Технологический цикл PR в избирательной кампании

Технологический цикл PR в рамках политической кампании начинается еще до ее основного этапа. Единственным условием в этом случае будет то, что PR -кампания не должна носить предвыборный характер. В противном случае будет нарушен закон о предвыборной агитации. Шарков Ф. предлагает свой технологический цикл.[5]

I. Аналитический этаппредназначен для разработки конкретной программы взаимодействия политического субъекта с целевой общественностью. Для этого необходимо разработать план исследования общественного мнения и спроектировать PR-мероприятия в рамках политической кампании.

В рамках этого этапа выделяется несколько конкретных фаз.

1. Экспресс-анализ ситуации деятельности политического субъекта в отношениях с общественностью (исследовательская фаза) ставит своей целью предварительное исследование (для последующего проведения фокусированного исследования) с точки зрения взаимодействия политического субъекта с целевой общественностью. Объектами исследования могут выступать избирательные предпочтения электората, политические силы региона (дружеские и конкурирующие), организации, влияющие на предвыборную ситуацию, отношения с органами власти и т.д. Исходя из этого решаются конкретные задачи:

1) осуществление общего анализа предвыборной ситуации с точки зрения связи субъекта с другими субъектами, влияющими на его деятельность;

2) раскрытие специфики взаимоотношений политической кампании с организациями;

3) анализ данных исследований, проводимых в рамках политической кампании;

4) соотнесение плюсов и минусов политического субъекта с плюсами и минусами конкурентов;

5) описание характера существующих связей политического субъекта с электоратом;

6) вскрытие негативных стереотипов общественного мнения и изучение позитивных установок по отношению к данному субъекту;

7) предварительное исследование имиджа политического субъекта;

8) выявление преимуществ политического субъекта по отношению к конкурентам;

9) изучение аспектов имиджа политического субъекта, формирующих как негативные, так и позитивные установки у общественности для последующей корректировки;

10) постановка основных задач исследования.

- Определение объектов исследования (информационная стадия).

Объектами исследования могут быть:

- внешние условия (экономические, социальные, правовые и т.д.);

- целевые аудитории общественности;

- электорат;

- конкуренты;

- другие организации, влияющие на политического субъекта (властные структуры, общественные организации и т.п.).

В каждом конкретном случае объектом исследования может быть различное сочетание данных объектов.

- Непосредственное исследование выделенных целевых объектов (организационная стадия).

- Систематизация и анализ результатов исследования (аналитическая стадия).

2. Стратегическое планирование PR-кампании (проектная фаза).

- Постановка целей кампании (концептуальная стадия)– носит наиболее общий характер, конкретнее цели и задачи определяются на стадии планирования. При определении общих целей и задач PR-направления необходим активный контакт со звеном стратегического анализа и управления:

а) создание положительного имиджа и благоприятного отношения у целевой аудитории;

б) совершенствование системы взаимоотношений между субъектом и целевой аудиторией;

в) развитие связей и взаимовыгодного сотрудничества политического субъекта с потенциальными партнерами (другими политическими деятелями, финансовыми и властными структурами, общественными и экономическими организациями и т.п.);

г) разработка рекомендаций по совершенствованию форм взаимоотношений политического субъекта с целевой общественностью;

д) составление рекомендаций по устранению в имидже политического субъекта причин, порождающих неблагоприятное общественное мнение, и др.

- Согласование целей PR-кампании с другими направлениями. Для повышения эффективности работы PR-подразделения штаба необходимо тесно взаимодействовать с другими направлениями работы штаба, чтобы избежать изолированности PR–отдела от других подразделений штаба. Для этого целесообразно согласовывать цели и задачи PR-направления с общими стратегическими ориентирами деятельности штаба в целом.

а) постановка задач PR-кампании:

- проведение текущих исследований общественного мнения относительно политического субъекта;

- анализ и выработка способов коррекции сложившегося имиджа политического субъекта;

- освещение деятельности политического субъекта в кругах целевой аудитории;

- разработка и проведение мероприятий по прямому контакту политического субъекта с целевыми аудиториями и значимыми структурами;

- привлечение влиятельных персон для повышения престижа политического субъекта;

- разработка и воплощение идей для создания «шумихи» вокруг политического субъекта.

б) согласование задач PR-кампании с другими направлениями работы штаба начинается с разработки стратегии и тактики PR-кампании:

-формулирование общих положений PR-мероприятий;

- выявление приоритетов PR-кампании осуществляется по результатам проведенных исследований и сопоставительного анализа с особенностями внешней ситуации. В качестве приоритетов выбираются позитивные моменты имиджа политического субъекта, которые могут выступать основными акцентами позиционирования в кампании;

- описание кратких характеристик основных этапов PR-мероприятий и планирование опорных сроков по поставленным задачам.

- Планирование PR-мероприятий:

- выбор целевых аудиторий;

- разработка идей проведения PR-работы для привлечения внимания целевой общественности и электората через СМИ, привлечения референтных лиц для поддержки и поднятия престижа политического субъекта, проведения различных PR-акций для установления непосредственных отношений с целевыми аудиториями и электоратом;

- определение средств PR-кампании (fund-reising): СМИ, встречи с избирателями, концерты, круглые столы и многое другое;

- выбор целевых тем для СМИ и PR-акций основывается на зафиксированных приоритетах PR-кампании в соответствии с разработанными идеями PR-мероприятий. Основная задача – составить полный список тем, которые необходимо раскрывать в СМИ при проведении PR-акций. Последовательность раскрытия тем определяется общей стратегией по изменению общественного отношения к имиджу политического субъекта.

- выбор каналов информационного воздействия (СМИ; печатные издания по форме распространения: подписные или розничные; по периодичности выхода: ежедневные, еженедельные, ежемесячные или ежеквартальные); радио и телевидение; другие средства (Интернет, direct mail);

- планирование предварительного общего бюджета PR-мероприятий политической кампании и его согласование с руководителями штаба.

- Конкретное планирование PR-акций (программная стадия).Разрабатываются конкретные содержательные идеи по формированию имиджа политического субъекта в соответствии со следующими критериями:

- эффективность изменения мнения у целевой общественности в благоприятную для политического субъекта сторону;

- включенность всех целевых аудиторий общественности в контакт с политическим субъектом;

- концентрированность воздействия на целевой электорат;

- адекватность воздействий типам целевых общественных аудиторий и электората;

- максимальность общественного и электорального резонанса;

- соответствие PR-акций требованиям процесса формирования целевого имиджа политического субъекта.

Основные задачи:

- разработка конкретных идей проведения PR-акций;

- составление конкретных планов работ по PR-акциям;

- определение состава информационного пакета, поддерживающего PR-акцию.

Наши рекомендации