.
• При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.
• Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.
• Ребенку предлагают скрестить руки («поза Наполеона»). Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей.
• Детям предлагается на листе бумаги нарисовать два квадрата 2x2 см. Далее следует заполнить их вертикальными линиями на расстоянии 1—1,5 см друг от друга: сначала правой рукой — правый квадрат, затем левой рукой — левый квадрат за определенное время. Ведущая рука проводит больше линий, и они получаются более прямыми (пробу проводят с детьми старше 10 лет).
• Детям предлагается взять два чистых листа бумаги и поставить жирную точку в центре каждого из них. Затем сначала одной рукой на одном листе, а затем другой на втором с закрытыми глазами попасть карандашом в эти точки 15—20 раз подряд. У праворукого ребенка точность попадания выше при работе правой рукой (точки ближе к цели, распределены вокруг нее равномерно, форма разброса приближается к овалу). Левая же рука чаще всего попадает в левую половину листа и дальше от цели, чем правая. У леворуких детей наблюдается обратная картина. (Проба Е.П. Ильина на точность попадания.)
• Детям предлагается на чистом листе бумаги с закрытыми глазами и зафиксированным (прикушенным) языком одновременно рисовать двумя руками: правой рукой — квадрат, а левой — круг. Затем под первой парой рисунков предлагается нарисовать треугольник — квадрат, круг — квадрат и т.д. до восьми пар фигур. Рисунки выполняются в быстром темпе. Неведущая рука будет повторять движение ведущей или запаздывать с выполнением задания. (Проба Чернашека. Ее проводят не ранее 7 лет.)
•
• Для определения профиля латеральной организации моторных функций (праворукости и леворукости) можно использовать диагностическое устройство в виде подставки с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испытуемый должен пятикратно переставлять деревянные палочки из отверстий одного ряда в другой правой рукой и столько же левой. Учитывается время в секундах. Далее определяются средние арифметические значения полученных результатов для левой и правой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле:
КМА = Тср П/ТсрЛ,
где Тсрп — среднее значение времени для правой руки; ТсрЛ — среднее значение времени для левой руки (Проба Аннет.)
Глава 2
Дифференцированное обучение детей с различной организацией
Мозга
До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. А такая продукция правого полушария, как интуиция, ритм, создание образов и др., в современной школе, к сожалению, не ценится. Школьные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка. Однако известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления ребенка. Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики (наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей ученика и учителя).
Профессор H.H. Трауготт (Россия): «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».
Профессор Т.П. Хризман (Россия): «Исчезают правопо-лушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».
Боб Самплс (США): «Мы обнаружили, что если реализуются функции правого полушария, то неизбежно произойдет развитие качеств, связанных с левым полушарием».
И. Соньер (Франция): «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»
Согласно теории Говарда Гарднера, существуют семь типов интеллекта, которые необходимо использовать при обучении детей: логико-математический, вербальный (языковой), музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутрилич-ностный. В школе, к сожалению, используется в основном логико-математический и вербальный интеллект.
Нужно учитывать, что правое полушарие успешно справляется с невербальными, пространственными задачами. Поэтому важно не заставлять детей использовать языковые средства как способ мышления, необходимо больше внимания уделять творческому мышлению и приложению знаний к реальным ситуациям.
Исследование волновой активности мозга детей, успешных и неуспешных в обучении, показало, что неуспешные дети отличаются более низкой общей активностью левого полушария даже при выполнении вербальных и знаковых заданий. Кроме того, у них значительно меньшая частота переключений с одного полушария на другое при выполнении заданий, которые требуют разной стратегии мышления. Объясняется это либо несформированностью мозолистого тела мозга, обеспечивающего переключаемость в работе полушарий, либо стрессовым состоянием, разобщающим работу полушарий. Неуспешные дети в такой ситуации могут использовать только симпатическую нервную систему, стволовые структуры мозга и правое полушарие. Левое логическое полушарие задействовано не в полной мере. Можно говорить о дискриминации правопо-лушарных детей и, особенно, детей, не прошедших полностью нейропсихологическую петлю развития. Они заранее обречены на неуспех в логической системе образования.
Необходимо учитывать и то, что практически вся традиционная конструкция школьной жизни сориентирована на подавление и закрепощение той фундаментальной нейрофизиологической основы, из которой берет свои истоки вся телесно-моторная и духовно-психическая жизнь ребенка. К факторам фундаментального закрепощения можно отнести режим традиционной сидячей позы, отчуждение органов чувств, книжные технологии познания вместо сенсорно-сти-мулъных, программно-скоростные установки в усвоении техники письма и чтения на фоне незрелости правополушар-ной образной сферы. К дополнительным факторам, усугубляющим состояние психомоторной сферы, можно отнести и некоторые школьные реформы: замену импульсно-нажимного письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой; парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной поверхностью; электролампового освещения на мерцающее люминесцентное и т.д.
Для создания ситуации успеха на уроке желательно выполнение следующих условий:
— организовать раздельное обучение мальчиков и девочек;
— определить стиль учебной деятельности каждого ученика в классе и дифференцировать учащихся на малые группы;
— выяснить психофизиологическое место за партой в классе каждого ребенка;
— определить, какие стили учебной деятельности входят в усредненный стиль класса;
— выяснить, кто не соответствует усредненному стилю большинства;
— определить стиль преподавания учителя и отметить случаи его несовпадения со стилями учебной деятельности учащихся;
— добиваться соответствия учебных материалов (учебников, пособий и т.д.) со стилем учащихся;
— определить учащихся группы риска, активизировать их включение в учебный процесс, творчески используя возможности работы в малых группах, индивидуальные домашние задания, консультирование и др.